СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. Как же выполнить этот социальный заказ нашего общества? И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея.
Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.
Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.
В своей урочной и внеурочной работе учителя истории стремятся воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться событиями истории своего народа, знать, понимать и уметь объективно оценивать их – в этом основа деятельности школьного музея.
Задача настоящей работы рассказать об опыте нашей школы в решении поставленных обществом задач, поделиться накопленными практическими положительными результатами.
Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления: уроки, исследовательская работа, внеклассные занятия,
Остановлюсь подробнее на характеристике некоторых направлений.
Уроки. Использование фондов музея при организации образовательного процесса. В деятельности по приобщению школьника к высоким нравственным нормам поведения, образующим фундамент гражданственности, то есть деятельной любви к своей Отчизне, колоссальная роль отводится предмету «История».
Первостепенное значение, безусловно, имеют урок и сам учитель.
Урок истории - это всегда воспитание, потому что «история определяет шкалу ценностей»(С.О.Шмидт). История может быть и героической, и повседневной. На наш взгляд, именно от учителя зависит, будет ли ученик только гордиться славными страницами прошлого своей страны и ее героев или же у него сформируются стереотипы высоконравственного поведения в условиях повседневности. Очевидно, что, изучая историю, ребенок должен знакомиться как с примерами служения великих людей, совершающих великие дела, так и с примерами так называемых малых добрых дел.
Гражданско- патриотическое воспитание учащихся происходит постоянно на уроках истории и обществознания. Учителями кафедры проведены уроки, способствующие формированию чувства патриотизма, любви к Родине, сопричастности к историческим событиям.
1 «Как получить гражданство РФ и США» – 7«б» класс - Берикова Н.Б.
2 «Боевой путь 28-ой Армии» - 11«а» класс - ГоряеваБ.Б.
3 «Гражданская Война: трагедия народа» - 9 «б» класс -Очирова Э.Н.
4 «.Гражданственность или патриотизм?» - 10 «а» класс - Горяева Б.Б.
5. «Что такое гражданское общество?» - 9 класс - Кенжибаева Н.В.
6. «Минувших дней немеркнущая слава» - 10 «б» класс - Манжеева Т.И.
7.Что важнее герой, вождь, толпа…- 11 «б» класс - Берикова Н.Б.
На уроках истории, изучая тему, мы останавливаемся на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учим детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.
Считаем, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение.
Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, республики дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по нашему мнению, обязательно станет таковой. Что нашло практическое воплощение на уроках:
- «Моя семья в годы Великой отечественной войны»;
- «Развитие образования в Яшкульском районе»;
- «История Ики-Цохуровского улуса»
- «Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года»
- «Образование калмыцкого ханства»
- « 13 лет,13 дней» ( о депортации калмыцкого народа)
Учим детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формируем интерес к своей Родине. Свои уроки пытаемся строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.
Уроки обществознания, начиная с 5 класса, в воспитании всех перечисленных нами качеств, не менее благодатны, чем уроки истории.
Тема « Родина» в курсе обществознания проходит красной нитью во всех классах, и творчеству учителя и учеников ничто не препятствует. Тут и вырезки из газет и самостоятельный выбор рассказа ученика о современниках. Многие ребята рассказывают о своих близких, пишут мини-сочинения, рисуют рисунки. А на вопрос, что значит по-настоящему любить свою Родину, ученики 7 класса затрудняются ответить. Это и понятно. Наряду с положительными примерами ребята видят и слышат немало негативного. И это тоже Родина. Задача учителя - не заострять внимание на том, что есть в стране отрицательного, а настраивать учащихся на то, чтобы они в будущем не совершали ошибок, были стойкими и честными в делах, а не в словах. Особое внимание на уроках уделяется вопросам права и демократии. Лучше всего уроки по наиболее сложным вопросам гражданственности проводить в виде игры. Класс делится на 3-4 группы, каждая группа составляет список основных принципов демократии. После этого учащиеся должны создать на основе составленных принципов Права человека 21 века. На доске записываем направления, на которые делятся права человека: политические, гражданские, экономические, социальные. Выводами урока являются рассуждения учащихся об уровне развития прав в нашем государстве, что зависит от самого человека, а что от государства. Не менее важные вопросы в курсе обществознания – вопросы толерантности. Нас, обществоведов, радует то, что во время изучения тем «Родина – наш общий дом», ребята активны и правильно понимают, что для всех народов Россия – действительно, общий дом. Основы нашего многонационального государства корнями уходят к глубокой древности и все народы, несмотря на свои традиции, обычаи, всегда были едины в борьбе за сохранение страны. Доказательства тому – Отечественная война 1812 года, война 1941-1945 года. Задача учителя - на конкретных примерах показать, что за годы ВОВ за храбрость и мужество звания героев Советского Союза получили: 11603 представителей 100 национальностей нашей страны, 104 человека удостоились этого звания дважды. 22 героя Советского Союза – уроженцы Калмыкии.
Для формирования гражданственности нами используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.
Формирование гражданских и правовых компетенций может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.
На уроке обществознания в 11 классе «Что важнее герой, вождь, толпа…» воспитательной целью урока является формирование отношения к политической элите и лидерам, формирование собственной позиции в политическом процессе.
В ходе урока учащиеся задумываются над вопросами: Какую роль играет человек в политической жизни общества? Способен ли он изменить ход событий? Чем объясняется различный объем участия граждан в политической жизни страны? Вместе исследовали функции, сущность и природу лидерства и те роли, которые он выполняет и отвечая на проблемный вопрос урока, пришли к выводу:
Образ лидера, его личность, его идеи не возникают из ничего, на пустом месте. Лидерство – отражение той эпохи, той страны, того народа, которые возносят лидера на политический олимп. Критикуя лидера или, напротив, прославляя его, народ прежде всего должен посмотреть на самого себя, постараться разобраться в себе.
Научно-исследовательская работа. Наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно-исследовательская работа - это не только теоретическая, а в большей степени практическая работа. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно-исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе. Так, учащиеся физико-математического профиля выполнили совместную исследовательскую работу: «Социально-экономическая и демографическая структура современного общества п. Яшкуль» За основу учащиеся взяли статистические данные по району, выстроили диаграммы по следующим критериям: общая численность населения, национальный состав, уровень дохода, занятость, возрастной и имущественный ценз. На основе диаграмм вывели характеристику современного общества своего села.
На протяжении многих лет учащиеся гимназии принимают участие в различных конкурсах исследовательских работ и многие работы стали призерами районных, региональных и всероссийских конкурсов.
Об этом свидетельствуют исследовательские работы учащихся:
«Боевой путь ветерана ВОВ Г.Б Уладжиева " - призер республиканского конкурса " Бичкн торскн ".
"История жизни Байн Опуевой " в республиканском конкурсе " Первые шаги в науку " .
Цастаева Эльза - " Калмыки: выселение и возвращение " – III место в республике;
Эдлеева Софья - " Улицы моего села как летопись истории Вов ",
Петр I и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи» - I место в республике;
«Человек, не затеряется в истории» - III место в республиканском конкурсе «Первые шаги в науку»
«Боевой путь 28-ой Армии» - призер российского конкурса «Мое Отечество»
«Моя малая Родина – Яшкуль» - призер российского конкурса «Мое Отечество»
Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи, играет школьный музей.
Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.
На сегодняшний день, задача учителя истории заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции.
Обращение к близкому, к местному материалу способствует:
- развитию патриотизма и гражданственности;
- развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;
- возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.
Непосредственно через анализ источников и игровую деятельность.
Игровые формы используются при организации занятий в основном в начальном и среднем звене, например:
«Бабушкин сундук» – изучение содержимого сундука, предназначение каждой вещи;
«Путешествие в музей» – непосредственно экскурсия по музею по определенной теме;
Кроме того мы с ребятами проводим различные акции, материал которых также можно использовать на уроках истории и внеклассных мероприятиях.
Акция «Традиции моей семьи» – в ходе, которой узнаем, что в каждой семье есть вещи, которые памятны и дороги;
Акция «Улицы моего села» – позволила изучить и оформить материал о людях, в честь кого названы улицы нашего села.
Турпоходы:
1) «Яшкуль – Поле солдатской славы – Олинг – Яшкуль»,
2) «Яшкуль – Хулхута – Памятники – Яшкуль»,
3) «Поле Солдатской славы»
Туристические походы и экскурсии, походы выходного дня позволили нам накопить многочисленный материал, фотоматериал, видеоматериал. Нами составлены и выпущены:
- Справочник «Памятники Яшкульского района»
- Путеводитель «В краю молодых озер»
- Путеводитель «Мой Яшкуль»
Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.
Список использованной литературы
Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.
Гутникова А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд. – во С.- Петерб. ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.
Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. М.: Народное образование. 2001. (Серия «Системные основания образовательной технологии)
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией С. Шехтера и Н. Воскресенского. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета». – 1998. – стр. – 190. Второе издание.
Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001
Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия. М.: Сентябрь, 2000.
Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.
Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.
Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М., 1990. Внеклассное занятие по истории, 9 класс.
© 2015, Берикова Надежда Бадаевна 1772