СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ушедший XX век характеризуется громадными революционными сдвигами, происходящими на глазах не одного поколения. Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит  духовно-нравственное  творчество человечества. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин, а в школьной практике – учебных предметов. В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого самоопределения личности.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования  музейной педагогики. Интерактивность – основной  методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:

  • Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
  • Гармонизация развития творческой личности;
  • Формирование национальной идеологии;
  • Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  • Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

 

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» [] .

Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения.

 

Структура модели музейной педагогики включает в себя:

  • цель,
  • задачи,
  • направления,
  • специальные требования,
  • формы и методы работы,
  • принципы,
  • музейные педагогические технологии.

 

По данному алгоритму можно составить такую модель  и апробировать её результативность.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
  • Воспитание любви к родному краю  и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  •   Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

 

Формы и методы работы.   Музейная педагогика создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на обычных уроках истории учащиеся получают  основы знаний о городе и крае, то на уроках русского языка,  они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в  одном из видов практической  деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

 

Наша школа носит имя Героя Российской Федерации Александра Николаевича Епанешникова. В школе существует музей героя. Организуются встречи с женой и родственниками А.Н. Епанешникова. Проводятся туристические эстафеты на приз А.Н. Епанешникова. Учащимся школы нравятся уроки  по музейной педагогике. Так, учащимся пятого класса предлагается на уроке русского языка сочинить сказку о Епанешникове.  Они заранее получают задание: всесторонне изучить биографию героя, найти факты, подтверждающие достоверность  сведений. Поэтому первый шаг в работе  –  поисково – собирательный. Ребята идут на экскурсию в музей имени А.Н. Епанешникова. Задают вопросы экскурсоводам,  составляют  необходимые рабочие материалы. В процессе исследовательской работы через личностное отношение ребенка  к существующей проблеме выявляется его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. Кроме того , учащиеся пятого класса получают индивидуальные задания :  художникам - придумать и нарисовать иллюстрацию к сюжету будущей сказки или обложку книги; групповые : музыкантам -подготовить звуковое сопровождение к сказке, теоретикам – высказывания и афоризмы о мужестве и героизме, толкование понятий «герой» «героическая сказка», сказителям – краткий пересказ сказки – притчи Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Сам непосредственно  урок проводится в музее.  На уроке по отдельным кусочкам составляется сказка « О небесной птице с земной судьбой».  В процессе работы  учитель организует соревнование : кто лучше расскажет сочиненную сказку. Ученики демонстрируют и защищают свои иллюстрации и обложку книги.

 

 Другой формой работы может быть «открытое письмо» герою. В пятом классе на уроке развития речи по теме  «Письмо» учащиеся  получают задание : написать письмо А.Н. Епанешникову».  В день рождения героя на уроке русского языка составляется текст поздравления. Учащиеся заранее готовят вручную открытку, обдумывают её форму и содержание. В старших классах  в системе уроков развития речи для  учащихся  проводятся конкурс на лучшую открытку – презентацию А. Н. Епанешникову, сочинение – эссе «Патриотизм и его границы» , « В жизни всегда есть место подвигу»,  « Героями не рождаются- героями становятся». (По материалам жизни А.Н. Епанешникова).

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. Классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новое качество, новые возможности, новые способы деятельности. Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем,  насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в  коммуникативные ситуации, требуя проявления  качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность  педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

Категория: Русский язык
09.01.2015 19:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!