СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии способностей дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии способностей детей дошкольного возраста.

Чувствительный период развития музыкальных способностей очень длинный и начинается с детства. Ребенок понимает музыку и обращает на нее внимание. Во время занятий музыкой ребенок получает некоторые знания, которые способствуют развитию его музыкальных способностей. Однако полное понимание музыки происходит, когда ребенок понимает, о чем говорит музыкальное произведение, и сравнивает то, что он знает, с тем, что он слышит. Для его поощрения следует использовать музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях и при проведении различных форм музыкальной деятельности.

1.музыкально-дидактические игры и их значение в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры-материалы, способствующие комплексному усвоению детьми музыкальных произведений в игровой форме, развитию у детей развлекательной, слуховой и двигательной активности.

Известный педагог, доктор педагогических наук Александра Усова назвала музыкально-дидактические игры основным средством музыкального воспитания. Через них ребенок учится различать характер, жанр музыки, развивает чувство настроения, темп, тембр, высоту звука. Как рассказала Наталья Ветлугина, музыкально-дидактические игры позволяют создать условия, способствующие сенсорному развитию ребенка. Их содержательная структура, игровая деятельность направлены на системное и системное развитие высокого, динамичного и тембрового слуха.

2. изучение музыкальных дидактических игр

Игра-наиболее приемлемый вид деятельности, позволяющий ребенку самостоятельно овладевать сенсорными действиями. Отличие музыкально-дидактических игр в том, что ребенок должен слушать интересно, комфортно, различать музыкальные особенности, сравнивать и направлять свои действия.

Методика изучения музыкально-дидактических игр аналогична изучению традиционных игр. Музыкальный руководитель знакомит детей с правилами игры, визуальным и, при необходимости, музыкальным материалом, определяет основные средства музыкальной экспрессии, уточняет задания и приглашает детей к игре. Во время игры он следит за правильностью выполнения заданий и соблюдением правил игры.

Когда игра заканчивается, она, безусловно, заканчивается, потому что, как и многие дидактические игры, музыкально-дидактическая игра имеет свои правила и дух соперничества. Эти правила зависят от определенных сенсорных задач. Дети, правильно выполнившие задания, награждаются: посещают игру или первыми узнают о чем-либо, например, встретились с колокольчиком, выбирают инструмент для игры в оркестре и т. д.

Проводя музыкально-дидактические игры, учитель, как и в процессе усвоения нового материала, должен переходить от простого принципа к сложному. Дети дошкольного возраста не могут самостоятельно выполнять сложные задания, например, описывать ритм пения. Но даже детям постарше, не имеющим специального образования, сделать это очень сложно. Поэтому, выбирая музыкальные дидактические игры, мы постепенно усложняем их. В процессе игрового обучения дети выполняют определенное музыкально-сенсорное задание, а затем выполняют упражнение с той же целью, благодаря регулярному проведению этой игры. После того, как музыкально-чувственные навыки сформированы, задание можно усложнить.

3.музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Рассмотрим задачи музыкально-дидактических игр для детей каждой возрастной группы.

Младшая группа.

По высоте звука различают звуки малой, первой и второй октавы; ритм — простейшее разделение и воспроизведение ритма;тембр — различать по звучанию погремушка, колокольчик, бубен, пианино изображения половинной и четвертой длины; различать динамико-контрастные произведения. (громко-тихо).

Средняя группа Учить воспринимать: высоту звуков — различать выразительные возможности интервалов — октавы, септимы, сексты, квинты; ритм — различать акценты как средство выразительности в музыке; различать звучание простых ритмических рисунков; тембр — различать выразительность контрастных инструментов (колокольчик, дудочка, пианино), а также маракасов, цитры, ксилофона, флейты; динамику — различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко — тихо).

Старшая группа. Учить воспринимать: высоту звуков — различать выразительные возможности интервалов от кварты до примы, трезвучие мажорного и минорного строя, последовательность из трех — пяти степеней; ритм — различать более сложные ритмические рисунки, состоящие из двух — трех разных рисунков и могут содержать ритм с синкопами; динамику — различать динамические оттенки (громко, умеренно громко, тихо, умеренно тихо); тембр-сравнивать по звучанию такие музыкальные инструменты, как скрипка, триола, аккордеон, баян и тому подобное.

4. когда и как лучше проводить музыкальные дидактические игры?

Музыкально-дидактические игры можно проводить во время музыкальных занятий, развлекательных вечеров, утренников, самостоятельной деятельности детей. Дети изучают эти игры под руководством музыкального руководителя. В дальнейшем, при наличии необходимых технических навыков и наглядных пособий, некоторые музыкально-дидактические игры можно проводить в одной группе с воспитателем. Необходимым условием для развития и усвоения музыкально-сенсорных способностей детей является регулярность таких игр. Это вызывает у детей интерес к музыке.

После того, как дети освоили несколько музыкально-дидактических игр, объединенных одной темой, разумно провести развлекательный вечер. Такое мероприятие не требует больших усилий ни детей, ни музыкального руководителя, так как все игры осваиваются постепенно и систематически. В первой группе дети знакомятся с музыкальными инструментами:

бубном, дудочкой. До этого они уже знали погремушки, бубенцы, волчок. Изучив эти инструменты, можно провести вечер загадок «Отгадай, на чем играю». Для развития восприятия ритма достаточно двух - трех минут в начале занятия, чтобы провести игру «Повтори за мной».

В конце концов, музыкально-дидактические игры уместно включать в каждое занятие. Перспективное планирование этого вида деятельности поможет музыкальному руководителю продумать системность развития сенсорных способностей детей во время составления календарного плана музыкальных занятий, а также может пригодиться во время проведения развлечений.

5. Классификация музыкально-дидактических игр.

Музыкально-дидактические игры можно условно разделить на три группы:

- настольные;

- приближенные к подвижным играм;

– подобные хороводным играм.

а) Настольные музыкально-дидактические игры

Для настольных музыкально-дидактических игр используют пособия, которые можно приобрести через торговую сеть или сделать собственноручно музыкальному руководителю, воспитателям или родителям.

Настольные музыкально-дидактические игры имеют цель:

- дать возможность детям усвоить разный характер музыки (игра «Весело-грустно», «Солнышко и тучка»);

– развить у детей умение различать музыкальные жанры (игра «Песня, танец, марш», «Подбери музыку», «Чей это марш»);

– дать представление о содержании музыки музыкального произведения, музыкальные образы («Узнай Сказку», «Подбери картинку») и средства музыкальной выразительности («Ступеньки», «Кого встретил Колобок»).

Прежде всего такие игры направлены на решение сенсорных задач, а уже потом на выполнение игровых действий.

б.)Музыкально-дидактические игры, приближенные к подвижным играм

Вторая труппа музыкально-дидактических игр направлена на выполнение сенсорных задач и на игровые действия с элементами соревнования. В зависимости от задач, которые ставит музыкальный руководитель, проводя ту или иную игру, возможно доминирование сенсорных или игровых действий.

Так, например, в игре Елены Тиличеевой «тише — сильнее в бубен бей» в зависимости от того, как дети поют, воспитатель или ребенок играет в бубен. Такая игра помогает детям овладевать голосом, развивать внимание, память, побуждает детей сравнивать мелодию по звучанию и действовать соответственно.

в). Музыкально-дидактические игры, подобные хороводным играм.

Третья группа объединяет музыкально-дидактические игры, которые по своему характеру подобные хороводных игр. В них могут участвовать все дети группы одновременно или подгруппы детей.

Категория: Музыка
24.11.2022 19:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!