© 2016 499
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Н. С. Михалков
Год российского кино торжественно открывали в разных регионах страны. Мне довелось побывать на подобном мероприятии в Кирове и ответить на множество вопросов, заданных жителями этого хорошего русского города. В том числе на такой: «Надо ли включать в школьную программу начальный курс киноведения?» Ещё недавно я сам выступал с похожей инициативой. И сейчас от неё, разумеется, не отказываюсь. В том, чтобы дети изучали азы «важнейшего из искусств», нет и не может быть ничего плохого или лишнего. Однако, если предельно трезво взглянуть на вещи и выбрать, что важнее в нынешней школе – преподавание основ киноискусства либо увеличение часов русской литературы, русского языка, лично я выбрал бы второе. Уровень знаний в области родной словесности у подрастающего поколения просто чудовищный, и это – в стране, которую все мы лет двадцать назад называли самой читающей на планете.
Мой друг Александр Адабашьян рассказывает как скверный анекдот реальный случай из жизни. Его знакомый проводил некий конкурс среди подростков (возможно, для участия в кинопробах), беседовал с каждым, расспрашивал: как живёшь, учишься, чем интересуешься, что читаешь? Ответ одного поразил и развеселил одновременно. Отрок чрезвычайно эмоционально, всё ещё находясь под впечатлением, поделился примерно такой историей: «Тут книжка попалась. Там, короче, мужик подходит к памятнику, и у них начинаются свои тёрки-разборки. Мужик сначала ругался с памятником, а потом побежал от него. А памятник рассердился – он был на лошади – и поскакал за мужиком. Там ещё сильный дождь пошёл и началось наводнение. Классная книжка! Кто написал? Не помню. Пушкин? Не-е, кажется, не он». После собеседования они вышли в коридор, где дожидалась мама конкурсанта, и знакомый Адабашьяна – с тонкой иронией, рассчитывая, видимо, вызвать и смех, и стыд, – сказал ей: «Ваш сын такой молодец! Прекрасную книгу мне порекомендовал!» После чего почти дословно повторил ей этот потрясающий синопсис. Женщина, довольно молодая, обрадовалась: «Ну надо же, как интересно! Ничего подобного никогда не читала».
Выдающийся русский режиссёр Сергей Герасимов в своё время выразил замечательно верную и глубокую мысль: «Кино – это сестра литературы». Я бы добавил – младшая сестра. Она училась и учится у старшей всему: отделять зёрна от плевел, сиюминутное, преходящее – от вечного, подлинную любовь – от её эрзаца, имитации, подделки. У нас великая, даже величайшая в мире литература, которая поставила перед мыслящими людьми абсолютно все вопросы бытия! Исходя из этого и надо выстраивать приоритеты. А молодёжь, хорошо знающая отечественную литературу, неизбежно захочет смотреть качественное кино.
Источник: Н. Михалков. Кино – младшая сестра литературы // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2016. – № 10. – С. 1–2.
© 2016 499