СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Натуральный рубин. как распознать фальшивку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАТУРАЛЬНЫЙ РУБИН. КАК РАСПОЗНАТЬ ФАЛЬШИВКУ.

Великолепная окраска в сочетании с невероятно красивым сиянием и очень высокой твердостью делают рубин одним из самых желанных самоцветов. Лучшие благородные рубины ценятся выше всех прочих цветных драгоценных камней, за исключением редчайших голубых, зеленых и розовых бриллиантов.

Многие столетия их добывают только в одном крошечном регионе, расположенном близ городка Могок на севере Мьянмы (бывшая Бирма). Веками из этого отдаленного, почти недоступного местечка, площадью всего в несколько квадратных километров, на ювелирный рынок поступают лучшие в мире рубины. Чистые камни бирманского происхождения массой более одного карата чрезвычайно редки и поэтому стоят баснословно дорого — иногда на порядок дороже, чем бриллианты аналогичного размера.

При этом если рассматривать рубин, как красную разновидность корунда, его вовсе не назовешь таким уж редким камнем — он распространен в природе достаточно широко. Это кристаллическая триокись алюминия (Al2O3) — корунд. В чистом виде этот минерал бесцветен, а его разнообразная цветовая гамма обусловлена в основном совсем незначительными примесями других элементов, а также электронными центрами окраски.

Ярко-красный цвет рубина объясняется наличием в составе небольшого количества окиси хрома или железа. Твердость по шкале Мооса — 9; средний удельный вес ~ 4 г/см3; показатель преломления (индекс рефракции) — от 1,76 до 1,77; двойное лучепреломление — 0,008. Прекрасные синие сапфиры, эксклюзивно редкие падпараджа, а также желтые, золотистые, фиолетовые, черные и прочие сапфиры, равно как и рубины являются корундами — с тем же основным химическим составом и тригональной кристаллической решеткой.

Бирманские рубины окрашены преимущественно окисью трехвалентного хрома и имеют характерный цвет алой крови, который также называют «кровью голубя». Именно этот необычный оттенок, а также своеобразное зональное, «потокоподобное» распределение окраски отличает лучшие рубины из Мьянмы.

Сильная флюоресценция в некоторых самоцветах также часто обусловлена присутствием определенного количества хрома, как окрашивающего вещества. (Избыток хрома, как и присутствие железа гасит флюоресценцию.) В рубинах она очень ярко проявляется при искусственом освещении, делая окраску камня более яркой и глубокой. Иногда кажется что мерцающий, как раскаленный уголёк, самоцвет освещается изнутри. Это объясняется тем, что искусственный свет сильнее именно в красной части спектра.

Поэтому перед покупкой рубина обязательно нужно посмотреть на него при обычном дневном освещении. Разница в окраске может оказаться просто потрясающей — камень, который под электролампой казался ярко-красным, может на поверку оказаться бледно-розовым. Это особенно характерно для рубинов с острова Шри-Ланка — днем они розовые, зато вечером буквально преображаются, становясь кроваво-красными.

В наше время в ювелирных украшениях часто используются рубины из Таиланда, которые при дневном свете также выглядят достаточно скромно и напоминают гранат. Основным хромофором в них является железо, поэтому тайские самоцветы часто имеют буроватый оттенок, хотя иногда их окраска бывает настолько насыщенной, что может сравниться с «голубиной кровью» бирманских камней. Но поскольку железо поглощает флюоресценцию, тайские рубины очень редко сверкают кроваво-красным «огнем», характерным для самоцветов из Мьянмы и Шри-Ланка.

Хотя подобные нюансы окраски и не бросаются в глаза (особенно при дневном освещении), цена отличается разительно: бирманский рубин в 1 карат может стоить в десятки раз дороже тайского самоцвета того же качества.

В прошлом столетии были открыты и прочие источники рубинов ювелирного качества — Афганистан, Непал, Пакистан, Индия, Мадагаскар, Кения, Танзания. В 80-х на рынке появились качественные самоцветы из Вьетнама. Они похожи на бирманские — обладают сильной флюоресценцией и окрашены хромом. Крупные рубины из новых месторождений поступают на рынок по сравнительно умеренным ценам, в то время как их аналоги из классических мест добычи настолько редки, что стоят просто баснословно дорого.

Конечно же, нельзя забывать, что происхождение камня еще не является гарантией его качества. Как и у других цветных драгоценных камней, стоимость рубина зависит от красоты и насыщенности окраски, чистоты, размера, отсутствия визуально различимых дефектов. Низкокачественные бирманские рубины могут оцениваться в $20 — 30 за карат, но стоимость лучших составляет $100000 за карат и более. В 1988 году исключительный бирманский рубин массой 15,97 карата был продан за 3 млн. 630 тыс. долларов США, (т. е. более $227000 за карат).

Также необходимо учитывать тот факт, что происхождение является очень важным фактором оценки только для камней хорошей окраски, высокой чистоты и достаточно крупного размера. Для мелких рубинов среднего и низкого качества не так уж и важно, где они были добыты — в Мьянме, Таиланде, на Урале или где-нибудь в другом месте.

Конечно, за исключением тех случаев, когда происхождение камня может поставить под сомнение подлинность старинного ювелирного украшения. Например, если в изделии Викторианской эпохи вдруг обнаружатся африканские рубины, которые были открыты во второй половине XX века.

Стопроцентно определить происхождение рубина — задача для любителя практически невыполнимая. Способы применяемые профессиональными экспертами довольно сложны. Они основаны, главным образом, на тщательных исследованиях микроскопических включений и прочих дефектов, характерных для камней из различных месторождений.

В наше время многие геммологические лаборатории выдают сертификаты, которые подтверждают как природу самого камня, так и точное географическое положение его месторождения. Любой, представляющий интерес драгоценный камень должен иметь такой сертификат. Однако, даже если местом добычи в нем значится Мьянма, камень может быть вполне заурядным. Ведь «престижное» происхождение не является гарантией качества.

Из природных камней на рубин более других похожи красная шпинель, рубеллит и красные гранаты (альмандин и пироп).

Благородная красная шпинель в ювелирных изделиях используется относительно редко. Если окраска рубина напомнает малину, то цвет шпинели чаще имеет оранжевый оттенок и больше похож на клубничный. Отличить ее от рубина можно с помощью дихроскопа (если камень не в оправе): как и у других минералов кубической сингонии, у шпинели одиночная рефракция, а у рубина — двойная.

Различить можно и при помощи рефрактометра (если позволяет оправа). Показатель преломления шпинели несколько ниже (1,72 против 1,76). Кроме того, у шпинели своеобразный спектр флюоресценции, состоящий из множества светлых линий с двумя наиболее интенсивными в центре группы. А у рубина он состоит из двух полос (692,8 и 694,2 нм), которые в маленьком спектроскопе сливаются в одну линию.

В рубинах (как и в сапфирах) часто присутствуют тончайшие параллельно-волокнистые включения рутила — так называемый «шёлк».

Визуально он различим как беловатое свечение внутри камня. Наиболее ярким выражением такого шелковистого блеска являются эффекты кошачьего глаза или астеризма (четырех- или шестилучевой звезды). Заметив «шёлк» в красном самоцвете, можно с известной долей уверенности предположить что это рубин. Хотя в наше время подобный эффект умеют создавать и в синтетических ювелирных материалах. Для шпинели же характерны включения совершенно другого типа: они напоминают газовые или жидкие пузырьки в стразах.

Даже качественный красный турмалин (рубеллит) своей окраской редко приближается к малиновому цвету хорошего рубина. Перепутать можно с рубинами низкого качества, которые практически не отличаются по цене. Показатель преломления турмалина значительно ниже (1,62 — 1,64), а двойная рефракция 0,018. В отличии от рубина рубеллит не флюоресцирует.

Красные гранаты широко используются в ювелирных украшениях и именно их путают с рубином чаще всего. Показатели преломления гранатов перекрывают индекс рефракции рубинов. Лучшие пиропы обладают окраской, близкой к ярко-красному цвету рубина. Но гранаты (как и шпинель) имеют кубическую кристаллическую решетку и одиночную рефракцию — под полярископом они остаются неизменными.

Более распространенные альмандины не флюоресцируют. Отличить от рубина можно с помощью спектроскопа: гранаты имеют очень своеобразный спектр поглощения с тремя хорошо заметными широкими полосами в желтой, зеленой и синей частях спектра.

Как и другие дорогие (и не очень дорогие) драгоценные камни, рубины часто подвергаются так называемому облагораживанию — различным процедурам, улучшающим прозрачность, усиливающим окраску, создающим оптические эффекты.

Наиболее часто используемыми методами облагораживания рубина являются: прокаливание и прочая высокотемпературная обработка (как с применением различных добавок так и без), поверхностная диффузия, заполнение трещин различными красителями или бесцветными субстанциями, а также создание иррадиации — малоизученной, основанной на цветовых контрастах, оптической иллюзии, при которой размер рассматривого предмета кажется большим или меньшим, чем он есть на самом деле.

В поверхностных полостях рубинов, подвергшихся облагораживанию, могут оставаться стеклоподобные частицы, которые задерживаются даже после перешлифовки. Нередко в результате высокотемпературной обработки присутствующие внутри камня включения и дефекты расширяются, что приводит к образованию характерных линзовидных расколов.

Хотя облагороженные камни и являются натуральными, но ценятся они значительно ниже избежавших подобной обработки. В сертификате обязательно должно указываться наличие или отсутствие следов облагораживания, если конечно таковые возможно установить.

В качестве имитации рубина могут использоватся композитные камни (дублеты). Самые простые состоят из красного стекла и наклееной на него тонкой пластины альмандина. Линию склейки в таких дублетах иногда можно обнаружить при тщательном исследовании камня под лупой: она представляет собой тонкую линию, пересекающую коронку. Сама линия может быть и незаметна, но резкое измененение блеска на границе между гранатом и стеклом обычно хорошо различимо, если смотреть на камень под нужным углом. Лучше всего подобная имитация выявляется, если погрузить камень в жидкость с высоким показателем преломления и рассматривать его сбоку на белом фоне.

Но более совершенные композитные камни определить совсем непросто. В некоторых используется подложка из синтетического рубина, на которую наклеивается тонкая пластинка низкокачественного корунда. Затем дублет гранят таким образом, что линия склейки идеально совпадает с рундистом уже ограненного камня. В оправе такой дублет выглядит точно также как натуральный камень: окраска исскусственного рубина смягчается слоем натурального корунда, который может иметь «шелк» и прочие природные атрибуты, характерные для этого минерала. Подобную высококачественную имитацию сможет определить только эксперт при помощи специального оборудования.

В качестве самой недорогой имитации рубина могут использоваться стразы. Они намного мягче корунда, но конечно же никто не станет пилить надфилем драгоценые камни для того чтобы на практике в этом убедиться. Стекло можно определить с помощью лупы или микроскопа — по характерным газовым пузырькам, которые обычно крупнее чем в искусственном корунде, а также по цветовым воронкам и характерным для стекла раковистым сколам.

Показатели преломления стекла далеки от индекса рефракции рубина. Будучи веществом аморфным, стразы имеют одиночное светопреломление. Тут необходимо заметить, что кубические минералы (например, гранат и шпинель) также обладают одиночной рефракцией и в этом отношении не отличаются от стекла.

Значительно хуже обстоит дело с определением искусственных рубинов. Синтетический корунд имеет идентичную кристаллическую структуру и обладает такими же свойствами, что и натуральный рубин, поэтому использование инструментов, помогающих идентифицировать природные камни, здесь не поможет. Технологии производства синтетических ювелирных материалов совершенствуются с каждым годом. К тому же чем выше ценится камень, тем искуснее может быть его имитация. А качественный рубин — один из самых дорогих драгоценных камней.

Прежде всего следует учитывать то обстоятельство, что чистые ярко-окрашенные рубины крупнее 1 карата встречаются не просто редко, а исключительно редко. То есть подобный камень, выставленный на продажу по умеренной цене — почти наверняка синтетика. Что уж говорить о чистых натуральных самоцветах в 3 — 5 и более карат. Их во всём мире насчитываются единицы.

Первые синтетические рубины появились на мировом ювелирном рынке в 1877 году. Они были получены французскими химиками Эдмондом Фреми (Fremy), Шарлем Фейлем (Feil) и Огюстом Вернейлем (Verneuil). Небольшие сиренево-красные кристаллы рубина были синтезированы сплавлением оксида алюминия и фторида бария с карбонатом и хроматом калия. Полученные ромбоэдрические кристаллы частично были использованы в ювелирных изделиях в необработанном виде, а некоторые были огранены.

В 1885 году на рынке появились рубины, загадка происхождения которых не разгадана и по сей день. Камни массой в 1 — 2 карата имели состав и свойства натуральных рубинов и изначально были приняты за таковые. Предположительно они были получены сплавлением мелких кристаллов природного корунда с добавлением хромата калия, усиливающего окраску.

Сначала эти рубины называли «женевскими» (по предполагаемому источнику производства), а позднее — «реконструированными». По другой, более современной версии, их синтезировали плавлением порошка окиси алюминия с затравкой из натурального рубина. И всё-таки, откуда они взялись на самом деле, до сих пор достоверно неизвестно.

В начале XX века Огюст Вернейль создал специальную печь, в которой порошок чистой окиси алюминия, полученной из алюмоаммиачных квасцов, плавится в пламени водородно-кислородной горелки. Для получения ярко-красного цвета в шихту предварительно добавляют окись хрома. Выращенные этим методом монокристаллы известны как «були». Своей формой они напоминают «пузатую» стеклянную бутылку с конусообразным горлышком.

С изобретением печи Вернейля наступила эпоха промышленного синтеза драгоценных камней. Метод столетней давности и в наши дни успешно используется, и не только для получения искусственного рубина. Меняя состав шихты, можно синтезировать сапфир, александритоподобный корунд, шпинель, титанат стронция.

Корунды, выращенные по методу Вермейля затвердевают дугообразными, параллельно ориентированными цветовыми линиями, которые часто различимы после разрезания були. Окраска синтетических рубинов распределена внутри камня исключительно равномерно и зачастую слишком хороша для того чтобы быть настоящей. Внутри таких камней могут содержаться небольшие сферические или удлиненные газовые пузырьки, различимые при тщательном осмотре. Впрочем, такие пузыри вполне можно перепутать с кристаллическими включениями в натуральных рубинах.

Во многих случаях опытному эксперту достаточно просто взглянуть на камень, чтобы убедиться в том, что он искуственный. Наилучщий цвет в рубине проявляется в направлении, перпендикулярном оптической оси кристалла — с единственным показателем преломления. Это обстоятельство обязательно учитывается мастерами при обработке — перед огранкой кристалл исследуется с помощью дихроскопа.

Поэтому у правильно ориентированного при огранке камня дихроизм (при наблюдению через площадку) отсутствует. Он отчетливо проявляется при повороте камня. А ситетику обычно гранят произвольно — исходя из формы були. В результате лучший ярко-красный цвет разбавляется лучом с желтоватым оттенком, что можно наблюдать в дихроскопе при исследовании камня через площадку.

С годами появляются всё более совершенные методы синтеза драгоценных камней. В наше время существуют настолько совершенные искусственные ювелирные материалы, что и геммологу бывает совсем непросто отличить от натуральных. Некоторые современные синтетические камни выращиваются с использованием затравок из настоящих бирманских рубинов и имеют все признаки этих редких и дорогих самоцветов.

В лабароториях их определяют с помощью тщательных исследований окраски, линий роста, характера и состава включений и т. д. При этом используется специальное сложное оборудование, недоступное не только для любителей, но и для многих геммологов.

Даже если ювелирное изделие было изготовлено задолго до появления современной синтетики, натуральные самоцветы вполне могли быть позднее заменены в них на искусственные.

Если в украшении используется группа небольших рубинов, имеет смысл тщательно изучить их окраску. Природные камни массой менее 0,3 карат обычно стоят ненамного дороже искусственных, но врядли они будут иметь абсолютно одинаковый цвет. Подбор натуральных самоцветов по окраске поднимет себестоимость изделия, а вот с синтетическими камнями такой проблемы не возникнет.

Даже очень мелкие природные рубины практически всегда имеют дефекты — не бывают абсолютно «чистыми». В них содержатся микровключения других минералов, «захваченные» корундом в процессе роста кристаллов, а также тончайшие пересекаюшиеся каналы, пустоты неправильной формы, тончайшие иглы рутила («шёлк»).

Чистые ярко-окрашенные натуральные самоцветы весом более 1 карата существуют только теоретически, а искусственные камни могут быть гораздо крупнее. Поэтому любой, уж слишком привлекательный и достаточно крупный рубин всегда находится «под подозрением», ну а окончательный вердикт ему может вынести только профессиональный эксперт.

Категория: Всем учителям
28.07.2017 07:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!