СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научиться жить как люди...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на Земле, как Люди

Б.Шоу.

Научиться жить, как люди… Что мы под этим подразумеваем? Жить в мире и согласии, любить свою Родину, уважать духовные традиции многонациональной России, иметь ценностные ориентиры, которые определяют базовые национальные ценности, заложенные в «Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

История это такой предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей.

Что изучает наука история? Прошлое человечества. А кто творит это прошлое? Люди. Легитимные правители и самозванцы, герои и предатели, друзья и враги. Именно люди совершали войны и революции, проводили крупномасштабные реформы, изменяли жизнь и мир своим культурным вкладом, своими меняющимися со временем мыслями.

И все это огромнейший человеческий опыт, это целый пласт материала, который можно и нужно использовать, прежде всего, для воспитания нравственности у молодежи. Когда мы со студентами изучаем роль конкретных выдающихся личностей в истории, обязательно анализируем и оцениваем их деятельность. И моя задача – сделать так чтобы студенты не превращались в судей, а именно оценивали. Ведь в истории достаточно и хороших и плохих примеров.

Например, приступая к изучению деятельности выдающихся российских правителей Ивана Грозного и Петра I, я всегда интересуюсь у студентов, что они знают об этих двух царях, какие ассоциации они у них вызывают. Иван Грозный обычно вызывает негатив, а Петр I только положительные эмоции. А в процессе изучения новых материалов отношение меняется.

Так, изучая новые исторические данные, студенты переоценивают свое отношение к деятелям истории. Студенты на таких примерах научаются видеть в правителях, прежде всего людей, у которых тоже есть слабости, которые тоже могут ошибаться, они становятся для них «живыми». Студенты ставят себя на их место и начинают думать, как бы поступили сами, и уже исходя из этого, формируют свою оценку. Так формируется их нравственность.

Для формирования нравственности на уроках я часто использую приемы технологии развития критического мышления, т.к. они направлены на открытое, оценочное мышление обучающихся, развивающееся путем «наложения» новой информации на личный жизненный опыт. Например, прием самостоятельного целеполагания по алгоритму не только развивает критическое мышление, но и дает возможность «наложить» новый учебный материал на свою жизнь, сделать его нужным для себя, «своим», понять для чего данный урок пригодится в жизни. На уроке «Культурная революция Петра I» студенты осознают возможность применения полученных знаний для корректировки поведения, повышения уровня своей нравственной культуры.

Оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому я обычно предлагаю студентам "перенестись" назад. В этом случае хорошо работает прием «исторической реконструкции». На данном уроке это инсценировка «Не хочу учиться, хочу жениться!». Прием позволяет обучающимся проникнуться духом эпохи и глубже понять происходящее. И это важно для объективности оценивания результатов деятельности правителей, происходивших событий.

Я считаю целесообразным использование на уроках технологию групповой работы. Это позволяет развивать у студентов терпимость друг к другу, воспитывать взаимоуважение, умение работать в команде, что также способствует формированию нравственного поведения.

Я поняла, что очень эффективен метод проблемного обучения. Он обеспечивает высокую мотивацию обучающихся, требует проявления самостоятельности и оригинальности, не репродуктивного восприятия прошлого и настоящего, а выработку личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление. На уроке обучающимся дается две точки зрения на реформы Петра: западников и славянофилов, и ставится проблемный вопрос: культурные преобразования Петра - революция или наоборот Россия свернула с исконно русского пути? Для того чтобы ответить на этот вопрос студентам предлагается исследовать информационные источники: копии указов царя, выдержки из сборника «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранного от разных авторов», дополнительную информацию.

В настоящее время история нашего государства подверглась жесточайшей ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные ученые предлагают свою версию исторических событий и даже новую хронологию истории. В таких условиях изучать историю только по учебнику невозможно. Поэтому на уроках истории необходимо организовывать исследовательскую деятельность. Это развивает умение формировать собственную позицию к тем или иным историческим и политическим событиям в постоянно меняющемся потоке информации.

Сами тексты исторических документов кроют в себе большие возможности по формированию нравственности. Например, собрание от разных авторов «Юности честное зерцало», созданное по указу Петра I, содержит целый пласт ценной информации нравственно-этического характера. В ходе работы с данным документом студенты выносят для себя важные уроки нравственности.

Ответ на проблемный вопрос студентами находится в ходе дискуссии. Форма групповой дискуссии не только способствует развитию умения общаться, становлению самостоятельности мышления, но и воспитывает уважительное отношение к оппоненту, способствуя тем самым формированию нравственности. В итоге дискуссии Петру I студентами дается положительная оценка.

Таким образом, на уроках истории непременно нужно говорить и о хорошем историческом опыте и о плохом, учиться у предков и делать выводы, полезные для современной жизни. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. В этом и есть суть фразы «научиться жить как Люди».

Напоследок, хочется добавить немаловажный аспект: начинать нужно с самих себя. У обучающихся есть определённые ожидания относительно педагога. Для них крайне важны его нравственные качества. Ещё Я.А. Коменский утверждал, что учителем может быть высоконравственный, образованный, деятельный человек. А М.В. Ломоносов говорил, что учить нужно не только словом, но и поступками, добрым примером. И своим добрым примером мы учим наших студентов каждую минуту. Одна из главных задач педагога - воспитать в молодых гражданах человечность и доброту, «научить их жить, как люди».

Спасибо за внимание!

Категория: История
16.07.2017 13:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!