© 2016 2226
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дидактический материал – это языковые/речевые примеры-факты, подобранные или специально написанные методистами и учителями и отвечающие задачам воспитания учащихся и обучения их русскому языку. Дидактический материал иллюстрирует все программные темы школьного курса русского языка, обеспечивает формирование лингвистических, коммуникативных и культуроведческих знаний и навыков. Работа учителя но отбору дидактического материала – сложное профессиональное умение, которое формируется не один год. Учитель не просто находит примеры из разных источников, но и анализирует их, компонует, иногда корректирует, оценивает их учебный потенциал.
В литературе по методике преподавания русского языка в течение XIX–XX вв. накоплен огромный и непрерывно пополняемый резерв дидактического материала. Идёт время, и понятийно-терминологический аппарат этого материала сегодня нуждается в упорядочении и типологическом описании по возрастанию трудности1. Градационная классификация поможет усилить научный подход к отбору и системному накоплению дидактического материала на электронных и бумажных носителях, к научно-методическому описанию примеров, поиску материалов с заданными параметрами, чтобы методически грамотно осуществлять дифференцированное обучение русскому языку в школах и классах разного типа.
Перечислим основные способы подбора дидактического материала.
- Выборка примеров из словарей, научных грамматик, лингвистических статей.
- Самостоятельное нахождение примеров из художественной и научно-популярной литературы, из средств массовой информации, из параллельных школьных учебников и учебных пособий, из книг для внеклассного чтения, из учебников по литературе, истории, астрономии и т. д.
- Отбор готовых примеров из сборников упражнений, задач, текстов, тестов, карточек, изложений, контрольных работ, диктантов, сочинений, материалов к экзаменам (включая ЕГЭ), словарных минимумов, методических монографий, научно-методических журналов и т.д. и их новая компоновка.
- Оценка «старого» дидактического материала с точки зрения «морального» устаревания отдельных примеров.
- Самостоятельное написание (составление, конструирование) учителем, реже учащимися, отдельных предложений, рассказов, текстов диктантов и т. д.
«Копилкой» дидактического материала могут служить тематические тетради, картотеки, конверты и папки, компьютерные файлы.
Образец работы с тематическими тетрадями представлен в статьях Г. П. Соколовой:
О тематических тетрадях но русскому языку // РЯШ. – 1993. – № 1;
На урок – с К. Бальмонтом (Изучение и повторение обособленных членов предложения) // РЯШ. – 1999. – № 1;
На урок – с И.С. Тургеневым // РЯШ. – 2000. – № 4;
На урок – с Иваном Буниным (Тема «Простое предложение» в VIII классе) // РЯШ. – 2000. – № 5;
На урок – с Н. В. Гоголем (Итоговое повторение в конце IX класса) // РЯШ. – 2001. – № 2:
На урок – с А. П. Чеховым // РЯШ. 2002. – № 4, 5;
На урок – с И. С. Шмелевым, или «Россия в звуке, Россия в слове» // РЯШ. – 2000. – № 4, 5.
Показателем методического мастерства словесника является умение подобрать лингвистически содержательные примеры, полно и точно отражающие особенности изучаемой темы, дающие возможность извлечь «максимум информации о строении языковых единиц, их значениях, связях, сфере употребления, выразительных возможностях». Принципы отбора дидактического материала освещены в ряде статей, опубликованных в журнале «Русский язык в школе»:
Кузнецова Л. М. Об отборе дидактического материала для уроков русского языка // 1985. – № 3;
Озерская В.П. О лингвистической содержательности и воспитательной ценности примеров // 1980. – № 4;
Картавенко Н. Д. Об отборе дидактического материала для изучения фразеологических единиц на уроках русского языка // 1977. – № 3;
Бухарин В. И. О текстах для диктанта // 1989. – № 5;
Романова Н. А. О подборе дидактического материала для уроков русского языка // 1987. – № 6.
По характеру примеров дидактический материал может быть текстовым и нетекстовым (т.е. морфемным, словарным, фразеологическим и т. д.). Материал, кроме того, может быть неконтекстным (словным) и контекстным (предложенческим – термин М. Т. Баранова).
Основное методическое преимущество нетекстового дидактического материала – небольшой объём при достаточной концентрированности, что позволяет формировать языковые и правописные умения, экономя учебное время. Изучение большинства программных тем начинается со словного и словосочетательного материала, а изучение синтаксических и пунктуационных тем – с фразового. Одним из видов последнего являются афоризмы, которые отличаются лаконичностью и общедоступностью, метафоричностью и мелодичностью и используются при изучении главных членов предложения, односоставных предложений и иных программных тем. Материал афористического характера очень полезен при изучении односоставных предложений. См., например:
Бондаренко В. Т. О варьировании пословиц со структурой односоставных предложений // РЯШ. – 1990. – № 2;
Климкина Ю. Е. Работа с пословицами при изучении орфографии и пунктуации // РЯШ. – 2002. – №2.
В отечественной методике давно сложилась практика изучения языка на основе образцовых текстов российской словесности. Содержательный, увлекательный по своему характеру, безупречный в литературном и языковом отношении текстовый (прозаический и поэтический) дидактический материал служит средством обучения русскому языку, объектом лингвистического анализа, основой работы но совершенствованию умений слушания, чтения, говорения и письма. Проблеме текстоориентированного обучения посвящено немало статей в журнале «Русский язык в школе». Приведем некоторые из них:
Кеммель Г. А. О методических возможностях использования стихотворных примеров // 1971. – № 3;
Никитина Е. И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста // 2001. – № 4;
Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // 2000. – № 4;
Рухленко Н. М. Урок на тему «Односоставные предложения в художественном тексте» в IX классе // 2001. – № 5;
Чижова Т. И. Использование художественного текста в целях языкового и нравственного развития учащихся // 1995. – № 3;
Шанский Н. М. Стихотворный текст и углубленное изучение русского языка // 2001. – № 2; Он же. Поэтический текст и углубленное изучение русского языка в школе // 2000. – № 6.
Обычно дидактический материал так или иначе атрибутируется (указывается фамилия автора, иногда – название произведения; называется источник происхождения крылатых слов и т.д.). Но если ученикам хорошо знаком автор и/или произведение, материал полезно сделать намеренно не атрибутированным, чтобы ученики могли вспомнить, кому принадлежат слова, из какого произведения взяты предложение или фрагмент текста.
Обычно дидактический материал подразделяют на тематический и универсальный (комплексный). Первые упражнения по новой теме строятся, как правило, на основе узкотематических подборок, в которых представлены и акцентированы новые языковые явления и факты. Постепенно упражнения усложняют. Повторение и систематизация изученного по разделу, за год обучения, за весь курс изучения русского языка, а также итоговый контроль знаний, умений и навыков осуществляют чаще на основе комплексного, универсального фразового или текстового материала. Назовём примеры таких подборок:
Боброва Г. И. Материалы для экзамена по русскому языку в IX классе // РЯШ. – 1997. – № 2;
Зотина Т. В. Работа с тематической группой текстов при подготовке к экзамену в IX классе // РЯШ. – 2004. – № 1;
IIахнова Т. М. Материалы для подготовки к сочинению о Москве (Комплексная работа с текстом) // РЯШ. – 1997. – № 4;
Потапова Г. Н. Дидактический материал для занятий в старших классах // РЯШ. –1998. – № 3;
Рухленко Н. М. На урок русского языка – с русской народной песней // РЯШ. – 2004. – № 6;
Служевская Т. Л. Тексты для попутного повторения лексики при изучении синтаксиса и пунктуации // РЯШ. – 1990. – № 2;
Соколовская Ж. П. Лексика, знания о мире и тематический словарь // РЯШ. – 1988. – № 1;
Чернышев В. В. Русская загадка и её использование при изучении синтаксиса в школе // РЯШ. – 1991. – № 5.
Наиболее трудной и актуальной остаётся проблема подбора дидактического материала по возрастанию его учебной сложности, которая зависит от нескольких факторов:
а) от сложности примеров, обусловленной их «размером» (количеством букв в словах, количеством слов в предложениях; см. об этом исследования психолингвистов и методистов);
б) от предметной (языковой, речевой, правописной и иной) специфики примеров;
в) от соответствия примеров тем знаниям и умениям учащихся по русскому языку, которые необходимо получить по рекомендации госстандартов, программ и учебников;
г) от концентрированности изучаемых явлений и фактов в выбранных примерах.
Дидактический материал, соответствующий минимумам и программам, условно разделим на две группы: типичный дидактический материал и осложнённый дидактический материал.
В первую группу входят более простые для анализа и усвоения примеры с минимальной для учащихся учебной трудностью. Ошибки, допущённые при выполнении заданий на основе такого материала, классифицируются как грубые. При синтаксическом разборе это, например, относительно короткие предложения с чёткой синтаксической структурой, типичными способами выражения членов предложения, без явлений переходности.
Вторая группа представлена материалом, иллюстрирующим более трудные случаи или исключения. Ошибки, допущенные учащимися при написании и разборе таких примеров, целесообразно считать негрубыми.
С точки зрения пунктуационно-синтаксического разбора к осложнённому дидактическому материалу можно отнести предложения с фразеологическими оборотами. См. об этом:
Аксенова Л. А. Дидактический материал по теме «Фразеологизмы» // РЯШ. – 2006. – № 5;
Емельянова О. Н. Устойчивые обороты в прозе В. Астафьева // РЯШ. – 1998. – № 3;
Шанский Н. М. Русские национально маркированные фразеологические обороты // РЯШ. – 1996. – № 2.
Описание дидактического материала разной учебной трудности (типового, осложнённого, сложного) содержится во многих статьях журнала «Русский язык в школе», в том числе в статьях лингвистического характера:
Воителева Т. М. Работа над синтаксическими синонимами па уроках русского языка // 2004. – № 3;
Гаврилова Г. Ф. О знаках препинания в предложениях с сочинительной связью // 2001. – № 3;
Гац И. Ю. Причины пунктуационных затруднений в предложениях с обособленными оборотами // 2005. – № 5;
Гришко Ф. Т. Пунктуация в тексте со свободной прямой речью // 1990. – № 4;
Девятова Н. М. Знаки препинания перед союзом как // 2002. – № 2;
Долин Ю. Г. Третий главный член предложения? // 2005. – № 5;
Калинин А. Ф. Инфинитивные предложения в системе типов простого предложения // 2001. – № 4;
Марченко Е. П. Полипредикативные сложные предложения в современном русском языке // 2004. – № 3;
Основина Г. А. Обращение и омонимичные ему конструкции // 1998. – № 2;
Петров А. В. Безлично-модальные предложения // 2004. – № 6;
Сенюшкина Т. В. Синтаксические конструкции с союзом и (Материал для подготовки к экзамену по русскому языку) // 2003. – № 2;
Целикова М. П. Трудные случаи при синтаксическом анализе второстепенных членов предложения // 2005. – № 1;
Чернова Л. А. Составные именные члены предложения // 2004. – № 1;
Чуглов В. И. О составных членах предложения // 1996. – № 3;
Чупашева О. М. Как разграничить бессоюзное сложное и простое осложненное предложения // 1996. – № 2.
Методическое описание дидактического материала предполагает также определение его концентрированности, т.е. насыщенности языковыми явлениями и фактами.
Нормативно концентрированный материал в целом имеет естественную концентрацию изучаемых языковых явлений и фактов, отвечает поклассным нормативам орфографической и пунктуационной насыщенности контрольных диктантов, отражённым в «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Материал с меньшей концентрированностью орфограмм и пунктограмм предназначается, как правило, для слабых учащихся. Материал, в котором количество изучаемых явлений значительно превышает нормативы, называют концентрированным, так как он – при прочих равных условиях – имеет намеренно увеличенную учебную плотность языковых явлений и фактов. Дидактический материал может быть методически обработанным (адаптированным, изменённым, деформированным) и методически не изменённым.
Остановимся подробнее на основных видах деформированного дидактического материала.
Усечённо-купированный материал содержит пропуски отдельных слов, предложений, частей текста, не влияющие на восприятие информации. Купюры обозначаются троеточием в угловых скобках; например: Скверно, однако же, то, что я такого маленького роста <.> Лицо у меня впрочем умное. (Достоевский).
Адаптированный дидактический материал – это исходный авторский текст, упрощённый в учебных целях по языку и содержанию. Атрибутная примета адаптированного материала – предлог по в указании фамилии автора (по Куприну, по Шолохову). Структурно-содержательная деформация текста – это намеренное нарушение связности, изменение содержания путём нарушения последовательности предложений, пропуск и/или перестановка смысловых частей и др. Изменённые тексты, «рассыпанные» предложения и т.д. используются в упражнениях на реконструирование, восстановление примеров. См. материалы об этом в статье:
Сидоренков В. А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования // РЯШ. –1997. – № 6.
Дидактический материал может деформироваться орфографически и. пунктуационно, морфологически и синтаксически. Орфографически деформированный материал содержит пропуски орфограмм и/или вариантное их обозначение. Пунктуационно деформированный материал приводится без отдельных или всех знаков препинания; в последнем случае образуется «слепой текст». Какографический материал даётся с намеренными правописными и другими ошибками. См. об этом:
Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// РЯШ. – 1998. – № 3;
Горбатов Д. С. Корректурные упражнения на уроках орфографии // РЯШ. – 1996. – № 5;
Сотова И. Л. Речевые ошибки (Материал для размышлений ученика и учителя) // РЯШ. – 2005. – № 2.
В морфологически деформированном материале отдельные словоформы могут быть даны в скобках в исходной форме. В синтаксически деформированном дидактическом материале части предложения могут быть пропущены, переставлены или подвергнуты другим изменениям.
Минимальный объём дидактического материала определяется количеством выбранных фактов – слов, предложений, текстовых фрагментов, а также количеством языковых речевых явлений в каждом примере. См. об этом:
Текучев А. В. К вопросу об орфографическом и пунктуационном минимуме для школы // РЯШ. – 1969. – № 5.
Итак, чтобы эффективно обучать русскому языку, решать задачи попутного развития и воспитания учащихся средствами русского языка, важно правильно составить систему обучающих и проверочных работ на основе постепенно усложняющегося вариантного дидактического материала.
Литература
Острикова Т. А. Научно-методическое описание дидактического материала // Русский язык в школе. – 2007. – № 5. – С. 123-127.
© 2016 2226