СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научное общество учащихся как метод организации внеурочной деятельности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научное общество учащихся как метод организации внеурочной деятельности школьников

Жданова Т.В., Слуцкая Т.В.

О ценности внеклассной работы по предмету говорят все педагоги. Именно внеклассная работа позволяет разбить неизменно присутствующий на любом уроке «барьер» между учеником и учителем. Этот барьер – оценка. Необходимость одного оценивать работу другого – атрибут современной системы образования. Стремление получить положительную оценку выступает одним из стимулов учебной деятельности, но он же не позволяет учителю и ученику выступать союзниками, единомышленниками. Ученик все время ожидает, а как педагог оценит его слова, поступки, жесты.

Другое дело – внеклассная работа. Общее дело за пределами школьной программы позволяет создать интеллектуальный клуб, где учитель ведет за собой, но не приказывает, где отсутствует механизм принуждения и наказания. «По желанию» - вот главный девиз кружков, секций, обществ, объединений, творческих групп.

Среди многообразия форм внеклассной работы наше методическое объединение учителей истории и обществознания остановилось на формате научное общество учащихся. Чем эта форма привлекла наше внимание? Во-первых, в отличие от кружка НОУ не требует систематических занятий, а предполагает «волнообразную» работу от проекта к проекту, что позволяет распределять время более экономно и эффективно. Во-вторых, для НОУ не обязательно большое количество учащихся. Часто бывает, что вначале в кружек, в ожидании развлечений и отдыха, записывается большое количество школьников. Но работа кружка – это не только интересные игры и веселые приключения, это и постоянный труд, иногда кропотливый, требующий сосредоточенности и усилий. Не все дети готовы бороться с трудностями, выполнять не обязательные задания и поручения, за которые даже оценки не ставят. В результате к концу учебного года остается одна треть ребят от заявленного в начале года списка. Это ставит учителя в щекотливую ситуацию, реальное количество детей, посещающих кружек, не соответствует предоставленным в начале года сведениям.

У НОУ более открытый формат. Мы делим участников НОУ на три категории: 1) актив НОУ – учащиеся, постоянно посещающие все заседания, участвующие во всех проектах, лидеры движения (таких, как правило, два – три человека на параллель); 2) учащиеся, принимающие постоянно участие только в определенных видах проектов, которые им наиболее нравятся; 3) и, наконец, учащиеся, которым нравится предмет, и они хотели бы поучаствовать в работе НОУ, но в силу разных обстоятельств (загруженности в других кружках и секциях, отсутствия волевых качеств для систематической работы) не могут постоянно принимать участие в проектах НОУ; для них мы предоставляем возможность попробовать силы в каких-то отдельных мероприятиях.

Главным принципом работы НОУ является возможность представить результаты своего труда публично: на уровне школы, района, города, области. Детям важно получить опыт общения с такими же увлеченными ровесниками, почувствовать дух конкуренции, сравнить себя с другими, получить навык публичного выступления, услышать разумную критику или похвалу в свой адрес.

Не менее важным принципом выступает преемственность поколений НОУ. Младший состав (учащиеся 6-8 классов) получает посильную возможность участвовать в проектах со старшими школьниками, которые выступают для них и примером, и наставниками.

В настоящее время в гимназии работают два НОУ, организованные учителями истории и обществознания. Это научное общество учащихся «Славяне», руководитель Жданова Татьяна Владимировна. Общество имеет историко-краеведческую направленность. Изучает историю Воронежского края, и конкретно нашего микрорайона. Научным обществом «Правовед» руководит Слуцкая Татьяна Васильевна. У общества политико-правовая направленность. Учащиеся интересуются современными тенденциями развития права и мировой политики, участвуют в движении «Молодой избиратель».

Какие виды работы учащихся используют НОУ?

1. Подготовка исследовательских работ, организация конференций.

2. Организация гимназических коллективно-творческих дел: игры, викторины, политические дебаты.

3. Участие в очных и дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

4. Организация экскурсионных историко-краеведческих маршрутов по микрорайону; совместное посещение членами НОУ музеев и выставок.

В гимназии возродилась (забытая с советских времен) традиция политинформации. Причем возобновили мы ее по инициативе самих ребят. Учащиеся 10 класса предложили ввести дни общешкольной политинформации. Когда организовывали в первый раз, было сомнение, а будет ли интересна школьникам современная политик? Давил стереотип – да они кроме «мультиков» и кино ничем не интересуются. Мы ошиблись! Мероприятие прошло на одном дыхании. Выступали дети разных классов и параллелей, задавали вопросы, спорили, дискутировали. Долго не хотели расходиться. Оказалось, что они живо интересуются происходящими в мире и стране событиями, следят за новостями. Последний их вопрос был: «А когда будет следующая политинформация?»

Уинстон Черчилль, известный своими афоризмами, как-то сказал: «Школьные учителя обладают большей властью, чем президенты и премьер-министры». Мы согласны с мнением английского премьер-министра. Но только если это хороший педагог, способный повести за собой, заразить личным примером. Учителю дана возможность формировать личность ребенка. Недаром, говорили и говорят о сакральной роли учителя во все времена.

Сейчас мы живем в изменившемся мире, мире новых технологий и огромного информационного пространства. Мы уже привыкли к социальным сетям, привыкли ответы на вопросы искать во всемирной паутине. Безусловно, это большое цивилизационное достижение, но человек продолжает оставаться человеком. Ему необходимо живое общение, взаимопонимание и правильное осмысление всего того, что происходит в нашей стране и во всем мире. Помочь, направить, поддержать учащихся в современной бурной жизни – вот задача учителя. И НОУ помогает достигнуть этой благородной цели.

17.12.2016 22:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!