СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Научное общество учащихся как метод организации внеурочной деятельности школьников
Жданова Т.В., Слуцкая Т.В.
О ценности внеклассной работы по предмету говорят все педагоги. Именно внеклассная работа позволяет разбить неизменно присутствующий на любом уроке «барьер» между учеником и учителем. Этот барьер – оценка. Необходимость одного оценивать работу другого – атрибут современной системы образования. Стремление получить положительную оценку выступает одним из стимулов учебной деятельности, но он же не позволяет учителю и ученику выступать союзниками, единомышленниками. Ученик все время ожидает, а как педагог оценит его слова, поступки, жесты.
Другое дело – внеклассная работа. Общее дело за пределами школьной программы позволяет создать интеллектуальный клуб, где учитель ведет за собой, но не приказывает, где отсутствует механизм принуждения и наказания. «По желанию» - вот главный девиз кружков, секций, обществ, объединений, творческих групп.
Среди многообразия форм внеклассной работы наше методическое объединение учителей истории и обществознания остановилось на формате научное общество учащихся. Чем эта форма привлекла наше внимание? Во-первых, в отличие от кружка НОУ не требует систематических занятий, а предполагает «волнообразную» работу от проекта к проекту, что позволяет распределять время более экономно и эффективно. Во-вторых, для НОУ не обязательно большое количество учащихся. Часто бывает, что вначале в кружек, в ожидании развлечений и отдыха, записывается большое количество школьников. Но работа кружка – это не только интересные игры и веселые приключения, это и постоянный труд, иногда кропотливый, требующий сосредоточенности и усилий. Не все дети готовы бороться с трудностями, выполнять не обязательные задания и поручения, за которые даже оценки не ставят. В результате к концу учебного года остается одна треть ребят от заявленного в начале года списка. Это ставит учителя в щекотливую ситуацию, реальное количество детей, посещающих кружек, не соответствует предоставленным в начале года сведениям.
У НОУ более открытый формат. Мы делим участников НОУ на три категории: 1) актив НОУ – учащиеся, постоянно посещающие все заседания, участвующие во всех проектах, лидеры движения (таких, как правило, два – три человека на параллель); 2) учащиеся, принимающие постоянно участие только в определенных видах проектов, которые им наиболее нравятся; 3) и, наконец, учащиеся, которым нравится предмет, и они хотели бы поучаствовать в работе НОУ, но в силу разных обстоятельств (загруженности в других кружках и секциях, отсутствия волевых качеств для систематической работы) не могут постоянно принимать участие в проектах НОУ; для них мы предоставляем возможность попробовать силы в каких-то отдельных мероприятиях.
Главным принципом работы НОУ является возможность представить результаты своего труда публично: на уровне школы, района, города, области. Детям важно получить опыт общения с такими же увлеченными ровесниками, почувствовать дух конкуренции, сравнить себя с другими, получить навык публичного выступления, услышать разумную критику или похвалу в свой адрес.
Не менее важным принципом выступает преемственность поколений НОУ. Младший состав (учащиеся 6-8 классов) получает посильную возможность участвовать в проектах со старшими школьниками, которые выступают для них и примером, и наставниками.
В настоящее время в гимназии работают два НОУ, организованные учителями истории и обществознания. Это научное общество учащихся «Славяне», руководитель Жданова Татьяна Владимировна. Общество имеет историко-краеведческую направленность. Изучает историю Воронежского края, и конкретно нашего микрорайона. Научным обществом «Правовед» руководит Слуцкая Татьяна Васильевна. У общества политико-правовая направленность. Учащиеся интересуются современными тенденциями развития права и мировой политики, участвуют в движении «Молодой избиратель».
Какие виды работы учащихся используют НОУ?
1. Подготовка исследовательских работ, организация конференций.
2. Организация гимназических коллективно-творческих дел: игры, викторины, политические дебаты.
3. Участие в очных и дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах.
4. Организация экскурсионных историко-краеведческих маршрутов по микрорайону; совместное посещение членами НОУ музеев и выставок.
В гимназии возродилась (забытая с советских времен) традиция политинформации. Причем возобновили мы ее по инициативе самих ребят. Учащиеся 10 класса предложили ввести дни общешкольной политинформации. Когда организовывали в первый раз, было сомнение, а будет ли интересна школьникам современная политик? Давил стереотип – да они кроме «мультиков» и кино ничем не интересуются. Мы ошиблись! Мероприятие прошло на одном дыхании. Выступали дети разных классов и параллелей, задавали вопросы, спорили, дискутировали. Долго не хотели расходиться. Оказалось, что они живо интересуются происходящими в мире и стране событиями, следят за новостями. Последний их вопрос был: «А когда будет следующая политинформация?»
Уинстон Черчилль, известный своими афоризмами, как-то сказал: «Школьные учителя обладают большей властью, чем президенты и премьер-министры». Мы согласны с мнением английского премьер-министра. Но только если это хороший педагог, способный повести за собой, заразить личным примером. Учителю дана возможность формировать личность ребенка. Недаром, говорили и говорят о сакральной роли учителя во все времена.
Сейчас мы живем в изменившемся мире, мире новых технологий и огромного информационного пространства. Мы уже привыкли к социальным сетям, привыкли ответы на вопросы искать во всемирной паутине. Безусловно, это большое цивилизационное достижение, но человек продолжает оставаться человеком. Ему необходимо живое общение, взаимопонимание и правильное осмысление всего того, что происходит в нашей стране и во всем мире. Помочь, направить, поддержать учащихся в современной бурной жизни – вот задача учителя. И НОУ помогает достигнуть этой благородной цели.
© 2016, Жданова Татьяна Владимировна 571