СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Названия цветов и их оттенков. Что они означают? Аделаида, бискр, гавана, дети Эдуарда, кошенилевый, марин, орельдурсовый, перванш, сольферино, цвет фуксии...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало исследованиям, ставшим основой современной науки о цвете, положил Исаак Ньютон.

Он определил, что белый цвет является смешением всех цветов, первым выделил спектральные цвета – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Ньютон создал объективную физическую основу систематики цвета, замкнув естественные спектральные цвета пурпурным цветом и расположив их по кругу. Первый, кто создал стройную систему цветов, был Леонардо да Винчи. Он установил, что мноогобразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Да Винчи писал: "Простых цветов - 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный". Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспекта цветов: художественный и физический. Немецкий поэт И.В.Гете написал целый труд о природе цвета. В XVIII веке был культ цвета: всевозможные оттенки сменяли друг друга со сказочной быстротой. Дошли до таких тонов, как цвет Нила, лавы Везувия, цвет испуганной мыши, влюбленной жабы, паука, замышляющего преступление. Был в моде и блошиный цвет, причем различали множество оттенков: цвет блошиной головки, блошиной спинки, брюшка, ног, цвет мечтательной блохи, цвет блохи в период родильной горячки. По материалам литературных описаний и исторических документов XIX века была сделана выборка различных названий цвета. Серый цвет наши предки не жаловали. Древние люди предпочитали носить одежду ярких оттенков. В средние века он использовался в костюмах лишь в качестве дополнений, например к фиолетовому или черному и белому (последняя цветовая комбинация была по душе королю Рене Анжуйскому). Серый, как и коричневый, воспринимался тогда как цвета грусти. Позже отношение к серому меняется. Разнообразие оттенков серого в текстильном производстве минувшего века поражает. Существовал, например, "розовый пепел", цвет испуганной мыши (все это нежно-серый цвет). Цвет "наваринского пепла" имел более темный оттенок: жемчужный оттенок серого назывался "гридеперлевый" (в начале века его называли и писали только по-французски). Некоторые названия серых оттенков не получили русского эквивалента вообще и не прижились с иноземным названием. Хорошо известно название темно-серого цвета маренго (серый с вкраплениями черного). Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году.

Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета. Тот же темно-серый цвет назывался "паук, замышляющий преступление", правда, название цвета писалось на французском языке. Был и цвет "влюбленной жабы" - зеленовато-серый. Цвет гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот. Существовали еще такие экзотические цвета и оттенки: Аделаида красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? Аделаидина-с. А аграфенина цвета нет?"). Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. Адского пламени, адского огня лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами. Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком. Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил. Альмандиновый - темно-вишневый. Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou. Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый. Амиантовый цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего - о цвете неба. Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др. Багор густо-красный с синеватым оттенком. Бедра испуганной нимфы оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки". Берилловый по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня. Бисквитный нежный серовато-зеленый. Бискр цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели. Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом. Бисной седой, серебристый. Бистровый цвет бистра, густой коричневый, бурый. Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc белый), кремовый оттенок белого. У Даля тельный, телесный цвет. Блокитный сине-голубой. По-украински «блакитный» именно голубой. Блондовый то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Бордоского вина - красно-фиолетовый. «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом. Бристольский голубой ярко-голубой. Брусничный когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники). Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники. Буланый - серо-бежевый. Бурнастый - то же, что бурый. Бусый темный голубо-серый или серо-голубой. Вайдовый синий. Вайда использовалась вместо индиго. Веселая вдова - оттенок розового. Вердепешевый желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик). Вердигри зелено-серый, от франц. vert-de-gris. Вермильон ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion. Винный желтовато-красный. Влюбленной жабы зеленовато-серый. Вороний глаз черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок). Вощаный цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого. Гавана серый с оттенком коричневого или наоборот. Гаити или розовый, или ярко-синий. Гвоздичный серый. Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый. Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый. Голова негра с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название. Голубиной шейки - оттенок серого. Гороховый серый или грязно-желтый. Гортензия нежно-розовый. Гридеперливый жемчужный оттенок серого. Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового". Гусиного помета (мердуа) желто-зеленый с коричневым отливом. Двуличневый с преливом, как бы двух цветов с одной стороны. Дети Эдуарда оттенок розового. Джало санто желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера. Дикий, дикенький светло-серый. Драконьей зелени - очень темный зелёный. Дроковый желтый, цвет краски из цветка дрока. Дымный устаревшая форма слова «дымчатый» Жандарм оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы. Жаркий оранжевый, насыщенно-оранжевый. Железный примерно то же, что нынешнее «стальной». Жженого кофе сложный оттенок коричневого. Жженого хлеба сложный оттенок коричневого. Жиразол молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала. Жирафовый желто-коричневый. Жонкилевый. Зекрый темный, светло-синий, сизый. Инкарнатный цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной. Испуганной мыши нежно-серый цвет. Иудина дерева ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые). Какао-шуа цвет горячего шоколада. Камелопардовый желтовато-коричневый. Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы"). Кармазинный, кармезинный насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина. Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного. Кармелитовый, капуциновый чистый оттенок коричневого. Касторовый темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани. Кастрюльный красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды. Кипенный, кипенно-белый белоснежный, цвет кипеня белой пены, образующейся при кипении воды. КашУ рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный. Колумбиновый сизый, от франц. colombin, «голубь». Коричный то же, что коричневый. Королевский голубой калька с англ. royal blue, ярко-голубой. Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый. Краплачный, краповый ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены. Кумачовый цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани. Купоросный пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса. Кубовый синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же индиго). Куропаткины глаза светло-красный. Лабрадоровый цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом. Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия. Лани (от названия животного) желтовато-коричневый. Лесных каштанов темный коричневый с рыжеватым оттенком. Лилейный нежно-белый, цвет белой лилии. Лондонского дыма - тёмно-серый. Лорд Байрон темный коричневый с рыжеватым оттенком. Лосинный грязно-белый, цвета лосин. Лягушки в обмороке светлый серо-зеленый. Маджента ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же. Майский жук цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом. Маренго серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета. Маренго-клер - светло-серый. Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской. Маркизы Помпадур оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour. Массака темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье". Медвежий (он же медвежьего ушка) темно-каштановый оттенок коричневого. Милори темно-голубой, синий. Мов - розовато-лиловый. Мордоре, мардоре цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века. Московского пожара похож на цвет давленой брусники. Мурамный, муаровый травянисто-зеленый. Накаратовый, накаратный оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat. Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки. Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая. Облакотный цвета облака. Оброщеный - багряный. Орлецовый красно-вишнево-розовый, цвета орлеца. Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной. Орельдурсовый темный коричневый с рыжеватым оттенком. Осиновый - зеленый с сероватым оттенком. Офитовый цвета офита, зеленоватого мрамора. Павлиний - синевато-лиловый. Палевый розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille "солома". Согласно Далю, палевый соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки. Парижская синь ярко-синий. Парижский голубой cветло-голубой. Парижской грязи грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа". Парнасской розы оттенок розового с фиолетовым отливом. Паука, замышляющего преступление темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой. Пелесый темный, бурый. Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком. Перловый жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг. Померанцевый - апельсиновый с розовым. Порфирный, порфировый - пурпурный. Последний вздох жако желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют. Плавый светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета. Празеленый иссиня-зеленоватый. Праземный цвета празема, светло-зеленого кварца. Прюнелевый оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной. Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский". Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый). Пюсовый бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, цвет "блохи в родильной горячке"). Ранжевый то же, что оранжевый. Резвая пастушка - оттенок розового. Рвота императрицы - оттенок коричневого. Редрый - бурый, рыжий, красноватый. Розовый пепел нежно-серый цвет, отливающий в розовый. Савоярский цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Семги оттенок розового. Селадоновый серовато-зеленый. Сизый цвет голубя, после просто синий. Силковый голубой, васильковый. Сине-алый темно-фиолетовый. Синетный церковное слово, означающее "сплошь синий". Синявый с синим отливом. Скарлатный ярко-красный, от англ. scarlet. Смурый коричневый оттенок серого, грязно-серый. Соловый серый. По этому цвету назван соловей. Сольферино ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859. Сомо розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире". Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом. Стризовый - ярко-красный. Сюрприз дофина. Он же цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился". Танго оранжевый с коричневым оттенком. Таусинный синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый. Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины. Турмалиновый темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина. Фернамбук изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука. Фисташковый - грязновато-зеленый. Фрез, фрезовый цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника. Фуксии - насыщенный розовый. Цинковый - цвета цинка, синевато-белый. Червчатый смесь багряного с синим, ярко-малиновый. Чермной - искрасна-рыжий. Чесучовый цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани. Шампань прозрачно-желтый, цвета шампанского. Шамуб светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд. Шанжан цвет с переливающимися оттенками Шарлах ярко-красный, от названия краски. Шартрез - жёлто-зелёный. Шмальтовый голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты). Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый. Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом. Электрон - ярко-голубой с прозеленью. Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий. Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века. Яхонтовый красный, фиолетовый или темно-голубой.

Категория: Прочее
05.03.2018 23:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!