СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые особенности организации деятельности обучающихся в условиях реформирования образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование переживает серьёзное реформирование.

Быстро меняющиеся условия жизни требуют умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигает повышенные требования к коммуникативным умениям, сотрудничеству, толерантности.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования характеризуется деятельностным характером, где главной целью является развитие личности учащегося. Содержание стандарта указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу … обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Приоритет личностной ориентации означает, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего, умеющего использовать знания в жизни. Для того чтобы учащиеся умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, умели принимать решения в сложных ситуациях, обладали сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в усвоении знаний на уроках, формирования навыка самостоятельной работы, самостоятельного мышления, сформированности аналитических характеристик мышления. Помочь в этом может стратегия активного обучения.

В условиях новых образовательных стандартов очевиден переход к активным формам обучения.

Активное обучение - это постоянное взаимодействие между учителем и учеником в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым, повышая качество учения и контроль самостоятельной работы обучающихся. Цель активного обучения – развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового. В этом случае целенаправленный подбор заданий позволяет учащимся активно участвовать во всем, что происходит на уроке, занимать активную исследовательскую позицию, осознавать результаты занятий для группы и для самого себя.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на важные вопросы современности, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на родов мира, в-третьих дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Большое значение в связи с вышеперечисленными характеристиками современного образования имеет использование на уроках истории ДМК. Критерии формирования документально-методических комплексов по истории были разработаны Юрием Львовичем Троицким, в лаборатории «Текст» (Новосибирск). На уроках истории таким учебным материалом должны стать комплекты документов, подобранные по определенным критериям с комплексом вопросов разного уровня к таким текстовым «конструктам».

В основе документально-методического комплекса лежит проблемная тема, проблемный вопрос. Но главным в таком комплекте является совокупность текстов, подобранных по определенным критериям.

При выполнении определенных условий подбора текстов для документально-методического комплекса комплект материалов превращается в своеобразный «текстовый коллаж», содержание которого никогда не может быть исчерпано до конца. При каждом новом прочтении документов, подобранных по определенным принципам, возникают новые значения, новые смыслы, формулируются новые проблемы и возникает индивидуальная траектория поиска ответов на задаваемые вопросы.

Принципы построения документального комплекса:

  1. «Позиционное» противоречие. В комплексе должны быть представлены исторические документы (источники), которые отражают историческое событие, процесс, явление с различных позиций. Например, свидетельство очевидца, современника событий и историка, или, высказывание руководителя страны и «простого» человека – непосредственного участника, на жизнь которого это событие, явление оказало непосредственное влияние.
  1. «Историографическое» противоречие. В документальном комплексе должны быть представлены тексты историков, содержащие оценки события, явления как минимум с двух противоположных позиций.
  1. «Жанровое» противоречие. В документальном комплексе соединяются тексты различной «кодировки». Это и статистические таблицы, и мемуары, и карты, и схемы, и воспоминания участников (мемуары), и работы историков, и, может быть, (по моему мнению, такие источники очень важны) выдержки из литературных произведений. Подборка текстов для каждой темы должна быть индивидуальна и обоснован выбор того или иного вида и/или типа документа.

В результате работы с таким «текстовым коллажом» на уроках истории у школьников формируются следующие интеллектуальные умения:

  • Чтение и понимание оригинальных текстов, которые после определенных мыслительных усилий становятся историческими источниками.
  • Преобразование текста исследовательскими операциями – анализ, расчленение на фрагменты, выделение важных элементов.
  • Столкновение «разножанровых» и «разнопозиционных» текстов, их анализ и интерпретация формирует способность проводить неочевидные и нетривиальные исторические и культурологические параллели, способность «порождать» метафоры, что является признаком «сформированности» исторического мышления. В этих условиях история становится не готовым, а становящимся знанием.

В этой связи, очень важным элементом становится уже с 5-го класса обучение постановке вопросов к историческим документам (это умения 5-6). Для этого применяется следующую методику:

1 этап - ребятам предлагается составить все возможные вопросы к конкретному ИД (индивидуально, в парах, в группах).

2 этап - один из учащихся озвучивает вопросы, а класс сравнивает их со своими, отсеивая похожие или аналогичные (часто схожие вопросы объединяются и заменяются более точной формулировкой).

3 этап - учащиеся коллективно под контролем учителя выстраивают вопросы в логической последовательности.

4 этап - один из учащихся анализирует документ, в соответствии с получившимся планом анализа документа.

Пример плана анализа, составленного учащимися 5 класса к документу "Из законов царя Хаммурапи":

1. К какому типу относятся документы?

2. В какое время могли быть написаны законы?

3. Кто автор законов? Мог ли их написать кто-то другой?

4. Можно ли определить на какие категории делилось население Древнего Вавилона?

5. Было ли неравенство среди людей? Считалось ли оно справедливым?

6. Можно ли определить основные занятия жителей Древнего Вавилона?

7. Зачем Хаммурапи ссылается на бога солнца?

8. Можно ли применять эти законы сегодня?

Важно, чтобы учащиеся, уяснили, что вопросы бывают разного аналитического характера. Для этого применяется следующий прием. Учащимся предлагается дома составить вопросы к документу так, чтобы набрать 10 баллов.

Условие: вопросы начинающиеся на Кто? Что? Когда? и т.д. оцениваются в 1 балл, а вопросы типа Зачем? Почему? С какой целью? и т.д. - в 2 балла. В результате ученики учатся обращать внимание на любые "мелочи" в тексте, которые в дальнейшем могут оказаться очень важны при анализе документа.

Постановка вопросов помогает более глубоко осмыслить содержание документа и главное, увидеть внутренние причинно-следственные связи источника, проследить логику авторского изложения материала.

В конечном итоге у учащихся формируется умение структурировать текст и отбирать необходимую информацию. Понятно, что в старших классах и структура, и требования к работе обучающихся другие. Однако, общие цели и принципы организации деятельности обучающихся позволяют добиться главных целей: усвоение знаний, формирование навыка самостоятельной работы, самостоятельного мышления, сформированности аналитических характеристик мышления.

В заключении хочется остановиться на словах немецкого педагога-демократа Фридриха Дестервега, особенно значимых в связи сданной темой: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Категория: История
20.05.2019 22:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!