СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Служба школьной медиации (далее СШМ) – объединение участников образовательных отношений – сотрудников образовательной организации, обучающихся, их родителей (законных представителей), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности с помощью метода школьной медиации и медиативного подхода, и использования восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
Медиация ‑ способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника – медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору.
Метод школьной медиации является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющим научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях. Школьная медиация дает возможность предупреждать конфликты, правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных негативных, деструктивных способов взаимодействия.
Школьные медиаторы – это педагоги, прошедшие специальное обучение (не менее 72-х часов), обучающиеся 7-11 классов – прошедшие обучение по программе подготовки «группы равных» (не менее 24-х часов), являющиеся членами службы школьной медиации. Школьными медиаторами могут быть родители, прошедшие обучение (не менее 24-х часов) и являющиеся членами службы школьной медиации.
Участники образовательных отношений – это обучающиеся, педагогические работники образовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
Куратор СШМ – это человек, организующий деятельность службы школьной медиации в образовательной организации.
СШМ осуществляет свою деятельность на основании Российского законодательства, Устава МБОУ СОШ, пункта 3.2.3 Комплекса мер по обеспечению реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в системе образования Красноярского края на 2016–2020 годы от 26.08.2016), пункта 1.1 распоряжения Губернатора Красноярского края «О мерах, направленных на повышение эффективности профилактики правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних на территории Красноярского края» от 28.10.16 № 571-рг, пункта 2.2. постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края «О неотложных мерах по профилактике общественно опасных деяний несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности» от 01.11.2016 № 167-кдн, пункта 1.1. Дорожной карты по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях Красноярского края от 08.02.2017.
Целями СШМ являются:
Задачами СШМ являются:
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Допускается создание СШМ из сотрудников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4, обучающихся 7-11 классов и их родителей, или лиц, их замещающих.
Необходимым условием участия в работе СШМ, в качестве медиатора, является прохождение специального обучения: педагоги - не менее 72-х часов и обучающиеся 7-11 классов, родители (члены СШМ) - не менее 24-х часов. Обучение детей и родителей могут проводить как педагоги-медиаторы образовательной организации, так и приглашенные специалисты (медиаторы-практики). Обучающиеся могут участвовать в проведении процедур медиации деятельности СШМ при дополнительном условии: наличии письменного согласия их родителей на деятельность ребенка в качестве ведущего процедуры медиации (медиатора).
К работе службы могут привлекаться специалисты партнерских организаций, либо другого образовательного учреждения, где создана СШМ.
К проведению мероприятий СШМ могут привлекаться добровольцы, прошедшие необходимый инструктаж.
Куратором службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательной организации, прошедший специальное обучение (не менее 72 часов) по программе «Медиация в образовательной организации», на которого приказом директора МБОУ СОШ № 4 возлагаются обязанности по руководству СШМ. Куратором назначается сотрудник, пользующийся доверием обучающихся, педагогов и администрации образовательной организации, а также понимающий и поддерживающий цели и задачи службы школьной медиации, восстановительного подхода.
ПОРЯДОК РАБОТЫ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Куратор СШМ может получать информацию о спорах, случаях конфликтного характера от педагогов, обучающихся, администрации МБОУ СОШ № 4, членов СШМ, родителей (законных представителей) или иных участников образовательных отношений.
Куратор организует принятие решения о возможности или невозможности проведения восстановительной программы в каждом конкретном случае вместе с медиаторами, которые провели предварительные встречи со сторонами. При необходимости о принятом решении информируется администрация образовательного учреждения.
Процедура медиации проводится только в случае согласия на участие сторон спора, конфликта. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, а так же есть материальный ущерб, то для проведения процедуры необходимо участие родителей или их письменное согласие на проведение программы.
По делам, рассматриваемым в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее Комиссия) или суде, медиация проводится взрослым медиатором. Медиация не отменяет рассмотрения дела в Комиссии или суде, но ее результаты и медиативное соглашение могут иметь значение при вынесении решения по делу.
Медиаторы СШМ могут проводить медиацию по конфликтам между участниками образовательных отношений МБОУ СОШ.
Медиатор вправе отказаться от проведения медиации в случае недостаточной квалификации. В этом случае координатор СШМ и директор МБОУ СОШ принимают решение о приглашении медиатора из другой организации (партнерской, территориальной и др.), а также использовании иных форм работы (комиссия по урегулированию споров, Совет профилактики и др.).
Куратор СШМ регулирует порядок определения сроков проведения процедуры (сопровождения случая).
В случае, если в ходе процедуры конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном медиативном соглашении или устном медиативном соглашении (по договоренности сторон).
При необходимости СШМ передает копию медиативного соглашения администрации образовательного учреждения при наличии согласия сторон.
СШМ несет ответственность за организацию процедуры медиации и других восстановительных программ в соответствии с регламентом. Стороны несут личностную ответственность за выполнение принятых в результате процедуры медиации обязательств.
При достижении соглашения, в обозначенное в нем время, медиатор проводит аналитическую беседу со сторонами о выполнении договоренностей и состоянии их взаимоотношений. При возникновении проблем в выполнении обязательств, медиатор (медиаторы), которые проводили данную программу, могут провести дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей исполнения и пути их преодоления.
При необходимости СШМ информирует участников процедуры о возможностях обращения к специалистам (социальный педагог, психолог, специалисты учреждений социальной сферы, юрист).
Деятельность СШМ фиксируется в журнале регистрации случаев, который является внутренним документом службы, и доступ к которым имеет только куратор или ее члены.
Куратор СШМ обеспечивает мониторинг проведенных программ. Отчет по запросу вышестоящих организаций имеет количественный вид (без упоминания фамилий участников программ). Куратор СШМ предоставляет количественный отчет по формату регионального мониторинга.
Куратор организует проведение супервизий с медиаторами, координирует действия участников СШМ в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди всех участников образовательного процесса.
Медиация не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей (законных представителей), кроме случаев, указанных в пунктах 5.4 и 5.5 настоящего положения (по данным категориям дел участие родителей (законных представителей) или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Администрация образовательного учреждения предоставляет СШМ помещение для проведения медиации и других восстановительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
Куратор СШМ организует планирование деятельности службы на каждый следующий учебный год в срок до 01 октября каждого учебного года.
Администрация МБОУ СОШ оказывает СШМ содействие в распространении информации о деятельности службы среди участников образовательного процесса.
Основными преимуществами медиации являются:
В силу вышеназванных характеристик медиация является эффективным инструментом не только для разрешения, но и предупреждения споров и конфликтов.
© 2018, Кособукова Елена Владимировна 317