СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не хочешь заблудиться – запоминай обратную дорогу. (Бессоюзные сложные предложения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторим правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Не хочешь заблудиться _ запоминай обратную дорогу

(Бессоюзные сложные предложения)

Нас с другом Сашей объединяло одно_ мы страстно любили дере­вянную архитектуру. Однажды нам посчастливилось_ мы отпра­вились путешествовать по берегам северной реки Мезéни. Мы посе­лились в Кимже_ это было старинное село с уникальной деревянной церковью. Местные жители рассказали_ неподалёку находится живо­писная деревушка Кильце_ и до неё можно легко добраться по лес­ной тропе.

Наутро я взял фотоаппарат_ Саша собрал сумку_ мы вышли из дома. В лесу мы увидели_ тропа часто теряется в густой траве_ по её краям растут нетронутые подберёзовики_ словом, здесь нечасто хо­дят люди. Лес стал редеть_ вдалеке над рекой показалась деревня.

На опушке я остановился_ в кустах сидел большой рыжий кот и с аппетитом обгладывал ветки. Это поразило меня_ разве коты едят кору? Я пригляделся_ у кота были непомерно длинные уши. Тут я понял_ это был не кот, а заяц. Я выхватил фотоаппарат_ заяц мгновен­ие» исчез в кустах.

Деревня Кильце нам очень понравилась_ в ней сохранились дома с узорчатыми наличниками и резными коньками на крышах. Повсюду стояли большие деревянные кресты_ на них были вырезаны молитвы_ в старину такие кресты ставили с просьбой к Богу уберечь посе­вы или излечить от болезней.

Посвежело_ солнце начало клониться к горизонту_ мы поняли_ пора возвращаться домой. Но никто из нас не запомнил главного_ откуда начинается тропа в Кимжу. Теперь нас волновало только одно_ поиски этой тропы.

По счастливой случайности нам встретился местный житель_ он стал быстро и подробно объяснять дорогу:

– Сначала идите вдоль éрика. Дойдёте до лывы_ сразу сворачи­вайте к пожням. За большой лягой увидите рéдник_ идите через него к поскóтине. А по клочью не ходите_ увязнете в дыбунé.

Я успел спросить, что такое éрик_ прохожий объяснил_ éрик по­хож на маленькую речку. Саша вставил вопрос про лыву_ прохожий ответил_ лывой зовётся заросшее озерцо.

В больших сомнениях мы пошли вдоль речки_ под ногами стало хлюпать какое-то болото_ возможно, это и была лыва. Стало ясно_ дороги домой мы не найдём. Выход оставался один_ надо было воз­вращаться в Кильце. Там мы постучались в крайний из домов_ нам открыл тот самый прохожий. Он устроил нас на ночлег и успокоил_ утром в деревню придёт теплоход_ на нём можно вернуться в Кимжу.

С тех пор мы неизменно следовали принципу_ не хочешь заблу­диться_ запоминай обратную дорогу.

Ключ

Не хочешь заблудиться – запоминай обратную дорогу

(Бессоюзные сложные предложения)

Нас с другом Сашей объединяло одно: мы страстно любили деревян­ную архитектуру. Однажды нам посчастливилось: мы отправились путе­шествовать по берегам северной реки Мезéни. Мы поселились в Кимже, это было старинное село с уникальной деревянной церковью. Местные жители рассказали: неподалёку находится живописная деревушка Кильце и до неё можно легко добраться по лесной тропе.

Наутро я взял фотоаппарат, Саша собрал сумку, мы вышли из дома. В лесу мы увидели: тропа часто теряется в густой траве, по её краям растут нетронутые подберёзовики – словом, здесь нечасто ходят люди. Лес стал редеть, вдалеке над рекой показалась деревня.

На опушке я остановился: в кустах сидел большой рыжий кот и с аппетитом обгладывал ветки. Это поразило меня: разве коты едят кору? Я пригляделся: у кота были непомерно длинные уши. Тут я понял: это был не кот, а заяц. Я выхватил фотоаппарат – заяц мгновенно исчез в кустах.

Деревня Кильце нам очень понравилась: в ней сохранились дома с узорчатыми наличниками и резными коньками на крышах. Повсюду сто­яли большие деревянные кресты, на них были вырезаны молитвы – в старину такие кресты ставили с просьбой к Богу уберечь посевы или излечить от болезней.

Посвежело, солнце начало клониться к горизонту, мы поняли: пора возвращаться домой. Но никто из нас не запомнил главного: откуда начи­нается тропа в Кимжу. Теперь нас волновало только одно – поиски этой тропы.

По счастливой случайности нам встретился местный житель, он стал быстро и подробно объяснять дорогу:

– Сначала идите вдоль éрика. Дойдёте до лывы – сразу сворачивайте к пожням. За большой лягой увидите рéдник – идите через него к поскóтине. А по клочью не ходите: увязнете в дыбунé.

Я успел спросить, что такое éрик, – прохожий объяснил: éрик похож на маленькую речку. Саша вставил вопрос про лыву – прохожий отве­тил: лывой зовётся заросшее озерцо.

В больших сомнениях мы пошли вдоль речки, под ногами стало хлю­пать какое-то болото, возможно, это и была лыва. Стало ясно: дороги домой мы не найдём. Выход оставался один: надо было возвращаться в Кильце. Там мы постучались в крайний из домов, нам открыл тот самый прохожий. Он устроил нас на ночлег и успокоил: утром в деревню придёт теплоход, на нём можно вернуться в Кимжу.

С тех пор мы неизменно следовали принципу: не хочешь заблудиться – запоминай обратную дорогу.

Источник: Бакланова И. И. Не хочешь заблудиться – запоминай обратную дорогу. (Бессоюзные сложные предложения) // Русский язык в школе и дома. – 2010. – № 7. – С. 27–28.

Деревня Кимжа Мезенского района Архангельской области

См. материалы:

Повторяем орфографию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-orfoghrafiiu.html

Повторяем пунктуацию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-punktuatsiiu.html

Категория: Русский язык
25.07.2017 21:49


© 2017 2119

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!