СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не так страшен ЕГЭ...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование — это то,

что остается после того,

когда забываешь все, чему учили в школе.

Мы запоминаем только то,

чему научились самостоятельно…

Альберт Эйнштейн

О математике в истории человечества сложилось два мнения: первое - от Альфреда Нобеля: математика в «чистом» ее применении практического значения для человечества не имеет, поэтому и не присуждаются Нобелевские премии в области математики, но мне больше по душе второе мнение от Леонардо да Винчи: «Никакое человеческое исследование не может быть названо истинным, если оно не проходит через математические доказательства». Девизом же многих учителей математики, в том числе и моим, являются слова российского ученого М.В.Ломоносова: «Математику уже затем изучать надо, что она ум в порядок приводит».

Предмет «Математика» - один из двух основных в школьном курсе, потому что обязательными являются экзамены и в 9 и в 11 классах только по двум предметам: по русскому языку и математике.

Математическое образование в России «бежит» впереди планеты всей: ЕГЭ именно по математике начали проводить в России первым в 2001 году, а с 2002 года и в Башкортостане, сначала как эксперимент, в 2004 году отменили, с 2005 по 2007год сдавали экзамен в форме ЕГЭ по выбору, и с 2008 года именно такая форма стала обязательной. С 2015 года экзамен стал проводиться по двум уровням: базовом и профильном. Сейчас многие выбирают профильный уровень, так как это необходимо для поступления во многие ВУЗы.

ЕГЭ незнающие люди иногда называют «угадайкой», но особенность экзамена по математике состоит в том, что даже когда была в КИМах тестовая часть, то ответы были подобраны с учетом возможных ошибок учащихся, то есть, если ребенок допускает ту или иную ошибку, то его неверный ответ обязательно будет среди данных четырех ответов, и в части А было только 10 заданий, а не 20 или 30 как по другим предметам. После многих критических замечаний в адрес ЕГЭ изменения коснулись в первую очередь математики, убрали тестовую часть.

Есть еще одна особенность обязательного предмета математика: если изучение всех тем по русскому языку заканчивается в 9 классе, а в 10 и 11 классах идет только повторение и подготовка к ЕГЭ, то изучение нового материала и по алгебре и началам анализа и по геометрии заканчивается только к середине апреля, и то если не было пропусков уроков по разным причинам. И на подготовку к экзамену остается мало времени.

Подготовку к ЕГЭ часто называют натаскиванием на решение определенных задач, но это не так, по крайней мере, не должно быть такого, мы должны научить ребенка мыслить, подготовить ученика для поступления в технический ВУЗ, не натаскивать, а разносторонне развивать ученика. Ведь нужно не только поступить, но и быть готовым к учебе в совершенно других условиях, отличных от школьных. И это работа не должна ограничиваться последними месяцами учебы, это работа всего педагогического коллектива на протяжении всех 11 лет учебы в школе. По сути дела мы учим математике, а сдача ЕГЭ – это только подведение итогов. Кто-то сказал: «Не так страшен ЕГЭ, как его малюют».

Странное это слово «натаскивание», не называют ведь так тренировки спортсменов, которые каждый день работают на определенный результат, чтобы добиться рекордов. Никто не отменял философский закон перехода количества в качество, а что плохого в том, что во время подготовительных занятий ученики приведут в порядок все свои знания, повторят теоретический материал, все систематизируют, и в том числе прорешают задачи, которые уже давно не встречались. Чтобы научиться что-то делать, надо это делать, чтобы научиться делать хорошо, надо многократно это повторить, как маленький ребенок, или человек после болезни, чтобы научиться ходить, нужно ходить, падать, вставать и снова идти.

Редко, кто из учащихся идут в 10 класс по каким-то семейным обстоятельствам, чаще всего идут те, кто намерен продолжать свое обучение в ВУЗе, поэтому неудовлетворительных оценок на ЕГЭ быть не должно.

У каждого учителя любого предмета разработана своя система подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ и ОГЭ по математике не предусматривают использование микрокалькулятора для вычислений, поэтому одна из целей уроков математики научить счету без использования микрокалькулятора. Так, что подготовка к ЕГЭ начинается с первого класса, когда изучается сложение в пределах десятка. Учителя начальных классов нашей школы много внимания уделяют устному счету, используя для этого различного рода тренажеры, а учителя старшего звена разработали свои тренажеры практически по всем темам, включая и квадратные уравнения, и тригонометрию, и логарифмы. Такие тренировки мы проводим практически на каждом уроке, в них обязательно принимают участие все учащиеся класса. Так же мы проводим очень много самостоятельных работ, не обязательно тратить на них весь урок или половину, часто достаточно 5-10 минут, и учитель будет знать, как ученик понял и усвоил тот или иной материал. Конечно, учителю приходиться тратить много времени на проверку работ, ведь только иногда можно заменить проверку учителя взаимопроверкой или самопроверкой.

Отработаны различные способы проверки домашних работ. Начиная с первых уроков 5-го класса легко выявить, кто делает домашние работы с решебником (это бич нашего школьного образования), проводим беседы с учениками, родителями и убеждаем, что домашнюю работу должен выполнять ученик сам, плохо ли, хорошо ли, но сам. Если не понял – подойди к учителю – объяснит. Учителя же, видя проблему, приглашают на дополнительные занятия то одного, то группу, а то и целый класс. Учителями разработаны системы зачетов по темам, в результате которых опять же выясняется, как усвоен материал. В конце каждой четверти, в конце каждого учебного года во всех классах проводятся административные контрольные работы по русскому языку и математике, результаты которых обязательно анализируются на заседаниях ШМО и педсоветах.

Кроме того, во время уроков, во время проверок различного вида работ нужно строго подходить к оценке ученика, есть ведь определенные требования к ответу у доски, а для письменных работ: оценка «5» - это «отлично», так и работа должна отличаться отсутствием ошибок, «4» -выполнено не менее 80% работы верно, «3» - не менее 50-60% работы верно, а меньше – увы «2». В настоящее время из пятибалльной системы оценивания, которая уже четырехбалльная (без «1»), во многих школах она превратилась в трех-, а то и в двухбалльную, где остались только «4» и «5». А многие ВУЗы страны уже переходят на рейтинговую систему оценивания, где учитывается % выполнения работы, и к этому учеников надо готовить.В воспитании кнут и пряник всегда вместе, почему же мы оставляем только пряник в школе, а дальше в ВУЗе кнут ударит очень больно.

Результаты исследований некоторых американских ученых показали, что каждый пятый ребенок «глух» к математике (т.е. 20%). Каким бы «золотым» ни был учитель, если нет деятельности самого ученика, его отношения к предмету, никакие структуры и методы не могут быть реализованы.

Необходимо со старшеклассниками организовать и контролировать самостоятельную работу по подготовке к ЕГЭ. В последнее время в интернете появилось много хороших образовательных сайтов (http://решуегэ.рф., http://100EGE.ru., и т.д.), на которых можно выполнить пробный ЕГЭ в режиме он-лайн, разобрать решение заданий. Родителей необходимо приобщать к контролю за детьми при подготовке к ЕГЭ. В течение учебного года с одиннадцатиклассниками проводятся неоднократно пробные экзамены по материалам КИМов прошлых лет, по сборникам для подготовки к ЕГЭ. Проводим строго в соответствии с правилами проведения ЕГЭ. Работы проверяются, результаты доводятся до каждого ученика с разбором ошибок и доводятся до каждого родителя на родительском собрании.

Мы организуем в школе дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ во внеурочное время, вопреки тому, что на это не выделятся никакие часы. Некоторые учителя просто прорешивают с учениками варианты, то есть все задания подряд. Я на таких занятиях организую работу следующим образом: повторяем теорию к определенному номеру заданий, иногда это занимает полностью двухчасовое занятие, затем решаем разные задачи, прототипы заданий, задаю домашнее задание на решение аналогичных, и заканчиваю такой блок самостоятельной работой с последующим разбором ошибок, и таким образом выясняю, стоит ли еще остаться на этом номере заданий или можно переходить к следующему. Необходимо обратить внимание на то, чтобы условие дочитывалось до конца. Некоторые учащиеся при выполнении «легкого» задания №2 (работа с графиками и диаграммами), увидев слово «наименьший», ищут на рисунке наименьшее значение, не дочитав задание до конца, а может идти речь о наименьшей температуре в осенние месяцы, или наименьшем рейтинге среди европейских стран, а представлен рейтинг стран Европы и Азии. Вы скажете, что это натаскивание, нет, это тренировка перед большим стартом в жизнь.

Благодаря целенаправленной успешной работе учителей, наши ученики в течение всего периода проведения ЕГЭ успешно сдают экзамен и поступают в ВУЗы.

Результаты Единого Государственного Экзамена

по математике

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

профильный

базовый

профильный

базовый

профильный

базовый

Количество учащихся, сдававших экзамен

16

2

14

18

14

20

Успеваемость

88%

100%

100%

100%

100%

100%

Средний балл по школе

51,6

3,5

60,5

4,78

61,5

4,7

Средний балл по Гафурийскому району

36

4

50,8

4,4

52

4,5

Средний балл по Республике Башкортостан

45,6

4

49,6

4,4

50,8

4,4

Средний балл по России

49,56

3,95

49,56

4,14

47,1

4,24

Контроль контролем, но нужно и расслабиться, расскажу вам такую историю: однажды учитель принес с собой красивый кувшин и, сев перед учениками, стал брать большие камни один за другим и аккуратно опускать их в него. Когда все камни оказались в кувшине, учитель посмотрел на учеников и спросил: «Полон ли кувшин?».

«Да, - ответили ученики,- да, полон».

Тогда учитель взял мелкий кварцевый песок и стал сыпать его в этот кувшин. С легким шуршанием заполнял песок пространство между камнями. Когда песок заполнил кувшин, учитель посмотрел на учеников и спросил: «Полон ли сейчас кувшин?».

На этот раз ученики уже не были уверены в ответе. Но было ясно, что песок заполнил все пространство, которое было в кувшине. А потому несколько учеников кивнули и сказали: «Да, учитель, кувшин теперь полон».

Учитель взял стакан воды и осторожно стал лить эту воду в кувшин. Ученики слышали, как лилась вода, и видели, как она заполняла кувшин. Учитель снова посмотрел на учеников и спросил: « Теперь кувшин полон?».

Ученики молчали. Они смотрели на прекрасный кувшин, наполненный камнями, кварцевым песком и водой.

Учитель посмотрел на учеников и спросил: «Что вы поняли?». Один самый смелый поднял руку и сказал: «Неважно, насколько плотно вы распланировали время, если человек постарается, он всегда сможет успеть что-то еще».

«Нет, - ответил учитель. – Этот пример учит нас тому, что есть большие камни, а есть песок. И если вы не положите камни вначале, то вы не сможете положить их вообще».

Один из учеников поднял руку и спросил учителя: «Какое значение имела вода?». Учитель улыбнулся и ответил: «Как бы ни была ваша жизнь заполнена, в ней всегда найдется немного места для праздного безделья. Используйте его, чтобы подумать о камнях и песке».

Поэтому, чтобы к учению относиться с увлечением, мы, как и многие проводим «Декаду математики, физики и информатики». Каждый класс принимает участие в каком-либо мероприятии после уроков, среди учащихся 5-6 классов проводим олимпиаду, а во время перемен проводим различные мини-конкурсы с призами-конфетами, учим разгадывать ребусы, а потом сами разгадывают и придумывают свои, или проводим веселый счет, или решаем задачи из «Задачника Г.Остера». Каждый класс выпускает тематические газеты, темы которых для каждого класса или параллели придумываем мы на заседании ШМО во время подготовки к декаде. А заканчиваем декаду большим внеклассным мероприятием для старшеклассников. И очень часто бывает, что активное участие в играх за конфету принимают те, кто не блещет на уроках, а им мы говорим: «Пусть не Пифагоры вы! А вдруг?.»

Итак, что нужно, чтобы добиться удовлетворительных результатов на ЕГЭ:

  1. Заинтересовать учеников (декады, внеклассные мероприятия)
  2. Постоянный контроль со стороны учителя (самостоятельные работы и зачеты). Нельзя с математикой поступать так: «Сегодня не хочу, завтра выучу». Нельзя подняться по лестнице вверх, если нет нижних ступенек, или на них неуверенно стоишь.
  3. Выставлять за работу ученика реальные, а не завышенные оценки.
  4. Проводить пробные школьные ЕГЭ, а не ждать когда РОО предложит сделать в районном масштабе.
  5. Организовать самостоятельную работу учащихся по решению задач открытого сегмента, который размещен в интернете, осуществлять своевременный контроль.
  6. Организовать самостоятельную работу учащихся по решению заданий ЕГЭ в режиме онлайн.
  7. Со стороны администрации должна быть четко спланирована работа всего коллектива учителей, организована совместная работа не только классного руководителя с родителями, но и учителей предметников с родителями.

А закончить хочется стихотворением. Это для вас, учителя математики.

Пусть знаков зодиака есть немало!

Кто родился под знаком Девы, кто – Тельца,

Вы ж родились под знаком… интеграла…

Талантам вашим,

Словно бесконечной дроби, нет конца!

В вас все сошлось: и жар холодных чисел,

И строгость теорем, и постоянство аксиом,

И локона спираль, и вектор мысли,

Гармония души и безупречность форм!

«Ошибок трудных проводя анализ,

Внимая трепетно газетным новостям,

ЕГЭ, как крепость, штурмовать пытались,

Как интеграл его вы брали – по частям!

Проблемы бытия мы вместе с вами делим,

приумножаем радость творческих побед,

Возводим в степень опыта модели

И знаем: мастерству предела нет!

Пусть оградят от бед вас асимптоты;

К нулю стремится недругов число!

Пусть покорятся новые высоты!

Чтобы вам всем! Всегда! Везло!

14.03.2017 год

Учитель МОБУ СОШ №2

с. Красноусольский

МР Гафурийский район

Республики Башкортостан

Рогачёва Светлана Николаевна,

руководитель ШМО учителей

математики, физики и информатики.

P.s. За последние две строчки в таблице со средними результатами не даю полной гарантии за правильность.

Категория: Математика
29.01.2018 13:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!