СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые приемы технологии критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Киселева Татьяна Юрьевна.

Кто-то из мудрых сказал: «Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты».

Современного ребенка трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают затруднения в восприятии учебного материала. Причина - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Современное занятие - это занятие, на котором максимум ребенка и минимум педагога. Жан Жак Руссо когда-то отметил: « Ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен то, чего хочет учитель». Поэтому педагогу необходимо умело направлять ребенка, чтобы он думал, что самостоятельно пришел до определенной основы, вывел формулу, сформулировал тему. Этому способствует технология критического мышления.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с педагогом активно работают и сознательно размышляют над процессом обучения.

Критичность ума – это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление самостоятельное, творческое, личностно-ориентированное. Оно помогает человеку определить собственные приоритеты, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры.

В чем же инновационность представленной модели?

Особенностью данной педагогической технологии является то, что ребенок в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Технология учит ребенка:

-критически мыслить;

-проявлять активность в познании окружающего мира;

-владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации;

-аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;

-добывать информацию из различных источников.

Технология дает педагогу:

-умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

-возможность использовать эффективные методики;

-стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;

-стать источником ценной профессиональной информации для других педагогов.

Структура технологии: вызов (вызов уже имеющихся знаний, мотивация и активизация детей); осмысление (организация работы с новым материалом, сохранение интереса к теме, продвижение от старого знания к новому); рефлексия (размышление и обобщение того, что узнали, соотнесение новой информации со старой).

Некоторые приемы критического мышления, используемые мною на занятиях.

1.«Кластер».

«Кластер» переводится как «гроздь». Суть приема - представление информации в графическом виде. В центре записывается ключевое понятие, рядом - понятия, связанные с ключевым. Цель: используется, когда нужно собрать у детей все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием. Подходит для любой стадии занятия.

2.«Инсерт».

Инсерт – разметка для эффективного чтения и размышления. Прием используется на стадии осмысления. При работе с текстом в данном приеме используется два шага:

а) чтение с пометками и б) заполнение таблицы. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

Таблица «Инсерт», число граф которой соответствует числу пометок.

«V»

поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »

поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

3.«Таблица «Плюс – минус - интересно».

Используем на стадии осмысления при осмысленном чтении нового материала.

- «Плюс» (+) записываем факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?».

- «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?».

- «Интересно» (?) - записываем различные интересующие ребенка факты и мысли

4.«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Предлагаемые детям вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Знание

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял.?

Применение

Практические

Как можно применить.? Что можно сделать из.?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если…?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь… ?

5.«Верные и неверные утверждения».

Педагог зачитывает верные и неверные утверждения. Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных педагогом, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

6.«Синквейн».

Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

- в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

- вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

- третья строчка - это описание тремя словами(глаголами или деепричастиями).

-четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

-пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся, это быстрый и мощный инструмент для рефлексии.

7. «Тонкие» и «толстые вопросы».

Прием может быть использован на любой из трех фаз занятия.

Тонкие вопросы ?

Толстые вопросы?

Кто ? Что ? Когда ? Может.? Будет.? Мог ли. ? Как звать.? Было ли.? Согласны ли Вы.? Верно ли.?

Дайте 3 объяснения, почему.? Объясните, почему.? Почему Вы думаете.? Почему Вы считаете.? В чем различие.? Предположите, что будет, если. ? Что, если. ?

8. «Бортовой журнал».

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов, пишется на стадии осмысления информации. В качестве задаваемых педагогом частей «бортового журнала», которые будут заполняться обучающимися, могут быть: ключевые понятия темы, причинно-следственные связи, важные вопросы.

Категория: Всем учителям
31.05.2016 14:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!