СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как одна из форм активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как одна из форм активизации мыслительной и познавательной

деятельности обучающихся»

Совершенствование урока играет значительную роль в модернизации системы образования. Существуют различные пути улучшения качества уроков: активизация познавательной деятельности обучающихся, использование групповых форм работы, включение разнообразных методов и приемов обучения в ход урока. Одним из путей повышения качества уроков является также проведение нестандартных уроков.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на самом уроке. Как заинтересовать обучающихся изучением дисциплин, сделать уроки любимыми, увлекательными? Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к уроку и лучшему усвоению программного материала.

Поскольку именно урок является носителем функции индивидуализации учения, чтобы действительно стать для ребенка возможностью реализации лучших устремлений и радостью совершенствования, необходима последовательная реализация следующих принципов и задач:

1. Подчинение обучающей функции урока духовно-нравственному началу. Здесь немаловажную роль в приобретении обучающимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности обучающихся на уроках, правильный выбор преподавателем методов, приёмов и средств обучения:

- отказ от шаблона, от рутины в проведении.

- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

2. Принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства. Необходимо обеспечить максимальную степень свободы обучающихся: возможность сотворчества в выборе формы урока, в планировании (постановка целей и задач). Таким образом, формы и содержание урока ориентируются на создание условий для проявления самосознания обучающихся, инициативы, воли к совершенствованию, к познанию. То есть на этих уроках обучающиеся развиваются в личностно-ориентированном образовании. Оно помогает обучающемуся стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Преподаватель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д. А также - скрытая дифференциация обучающегося по учебным возможностям, способностям и склонностям.

3. И соответственно, в отличие от традиционной акцентности урока на цели передачи опыта мастерства, главным в работе с начинающими становится опыт самосовершенствования, и что еще важнее – радость самосовершенствования. Для этого необходимо, чтобы активность и проявление воли преподавателя соответствовали активности, энергии устремления обучающегося. Не «рецептура навыков и приемов, но, прежде всего принципы и «смыслы».

Принципы целесообразности и соизмеримости являются ведущими при подходе к планированию и организации урока, в выборе формы урока и его продолжительности: каждый обучающийся должен получать помощь преподавателя в той форме и мере, которая является для него актуальной, то есть осознанной, желаемой.

Формы повышения познавательного интереса

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта преподавателя.

Нетрадиционный урок несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной. Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

Элементы урока: эмоциональный подъем обучающихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео, презентации.

Типы нестандартных уроков: уроки «погружения», уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, компьютерные уроки и др. Нетрадиционные уроки могут проходить в форме соревнований и игр: урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, ролевая игра, урок-путешествие.

В некоторых нестандартных уроках имитируются формы работы, известные в общественной практике: интервью, репортаж, комментарии. Могут проводиться уроки, имитирующие публичные формы общения: пресс-конференции, аукционы, митинги, ток-шоу, дебаты.

Конечно, к каждому уроку необходимо тщательно готовиться: давать предварительные задания обучающимся, объяснять построение урока, роль и задачи каждого участника, готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал, компьютерное сопровождение. Преподавателю важно продумать ход занятия, учесть особенности группы в целом, а также особенности отдельных обучающихся.

Нестандартный урок воспринимается обучающимися как праздник, яркое, незабываемое событие. Хорошо, если преподаватель потом вернется к обсуждению данного урока с обучающимися, вспомнит вместе с ними удавшиеся моменты, наметит перспективы подготовки другого нестандартного урока.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения обучающимися приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

Направления деятельности участников учебно-воспитательного процесса при использовании нетрадиционных форм обучения:

1. Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих обучающихся.

2. Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учетом интересов и склонностей обучающихся.

3. Разделение группы на подгруппы по интересам как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в подгруппах, заданий каждому обучающемуся.

4. Опора на жизненный опыт обучающегося, тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.

5. Нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала преподавателем).

6. В течение всего урока действуют ребята, преподавателю часто отводится регулятивная функция. Преподаватель находится не над обучающимися, а среди них, иногда принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с обучающимися. Часть своих функций преподаватель передает обучающимся (организационные, информационные, аналитические, оценочно-ориентированные).

7. На первый план выдвигаются цели развития и воспитания обучающихся, активно подключается эмоциональная сфера школьников. Выявленные способности обучающегося (организаторские, актерские, музыкальные и проч.) должны работать с максимальной отдачей, чтобы у каждого обучающегося осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значительности, уверенность в своих способностях.

8. Непременное введение в урок ролевых дидактических игр, соревнований, конкурсов, состязаний и т.д. для активизации интереса обучающихся, стимулирования творчества, нестандартных решений.

9. Обязательное подведение итогов работы в виде анализа деятельности группы в целом и каждого обучающегося в отдельности.

10. Анализируют деятельность на уроке сами обучающиеся по разработанной (преподавателем или обучающимися) схеме. Схемы вариативные, часто меняющиеся в зависимости от того, на какой аспект деятельности и результатов от нее хотят выйти преподаватель и обучающиеся. Проблема повышения эффективности обучения требует от преподавателя нового подхода к ее решению, в частности разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, развития умения обучающихся работать самостоятельно и в группе, смещения акцента с активной деятельности преподавателя на активную деятельность обучающегося.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемой дисциплине, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Конечно, нестандартные уроки не должны быть частыми, иначе произойдет эмоциональное перенасыщение обучающихся, обилие впечатлений заслонит основную цель учебной работы - приобретения глубоких и прочных знаний, развитие способностей обучающихся. Но без таких уроков процесс обучения становится монотонным, скучным и, соответственно, снижает свою результативность.

Категория: Прочее
23.09.2015 09:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!