СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
конспект интегрированного урока по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма", А. Еники «Невысказанное завещание»
Цели: образовательная:
Оборудование:
Предварительные задания:
Хорошо знать содержание и проблемы рассказов «Телеграмма» К.Паустовского и А.Еники «Невысказанное завещание», составить выборочный пересказ произведений; подготовить выразительное чтение отрывков о судьбе героев; найти цитаты для характеристики героев.
Чти отца своего и матерь твою да благо ти будет, и долголетен будеше на земле. Пятая заповедь Божия.
За добро плати добром. К. Паустовский.
Великая женщина- мама! Вот так про неё говорят.
Лишь мама в тебя будет верить, Лишь мама тебя будет ждать.
Человек должен жить в сфере добра, эта сфера добра создаётся им самим.
Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, памяти на добро.
Ход урока
1. Звучит песня Витас – «Мама». Вступительное слово учителя. (мотивация деятельности учащихся, актуализация цели урока)
(слайд №1)
У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы с вами прочитали рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» и рассказ татарского писателя А.Еники «Невысказанное завещание». Я поняла, что эти рассказы растревожили ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.Я предлагаю вам провести урок- размышление: что есть долг перед матерью, перед родителями? Как 2 писателя относятся к данной проблеме? Урок- исследования- исследовать сложный инструмент- душу человека.
(Слайд №2)Ученик читает: Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи,
Уст твоих благоуханьем
Чувства чёрствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатные ключи! П.Вяземский
Эти слова русского поэта о вечных добрых лучах, которые разбудят в нас благородные чувства.Прочитайте эпиграф. Что такое сфера добра? Что значит жить в сфере добра?
(слайд №3) Чувство----ДОБРО-----Дела
(любовь, сострадание, милосердие) Память (забота, соучастие, помощь).
Вы попытайтесь использовать в своих ответах эти слова, они являются главными нравственными качествами человека.
У. Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки, выковывают свою золотую розу.(Свои произведения)
Может быть, все эти мысли станут яснее, если расскажут о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.
2. Рассказывает ученик, используя карточку-информатор.
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.
Одна из книг называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде. В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.
3. Беседа по рассказу.
Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?
Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников).
(слайд №4)
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
Поговорим об этом.
И она написала письмо дочери (читаю письмо): “Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.
Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.
Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”.
Приехала с опозданием.
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя. Я считаю их главными героями рассказа.
А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Чтобы показать, что не все такие, как Настя, хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о ней).
Паустовский посылает нам телеграмму- предупреждение :не забывать близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.
4.(слайд №5) портрет А.Еники и эпиграф на родном языке о маме.
Рассказ о судьбе главной героини и её детях.
(слайд №6 Завещание- наказ на случай смерти)
Не услышали дочь и сын последние слова матери, завещание её осталось невысказанным.Слова и мысли героини- это чувства самого автора. (чтение завещания).
Песня или стих на родном языке.
5. Вывод. (слайд №6)
Рассказы писателей растревожили нам душу и мы хотим с вами поделиться своими материнскими чувствами. (рассказы о себе)
6. Дома.
Сходите к одиноким старым людям, побеседуйте дружелюбно о жизни, оформите в виде интервью
Письменная работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”? и рассказ А. Енеки
Побеседуйте с мамой.
7. Итог урока. (Слайд №7) эпиграф Витас «Мама»
Я не случайно вас попросила принести фото ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были соучастниками нашего разговора. Хотелось. Чтобы глаза ваших мам вдохновляли вас.Я думаю. Разговор сегодня получился. У вас есть большое желание стать настоящими людьми. Настя не могла быть благодарной, не повторяйте её ошибок. Дайте маме капельку добра. Давайте бедем такими какими нас хочет видеть мама. вспомним нравственный этот урок. (Песня на татарском языке о маме)
© 2018, Ступакова Ирина Васильевна 243