СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Никого в жизни нет и не будет родней"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект интегрированного урока по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма", А. Еники «Невысказанное завещание»

Цели: образовательная:

  • проанализировать содержание рассказа, дать характеристику действующих героев;
  • уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль; находить в тексте худ. приёмы, способствующие раскрытию основной мысли рассказа;
  • развивающая:
  • наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать; исследовать в изученных произведениях тему милосердия. Благородства; расширение словарного запаса уч-ся.
  • Воспитательная:
  • воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям, к окружающим, быть ответственным за свои поступки.

Оборудование:

  • портрет К.Г. Паустовского, А. Еники
  • слайд-фильм
  • эпиграфы
  • карточки-информаторы
  • фотографии матерей
  • музыка и стихи о маме на русском и татарском языке.

Предварительные задания:

Хорошо знать содержание и проблемы рассказов «Телеграмма» К.Паустовского и А.Еники «Невысказанное завещание», составить выборочный пересказ произведений; подготовить выразительное чтение отрывков о судьбе героев; найти цитаты для характеристики героев.

Чти отца своего и матерь твою да благо ти будет, и долголетен будеше на земле. Пятая заповедь Божия.

За добро плати добром. К. Паустовский.

Великая женщина- мама! Вот так про неё говорят.

Лишь мама в тебя будет верить, Лишь мама тебя будет ждать.

Человек должен жить в сфере добра, эта сфера добра создаётся им самим.

Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, памяти на добро.

Ход урока

1. Звучит песня Витас – «Мама». Вступительное слово учителя. (мотивация деятельности учащихся, актуализация цели урока)

(слайд №1)

У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы с вами прочитали рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» и рассказ татарского писателя А.Еники «Невысказанное завещание». Я поняла, что эти рассказы растревожили ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.Я предлагаю вам провести урок- размышление: что есть долг перед матерью, перед родителями? Как 2 писателя относятся к данной проблеме? Урок- исследования- исследовать сложный инструмент- душу человека.

(Слайд №2)Ученик читает: Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи,

Уст твоих благоуханьем

Чувства чёрствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатные ключи! П.Вяземский

Эти слова русского поэта о вечных добрых лучах, которые разбудят в нас благородные чувства.Прочитайте эпиграф. Что такое сфера добра? Что значит жить в сфере добра?

(слайд №3) Чувство----ДОБРО-----Дела

(любовь, сострадание, милосердие) Память (забота, соучастие, помощь).

Вы попытайтесь использовать в своих ответах эти слова, они являются главными нравственными качествами человека.

У. Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки, выковывают свою золотую розу.(Свои произведения)

Может быть, все эти мысли станут яснее, если расскажут о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.

2. Рассказывает ученик, используя карточку-информатор.

Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.

Одна из книг называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде. В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.

3. Беседа по рассказу.

Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?

Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).

Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников).

(слайд №4)

  • I ч. Мать.Горькое одиночество. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное”.
  • II ч. Дочь. “Эх, ты, сорока! Видно высоко залетела.”
  • III ч. «За добро плати добром»Тихон- большй души человек.
  • Манюшка –доброта, отзывчивость.
  • Настя –глуха к страданиям матери
  • 4 ч. Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием). «никто не мог снять невыносимой тяжести.»

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Поговорим об этом.

  • С чего начинается рассказ? Какая картина представляется? (Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих).
  • Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
  • Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? (Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
  • В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?
  • Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Дни ее сочтены).

И она написала письмо дочери (читаю письмо): “Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.

Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

  • Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).

Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”.

  • Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя? (Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой”).
  • Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Приехала с опозданием.

  • Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
  • Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?Проведём маленькое исследование: (Монологичные ответы):
  • Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване.С братом Володькой несла крышку гроба и смотрела не мига перед собой.
  • По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: “Не будь пустельгой”. Что значит “пустельгой”? Может ли быть Маняшка ею?
  • А вы могли ли быть, как ваша сверстница Маняшка, каждый день прибегать к старому человеку?
  • Кто её заставлял приходить? Какие мысли были у неё, когда она несла крышку гроба?
  • Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя. Я считаю их главными героями рассказа.

А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Чтобы показать, что не все такие, как Настя, хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о ней).

Паустовский посылает нам телеграмму- предупреждение :не забывать близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

4.(слайд №5) портрет А.Еники и эпиграф на родном языке о маме.

Рассказ о судьбе главной героини и её детях.

(слайд №6 Завещание- наказ на случай смерти)

Не услышали дочь и сын последние слова матери, завещание её осталось невысказанным.Слова и мысли героини- это чувства самого автора. (чтение завещания).

Песня или стих на родном языке.

5. Вывод. (слайд №6)

Рассказы писателей растревожили нам душу и мы хотим с вами поделиться своими материнскими чувствами. (рассказы о себе)

6. Дома.

Сходите к одиноким старым людям, побеседуйте дружелюбно о жизни, оформите в виде интервью

Письменная работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”? и рассказ А. Енеки

Побеседуйте с мамой.

7. Итог урока. (Слайд №7) эпиграф Витас «Мама»

Я не случайно вас попросила принести фото ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были соучастниками нашего разговора. Хотелось. Чтобы глаза ваших мам вдохновляли вас.Я думаю. Разговор сегодня получился. У вас есть большое желание стать настоящими людьми. Настя не могла быть благодарной, не повторяйте её ошибок. Дайте маме капельку добра. Давайте бедем такими какими нас хочет видеть мама. вспомним нравственный этот урок. (Песня на татарском языке о маме)

25.09.2018 13:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!