СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Николай Соловцов – основатель театра в Киеве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаете ли вы, кто был самой известной личностью в Киеве в конце XIX – начале XX века? Оказывается, это наш земляк – актёр, режиссёр, антрепренёр, драматург и переводчик Николай Соловцов.

Николай Николаевич Соловцов

(3 [15] мая 1857, Орёл –12 [25] января 1902, Киев)

Первым поставил пьесу Чехова

На Орловщине родилось много известных артистов, имена которых у нас постоянно на слуху. Назову лишь несколько известных служителей Мельпомены прошлого и настоящего: Пров Садовский, Гликерия Федотова, Анна Орловская, Иван Переверзев, Анастасия Георгиевская, Валерий Баринов. К перечисленным можно добавить и ещё несколько фамилий.

Однако Николая Соловцова в данном перечне нет, и вообще эту исключительную в театральных кругах России второй половины XIX века фигуру современные орловцы как-то обошли стороной. А зря.

Простой перечень его достижений и заслуг впечатляет. К 25 годам Соловцов – известный провинциальный артист, особенно прославившийся ролями Скупого в одноимённой пьесе Мольера, Несчастливцева в «Лесе» Островского, городничего в гоголевском «Ревизоре», Расплюева – в «Свадьбе Кречинского» и многими другими. По отзывам театралов-современников, «судьба дала ему представительную внешность, сильный голос, мощный темперамент и проницательный ум. Как актёр, он был неподражаемо хорош даже в ничтожных ролях бытового репертуара, создавая цельный, вполне законченный тип».

В 27 лет Соловцов – успешный режиссёр, первый, кто поставил дебютную пьесу Антона Павловича Чехова (это был «Иванов»), а позже продолжил сотрудничество и дружбу с замечательным русским писателем и драматургом, представив зрителям Москвы, Питербурга и провинции чеховского «Лешего», его же «Свадьбу», «Чайку», «Дядю Ваню» и «Три сестры». Антон Павлович так высоко ценил режиссёрское искусство Соловцова, что свою пьесу-шутку «Медведь» посвятил именно ему.

В 29 лет Николай Николаевич добавляет к первым двум занятиям ещё и антрепренерство (сейчас это назвали бы продюсированием), организуя поездки в провинциальные города постоянных театральных трупп с таким составом и репертуаром, что неудач у него практически не бывало.

Самый богатый русский частный театр

Популярность спектаклей соловцовских артистов была так велика, что режиссёр решился на создание в Киеве (здешние зрители особенно тепло принимали его труппу) первого постоянно действующего театра, который начал свою жизнь 1 сентября 1891 года с блестящей постановки спектакля Гоголя «Ревизор». Произошло это знаменательное для Киева событие на Фундуклеевской улице, в старом здании театра Бергонье. Через два года антреприза Соловцова получила его имя, а в 1898 году для театра «Соловцов» на Николаевской площади было построено специальное здание (то, в котором сейчас находится театр имени Ивана Франко).

Постановочная культура театра представляла значительное художественное явление, по словам исследователя, «едва ли не чрезвычайное в условиях провинции». Постоянный актёрский состав, тщательная подготовка спектаклей, серьёзная работа режиссёра с исполнителями (Соловцов первым в российских театрах отказался от суфлёров), лучший отечественный и зарубежный репертуар, безусловный талант и смелость Соловцова-администратора, не боявшегося огромных материальных затрат, – всё это превратило антрепризу в крупнейший театр провинции и в самый богатый русский частный театр.

Одновременно в 1898 году Николай Николаевич успел создать постоянно действующий театр в Одессе (где, кроме драмы, ставились ещё и оперные постановки) и выпускал в течение нескольких лет «Киевскую газету».

Если же в общий список его занятий добавить две им самим написанные и поставленные пьесы, а также две переведённые с польского, то остаётся удивляться, когда он всё успевал?

Театр Соловцова на Николаевской площади Киева (с открытки 1900 года)

Кумир Киева

Для Киева Николай Николаевич Соловцов стал настоящим кумиром. Мало того что он сам был блестящим артистом, так ещё сумел привлечь в свой театр таких звёзд XIX века, как Иван Михайлович Шувалов, Мария Михайловна Глебова, Иван Платонович Киселевский, Николай Петрович Рощин-Инсаров, Мария Ивановна Велизарий, Анна Александровна Пасхалова, Владимир Иванович Немирович-Данченко, Александра Яковлевна Глама-Мещерская, Л. М. Леонидов. От их действа на сцене киевляне в зависимости от жанра пьесы или плакали прямо в зале, или буквально лежали от смеха, или сидели, затаив дыхание.

Вот что писала городская пресса тех лет: «Киев сжился с соловцовской драмой. Соловцов не только создал драматический театр, но и сумел слить его с обществом, придать ему большое общественное значение. Артисты соловцовской труппы всегда были очень популярны в Киеве, а сам уважаемый Н. Н. – положительно, самый популярный человек в городе».

Во многих своих начинаниях Соловцов был первым в Киеве (а порой и в России). К примеру, в его театре ставились не только собственные спектакли со своими артистами, но в Киев, по приглашению Николая Николаевича, приезжали такие суперзвёзды тех лет, как Комиссаржевская и Савина, Южин и Дальский, Сальвини и Росси. В театре шли не только драматические произведения, но также оперные и балетные спектакли. Киевляне благодаря Соловцову впервые увидели и услышали Фёдора Шаляпина, Леонида Собинова, Анну Павлову.

Соловцов первым систематически стал давать бесплатные спектакли для учащихся, на его постановках воспитывались целые поколения. Здесь можно было встретить молодых киевлян Сашу Вертинского, Мишу Булгакова, Костю Паустовского – будущих знаменитостей, получивших в популярном театре основы культуры и нравственности. Кстати, инициативу Соловцова оценили власти: по представлению учебного округа Николай Николаевич удостоился правительственных наград.

Даже появление в Киеве кино связано с именем Николая Николаевича, поскольку первые сеансы синематографа Люмьера прошли в театре Соловцова.

«Впервые выступил в Орле…»

Осенью 1901 года в Киеве с большим размахом отметили 10-летие соловцовского театра, ставшего важнейшей составляющей городской жизни. А в конце года Николай Николаевич уже ставил очередные спектакли в Одессе, во втором своём театральном детище. Там и настигла его внезапная болезнь. Врачи не смогли помочь 45-летнему Соловцову.

Вот какое сообщение появилось в губернской газете «Орловский вестник» 15 января 1902 года: «В ночь на 12 января сего года в Одессе (в большинстве других источников местом смерти артиста назван Киев) после непродолжительной, но тяжёлой болезни (тиф, осложнённый кровоизлияниями и проч.) скончался, как уже известили телеграммы, известный и выдающийся драматический артист и антрепренёр киевских и одесских театров Николай Николаевич Фдоров – по сцене Соловцов».

Да, Соловцов – это псевдоним, но именно под ним Россия и Киев узнали этого гения театра. Цитируем сообщение из «Орловского вестника» далее: «Н. Н. происходил из орловских дворян, родился в 1856 году (в большинстве современных источников датой рождения Соловцова названо 3 (15) мая 1857 года). Образование получил в Орловской классической гимназии (встречается информация, что обучение в ней не было закончено). С юных лет обнаружил большое влечение к сцене и, будучи ещё гимназистом, принимал участие в гимназических и домашних спектаклях. Среди заправских актёров впервые выступил в 1875 году, в конце зимнего сезона в Орле, в труппе Сервье. Н. Н. сыграл тогда роль Рутли в старинной оперетке-водевиле «Кетли» и небольшую роль в «Записках демона». Летом в Орле он играл в труппе Черкасова (водевильно-комедийные роли)».

Киевляне помнят, а мы?

Похоронили Николая Николаевича Соловцова в монументальном склепе на Аскольдовой могиле, в историческом центре Киева. Рядом с ним в 1919 году упокоилась и его жена, замечательная артистка Мария Глебова. К сожалению, в последующие годы кладбище и склеп были уничтожены. Но прах Соловцова и его супруги, верной сподвижницы по театру, перенесли на центральную аллею Байкова кладбища, установив общий надгробный памятник.

Могила Н. Н. Соловцова и М. М. Глебовой на Байковом кладбище Киева

В 1962 году одна из улиц Печерского района Киева была названа именем Николая Соловцова.

Что касается театра Соловцова, то после его смерти некоторое время им руководила Мария Глебова. В 1919 году театр был национализирован, а его труппа положила начало современному театру имени Леси Украинки.

Каков размах сделанного нашим земляком? Впечатляет? Да, деятелей такого масштаба на Орловщине можно пересчитать по пальцам.

Жаль только, что имя Николая Соловцова (Фёдорова) пока не увековечено в его родном городе.

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/nikolaj-solovcov-%E2%80%93-osnovatel-teatra-v-kieve

Категория: Всем учителям
09.12.2016 19:50


© 2016 544

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!