СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГБОУ ООШ с. Абашево
Доклад учителя русского языка и литературы –Адоевской Л.А.
«Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»
Одно из необходимых условий успешной работы школы в режиме развития – высокая степень профессионализма учителей. Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, успешной. Именно учителю предоставлена возможность научить ребенка самостоятельно, глубоко, системно и последовательно мыслить. Но все же вместе с рациональными знаниями и умением мыслить, пониманием процессов и явлений, очень важно развивать эмоционально – нравственную сферу растущего человека.
Что же такое нравственность?
Понятие «нравственной личности» включает в себя множество духовных качеств человека. Придя в школу и проработав некоторое время над проблемой развития нравственных качеств средствами внеклассной воспитательной работы по русскому языку и литературе, я быстро обнаружила, что традиционно сложившиеся подходы и методы педагогической деятельности оказывают незначительное влияние на учащихся. Уровень воспитанности детей не отвечает требованиям понятия «нравственной личности».
Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать, и стараюсь в процессе обучения и воспитания развивать и постоянно поддерживать гуманные гражданские чувства – гордость за принадлежность к человечеству, к своему народу.
В основу своей деятельности я закладываю следующие принципы:
- Личностно – развивающий принцип – каждый урок должен воспитывать нравственно.
- Принцип деятельностного подхода - на каждом уроке должны быть разнообразные виды работ.
- Принцип сотрудничества и взаимопомощи – использовать различные формы работы.
- Принцип проблемности обучения – каждый урок - решение личностно – значимой проблемы.
В своей работе я опираюсь на основные положения системы Е.Н.Ильина: преподавания литературы как предмета, формирующего человека.
« Общение с книгой – это прежде всего общение с жизнью!»- писал Е.Н.Ильин. Восприятие литературы – процесс сложный, и он требует воссоздания художественного образа у учителя, прежде чем будет его истолкование. Всегда, когда общество переживало кризисы, спасительную роль играла русская литература. И сейчас обращение учащихся к произведениям В.М. Шукшина, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева крайне необходимо, так как они представляют страстный поиск правды, истины, утверждают добро.
Вокруг нас есть страдания, несчастные и обездоленные люди, которые нуждаются не только в сострадании, но и помощи, гуманизме. Поэт В.Высоцкий писал:
Так многие сидят в веках
На берегах и наблюдают;
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.
Они сочувствуют – слегка
Погибшим. Но издалека.
Так что сейчас особый акцент нужно ставить на словах, делающих душу справедливой и милосердной, ибо всякий гуманизм, всякая борьба за человека начинается все - таки с сострадания.
Мне особенно нравятся произведения по русской литературе 20 века, включенные в программу 7 класса. Их объединяет общечеловеческая значимость поставленных проблем, которые актуальны для подростков, способны вызвать их интерес.
При изучении двух больших автобиографических повестей о детстве – Л.Толстого и Горького – есть возможность проследить зависимость процесса формирования и воспитания личности от социальных условий. В стихотворении В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», рассказы А.Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок», Ф.Абрамова «О чем плачут лошади». В них человек рассматривается как часть природы, и если он следует «закону жизни» - осознает это единство и равенство, способен «любить без понятия», чувствовать «какую-то непонятную вину» перед уничтожаемой природой, жертвовать собой ради других (как герой рассказа А.Платонова «Юшка»), значит, в жизни его есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.
В русле этих этических проблем находится и рассказ Л.Андреева «Кусака». Писатель сам поясняет свою позицию: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых. Разговор о теме рассказа можно начать с вопроса к детям, есть ли у них собака, попросить кого-то рассказать о своей собаке, объяснить, за что он ее любит и смог ли бы обмануть, предать своего друга.
Далее ученикам предлагается вспомнить, кто из русских писателей до Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга. После того как ученики назовут «Муму» И.С.Тургенева, «Каштанку» Чехова, следует напомнить им, что и Л.Н.Толстой писал о собаках. В процессе пересказа следует обратить внимание учеников на мастерство Андреева – психолога: как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей: сначала «грязная и некрасивая, затем она «изменилась до неузнаваемости…», и в конце – вновь «промокшая, грязная…» Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы: когда Кусака одинока – в природе все мрачно; когда Кусака любит и любима, то и вдруг – солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Рекомендуемые программой рассказы В. М Шукшина «Дядя Ермолай», «Мастер», «Волки» обращают внимание на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Человек, особенно подрастающий, нуждается в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни. Рассказы В. Шукшина помогают в этом, утверждая нравственность, совестливость, правду, любовь к человеку. А эти качества являются корневыми свойствами человеческой души.
В своей работе я использую активные формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся. Осуществляется индивидуальный подход. Развиваются творческие способности учащихся. Так в 6 классе проводила я урок по теме «Образ русского праведника в сказе Лескова «Левша». Вспомнили мы некоторые особенности жанра и стиля произведения Н.С.Лескова и выявили, что сказ ориентируется на формы устной речи.
Любимыми персонажами Лескова являются праведники. О них мы говорили на уроках литературы (В Библии – Ной, в «Сказании о белгородском киселе» - старец и другие). Итак, праведник чаще всего одинок, его никто не поддерживает, над ним надсмехаются, но при этом он не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. О людях праведной жизни мы узнаем не только на уроках литературы, но и при изучении истории. Вспомнили о митрополите Филиппе Колычеве, который был собственноручно задушен Малютой Скуратовым в 1568 году за то, что призывал Ивана Грозного убояться суда Божия. Иными словами, праведник жертвовал собой ради других. Является ли праведником левша? Да, является, потому что левша противопоставляется придворным. Для него характерны национальные черты: скромность, смирение, верность. Его идеалы: Родина, семья, православная вера. Вполне справедливо считать, что левша - образ русского праведника. Художник Шишкин тоже создал образ праведника «Мужичок из робких». Таким образом, получился интегрированный урок.
Одной из ведущих тем в языковом и нравственном развитии учащихся является тема «Природа и человек». «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий», - писал К.Паустовский. И свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать «хорошими словами» свое отношение к ней. Я часто возвращаюсь к словам Н. Рыленкова: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце». А научить видеть, полюбить прекрасное в мире, научить беречь это прекрасное – трудная, но важная задача: воспитание любви к природе – это и воспитание чувств. Я всегда читаю своим ученикам одну из самых проникновенных лирических миниатюр С.Я.Маршака:
Ты много ли видел на свете берез?
Быть может, всего только две, -
Когда опушил их впервые мороз
Иль в первой весенней листве.
А может быть, летом домой ты пришел,
И солнцем наполнен твой дом,
И светится чистый березовый ствол
В саду за открытым окном.
Надо воспитать в ученике чуткое, трепетное отношение ко всему прекрасному на земле, чтобы не уподобился он персонажу М.Зощенко, который на вопрос любимой о соловье: «Вася, почему он поет?». Ответил: «Жрать хочет. Вот и поет!». От одного слова исчезает все: и радость весны, и очарование соловьиного пения.
Когда я думаю над уроком, то выбираю то, что прежде всего художественно значимо, тот материал, который будет воздействовать на сердце, ум учащихся, думаю о том, как скажется он на нравственном развитии моих учеников.
Урок в 8 классе. Комплексное повторение (части речи, глагольные формы, орфограммы в окончаниях, запятая в причастиях и деепричастиях).
Начало урока – запись выученных дома слов Н.В.Гоголя «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Ученики определяют главное в этом высказывании, говорят о значении слов громада, наслажденье, чудные законы, неизмеримость. Как же определить, есть или нет в предложении причастие или деепричастие? – спрашиваю я. Этот вопрос станет «мостиком» для перехода к основной теме урока.
Записываем стихотворение Ф.И.Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф.И.Тютчев дает нам возможность услышать звуки осени и увидеть картину «первоначальной осени», почувствовать настроение светлой и легкой грусти. Почему из океана слов автор выбирает именно эти: почему пора названа короткой, но дивной, день – хрустальным, вечера – лучезарными, серп – бодрым, поле – отдыхающее? Обратим внимание на глаголы: серп гулял, тонкий волос паутины блестит, пустеет воздух, льется лазурь. Только после такого всматривания в поэтическое слово переходим к следующим заданиям.
Заключительным заданием станет создание своей работы на одну из тем:
1. «Человек становится красивей, если рядом видит красоту» (М.Агашина).
2. «Красота душу лечит» (С.Никитин).
3. «Имеющий в руках цветы, не может быть жестоким человеком». (В.Солоухин).
Широкое и разнообразное использование художественного текста обладает огромными обучающими и воспитательными возможностями. Является одним из эффективных средств интеграции русского языка и литературы.
Работая с мини – текстами на уроках русского языка, нужно помнить, что это фрагменты художественного текста, несущие определенный художественный образ, и что внимание к языковому оформлению текста способствует более глубокому проникновению в его содержание. Процесс восприятия мини – текста организуется с помощью разнообразных заданий – вопросов типа:
Какое настроение передает текст?
Какое время года описывает поэт?
Прослушайте текст. Вдумайтесь в его содержание. Попробуйте своими словами рассказать, о чем этот текст. Как вы понимаете название стихотворения? Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся? Прослушайте текст. Какая картина возникает в вашем воображении? Что вы «видите»? Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? Так в 6 классе по теме «Изобразительно – выразительные средства языка (эпитет)» были задания творческого характера:
- Игра « Соревнование с писателем» (на доске написано стихотворение А.Фета с пропусками эпитетов). Выделите эпитеты, которые помогут увидеть картину. Представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором. - Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…» и устное рисование к нему иллюстраций, включив в рассказ изобразительные средства языка.
- Прослушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года» («Январь»), создайте живописные акварельные иллюстрации зимнего леса, выберите названия для нее (строка из стихотворения Ф.Тютчева).
В структуре анализа текста заложено и системное повторение ранее изученного. Анализ текста приучает к вдумчивому чтению, учит не скользить по поверхности, не следить только за сюжетом, а вникать в каждое предложение, в каждое слово. В каждую часть слова, чтобы осознать, какими средствами создается художественный образ, испытывать наслаждение от чтения, от мастерства писателя.
Неисчерпаемы возможности уроков «изящной словесности», потому что «всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства», - писал К.Д.Ушинский.
© 2015, Адоевская Лариса Анатольевна 1248