СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О чём рассказывают петроглифы Карелии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На огромных лесных просторах Фенноскандии разбросаны осколки древней культуры – каменные галереи первобытного искусства. Это искусство гравировки на камне, приоткрывающее нам двери в ушедший мир, с его вечной борьбой с голодом и холодом, с его мифами и верованиями, с его тайнами и героями. Несколько таких крупных галерей петроглифов находится на каменистых береговых уступах озёр и рек в Карелии и Мурманской области.

Издавна известные местному населению, петроглифы на севере России были открыты учёными в 19 веке: сотрудник Минералогического музея Санкт-Петрербурга Константин Гревингк первым обнаружил древние гравировки в 1848 году на восточном берегу Онежского озера. С той поры они неустанно привлекают внимание исследователей и туристов. За ХХ век были сделаны новые открытия – сегодня известно несколько тысяч рисунков: это группы онежские (Восточное Обонежье) и беломорские (Низовья реки Выг при впадении её в Белое море) в Карелии; гравюры реки Поной в Чалмны-Варрэ, на полуострове Рыбачий, на озере Канозеро и реке Умбе на Кольском полуострове. Каждый из этих памятников первобытного искусства имеет общие черты с другими и уникален по-своему. Размеры рисунков от нескольких сантиметров до нескольких метров, выбиты они сплошь или по контуру. Возраст рисунков исчисляется несколькими тысячами лет, и относят их ко времени лесного неолита.

Беломорские петроглифы, выполненные, в основном, сплошной выбивкой на тёмно- серых скалах островков и берегов отступившего моря, - правдивый рассказ о суровых буднях древних охотников. Они повествуют о смертельно опасных морских походах за белухами, схватках с медведями и вражде с соседями. На одном из каменных полотен можно увидеть, как охотники преследуют группу лосей: трое мужчин на лыжах настигают животных –вот уже остые стрелы воткнулись в их спины. Самый быстрый из охотников взобрался на скалу, помогая на подъёме лыжными палками ( часто-часто отмечены их следы), чтобы, лихо скатившись с неё (здесь следов палок совсем мало), обогнать лося, преградить ему путь. Самый острый момент погони показан во всех деталях – следы от лыж и лыжных палок, и следы животных помогают увидеть рельеф места, где проходила охота. Условным хозяином скал с петроглифами является крупное горбатое антропоморфное существо, изображённое в профиль - Бес, «оставивший» на камнях свои следы, откуда и название памятника - «Бесовы следки». Многочисленны здесь сюжеты и с древними шествиями и ритуалами.

Совсем иначе выглядят онежские петроглифы. Здесь больше отдельных рисунков, объединённых, вероятно, малодоступным нашему пониманию смыслом. Множество версий и гипотез предложили археологи и любители петроглифического искусства, но они навсегда останутся лишь версиями и гипотезами и будут манить к себе своей неразгаданностью. Здесь тоже есть сцены охоты и ритуалов, но чаще это странные фигуры полулюдей –полуживотных, начиная с огромного «Беса», давшего название целому мысу –Бесов Нос и маленькой фигуркой лыжника с головой животного и таинственным оружием, мчащегося за лосем.

Скопления рисунков расположены на прибрежных островках и большей частью на каменных мысах (их называют «носами»), вдающихся в золотистое мелководье Онежского озера. Между ними живописные песчаные берега с дюнами, с которых смотрят в озёрную синеву смолистые сосновые боры. Рисунки выбиты на отполированных волнами скалах –то чёрных и серых, то красноватых и даже розоватых, а некоторые - на лавовых пятнах. Так на мысу Пери 3 в разрыве скалы в выразительной фактуре застывшей лавовой реки выбита одинокая лодочка, плывущая в вечности. Рядом, тоже в лавовых пятнах, сохранились две интересные сцены: одна, названная археологами «Адам и Ева», изображающая эротическую сцену, нередко бывает скрыта водой из-за меняющегося уровня воды в озере; другая расположена повыше: здесь фигура лося связана с человеческой фигурой ещё одним существом, напоминающим детёныша. Может быть, это миф о происхождении человека, где тотемом был лось? Пери Нос 3 можно назвать мысом деторождения – здесь можно увидеть и лосиху с лосёнком, и выводки птиц. Здесь же находилась уникальнейшая сцена деторождения, уничтоженная взрывом при попытке оторвать кусок скалы для Эрмитажа. Похоже, что онежские гравюры –это каменная книга мифов древнего мира. Вот одинокий герой в маленькой лодочке, поймавший огромную белуху, вот двухголовые звери и птицы, ушастый лебедёнок, шаман в унтах и с бубнами. Есть на онежских берегах и другие загадочные рисунки, которым учёные дали условные названия: «солярные и лунарные» знаки, «жезлы» с лосиными головами, «мельница Сампо». Они будоражат воображение всех, кто однажды прикоснулся к этим древним письменам-рисункам. Но больше всего здесь изображений птиц. В основном, это лебеди - многие необычны –с несоразмеренно длинными шеями, а некоторые - с дугообразными линиями внутри туловища. В отличие от беломорских петроглифов, здесь нет ни одной сцены охоты на лебедей. Похоже, у онежских художникова была другая задача в творческом процессе. Это ещё одна загадка онежских петроглифов.

Многочисленные петроглифы Кольского полуострова близки карельским выбивкам, что свидетельствует о широких контактах древнего населения на севере. Многие из них труднодоступны, но не менее загадочны и притягательны. Увидеть наскальные изображения можно и в других местах нашей России от Кольского полуострова до Дальнего Востока. Новые открытия происходят и в наше время. Петроглифы ждут любознательных и кропотливых исследователей.

Категория: ОРК
11.02.2017 00:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!