СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О книге М. Н. Соколовой «Сто лет – тысяча образов. Искренняя история творческой династии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Странная профессия – лицедей, клоун, актёр. Конечно, это способ жизни, надо родиться с этой страстью, она никогда не приносила жизненного благополучия, благоденствия (я не имею в виду современный шоу-бизнес, не хочу писать о нём и комментировать, ибо это совершенно другой мир) – только бесконечный поиск, радость удач и жесточайшее разочарование неудач». Такова краткая, но довольно исчерпывающая характеристика необычного ремесла, плодами которого уже многие столетия человечество постигает тайны своего естества, заглядывая внутрь, в непознанные закоулки слабоосвещённого пространства собственного мира, с нарастающим интересом знакомясь с ним, слыша его голос, рвущийся наружу безудержным потоком мыслей и эмоций. И приведенная цитата довольно-таки точна, объективна во всей полноте сказанного заслуженной артисткой России Мариной Наумовной Соколовой.

В поисках ответа

Театр многогранен. Он может быть непостижимым, непонятным именно потому, что существует эхом самого бытия, его отражением; тем более во время нынешнее, когда потребность в театре сужена новыми, далеко не совершенными формами проведения культурного досуга и восполнения недостатка информации. Как человеку заинтересованному, стремящемуся во всей полноте собрать невообразимую мозаику чувств, коей является сцена, отыскать источник, эти чувства рождающий? Каким образом сегодня можно приблизиться к персоне актёра, который мог бы поведать некую историю, настоящую, самобытную, стал бы говорить о театре, будучи его частицей, чьему рассказу мы бы внимали, вслушиваясь, как в жаре усилий творческих куётся характер героев и одновременно свой собственный?

Поистине, такой шанс ничтожно мал. Случается, однако, что артист, в полной мере осознавая суть своей профессиональной деятельности, первым прокладывает тропинку из слов, ведущую к диалогу со зрителем, преподносит обществу в неискаженном ключе все нюансы театральных подмостков. И стремление такое ценно для сидящих в полумраке зала, а особенно для тех, кто понимает сакральность момента, когда актёр вменяет себе в обязанность ввести «посторонних» в обширную долину собственного «я».

Заглянуть в закулисье

Марина Соколова из числа таких актрис. Благодаря её мемуаристическим трудам прежде всего орловцам, жителям «третьей литературной столицы» России, представилась возможность заглянуть в закулисье жизни театрального мастера. В 2014 году вышла в свет книга «Сто лет – тысяча образов. Искренняя история творческой династии», автором-составителем которой является Марина Наумовна. С содержанием книги читателя знакомит красивая лаконичная фраза, предваряющая дальнейшее повествование: «причудливое сплетение фамилий Соколова, Горбатовой, Гольтяпина, Колганова, актёрских дорог и судеб…» Под одной обложкой единой нитью изложения выкраивается обширное полотно жизни целой семьи, богатой знатоками своего дела, талантливыми людьми, рассказывается подлинная история борьбы за право быть «инженером человеческих душ».

«Моё увлечение театром было простым и естественным – вся атмосфера актёрской семьи, замечательные роли, которые учила мама, премьера, цветы, зрители-поклонники, успех, узнавание на улицах, улыбки, период изучения роли», – рассказывает Марина Соколова.

Жемчужина сценической культуры

Доля интереса современного общества перешла от живой силы представления к бестелесной пустоте искусственной картинки экрана. Вот только глаза всё равно раскрываются шире в темноте зрительского зала, будто стараясь как можно больше вобрать в сознание то, чего недостаёт в слепой повседневности. А реальность… Она завораживает, слова и движения полны животворящей силы, их смысл исходит от одного носителя и проникает в другого – в «единицу» публики, невольно рождая восхищение от происходящего перед ней, а затем и внутри неё. Сценическая работа в непрекращающемся диалоге сцены и зала формирует определённый характер человека, от полноты которого зависит отношение зрителя ко всему представлению. Поэтому и возникает интерес к людям, что наяву созидают то, к чему невозможно прикоснуться – абстракцию образа, темперамент.

Марина Наумовна во многих интервью подчёркивает, что человеческая индивидуальность для неё важнее всех идей и концепций, а постановки лишь помогают создавать образ, поэтому, выступая на орловской сцене, актриса творит собственные моноспектакли-шедевры – дивные лепестки её цветущего, наполненного глубоким дыханием таланта. Марина Соколова оказала настоящую помощь зрителю в возможности непосредственного знакомства с ней самой, её близкими и культурной ойкуменой, пребывающей вокруг этой семьи. В книге с особой женской нежностью и любовью излагается канва династической стези, поместившейся на небольшом пространстве под сводами многих театров нашей страны, где зажглись образы незабываемых ролей, сыгранных Мариной Наумовной: Офелия в «Гамлете» Шекспира, Катя в «Истории одной любви» К. Симонова, Надежда Монахова из горьковской «Варвары», Нора в «Кукольном доме» Генрика Ибсена, Катя Колпакова в «Приваловских миллионах» (Д. Мамин-Сибиряк), Алёнушка из «Аленького цветочка» С. Аксакова, а также многие и многие другие высоты сценического мастерства. Жемчужины театральной культуры.

Вот он – театр…

Невозможно с должной скрупулёзностью рассказать о палитре чувств, раскрашивающих и преображающих душу человека, когда происходит процесс знакомства с жизнеописанием артиста, с этапами постепенного становления его человеком экстраординарным, обладающим чем-то, что недоступно для большинства – даром по-настоящему гореть жизнью бесконечного числа персонажей, одновременно оставаясь собой, когда мысль останавливается на каждой, только что понятой особенности театральной среды, заглядывая дальше, за её лицевую сторону, туда, где созревают плоды многолетних трудов перевоплощения в совместной работе людей, имена которых на слуху у каждого.

Из воспоминаний о Маргарите Фёдоровне, матери Марины Наумовны Соколовой: «К Маргарите Горбатовой подошёл милый молодой человек и попросил прослушать его на тему поступления в театральный институт…» Речь идёт о народном артисте РСФСР Николае Рыбникове, любимце советских и российских зрителей. «Скоро, естественно, мы познакомились с Кешей – так его все и звали, потому что очень любили за особое актёрское и человеческое очарование» (об Иннокентии Смоктуновском).

Вот он – театр… Вот они – влюблённые в его колоссальную силу преображения люди, посвятившие себя чуду – переплавке собственной, неделимой души в эмоциональном горниле для нас, для видения корней литературы, психологии, основ бытия.

Издавна бытует мнение о прямой задаче театра: учить хорошему, отводя от плохого, непотребного. Правомерно возникает вопрос: а как? Вернее было бы спросить: кем? Плеядой отечественных корифеев, таких, о которых говорил К. С. Станиславский, замечая, что артист обязан и в жизни быть носителем и проводником прекрасного. «Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа…»

Источник: Шхалахов А. Сыгранные страницы: мы читаем актёрскую жизнь. Орловский вестник. № 31 (1093), 20/08/2014. – С. 9.

*

Ссылка: https://ogtrk.ru/takaia-zhizn/35561.html

*

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Соколова М. Н.

https://multiurok.ru/blog/sokolova-m-n.html

Категория: Всем учителям
25.07.2016 15:45


© 2016 498

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!