СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О критическом мышлении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы часто говорим о критическом мышлении, а что стоит за этим понятием? Профессор Дэвид Клустер предлагает для него пять ключевых характеристик: Критическое мышление — самостоятельное. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Информация — это отправной, а не конечный пункт критического мышления. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими

. Последний пункт подводит нас к идее, что развивать критическое мышление у учеников можно при работе в группах. Рассмотрим такой подход на примере. В начале урока учитель называет тему (новую или ранее изученную) и просит каждого ребёнка записать в тетради всё, что тот сможет по ней вспомнить. Если тему до этого не изучали, ученики всё равно могут что-то знать из собственного опыта, знаний по другим предметам, случайно полученной информации и т.п. На этом этапе школьники работают индивидуально в течение нескольких минут. Далее они делятся на пары или небольшие группы и обсуждают то, что записали в тетрадях, выясняют, в чём они совпали, возможно, обсуждают возникшие разногласия. Затем все ученики по очереди начинают называть по одному факту по теме (не повторяясь). Учитель записывает всё на доске (включая ошибочные утверждения). После этого начинается обсуждение темы вместе с педагогом, изучение учебника и других материалов, в ходе которых верные факты остаются на доске, а неверные стираются.

Другой пример — метод мозгового штурма. Школьники делятся на группы. Учитель ставит перед ними проблему, которую нужно решить. На первом этапе идёт генерация идей внутри групп. Ученики предлагают всё, что придёт в голову, и фиксируют все варианты на бумаге. Затем по сигналу педагога начинается обсуждение идей: приводятся аргументы за и против, какие-то идеи дорабатываются, возможно, объединяются и т.п. В результате группа должна выбрать одно решение, которое кажется ей оптимальным, и объяснить своей выбор остальным. То же самое делают другие группы. Далее все итоговые идеи обсуждаются фронтально с педагогом.

Таким образом, в рамках групповой работы школьники не просто изучают материал, но делают это активно и развивают своё критическое мышление.

19.03.2024 00:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!