СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О мотивации

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.2 Мотивация

В наши дни проблема мотивации стала одной из ведущих тем в педагогике и методике. В процессе катехизации также проблема мотивов и мотивации, осознанной подготовки к Таинствам стоит не на последнем месте.

Термин «мотивация» впервые был употреблен Р. Шопенгауэром в начале ХХ века. В современной психологии понятие мотивация понимают двояко. Во-первых, это совокупность побуждений, являющихся толчком к активности индивида и определяющая данную активность. Иными словами, это система факторов, детерминирующих поведение. Во-вторых, мотивация – это процесс образования, формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает активность человека.[1]

Формированию мотива предшествует потребность или испытываемая человеком нужда в чём-либо. Стремление удовлетворить потребность в зависимости от степени осознания может выражаться в виде влечения – неосознанного и беспредметного, и желания или мотива – опредмеченной потребности.

В психологии сейчас популярна классификация потребностей А. Маслоу, так называемая пирамида, в основании которой лежат физиологические потребности, затем следуют потребность в безопасности, социальные потребности, (эта группа называется дефицитными потребностями) потребность в уважении и самоуважении, и на верхушке – потребность в самореализации. Три последние ступени – это потребности бытийственные. Потребность роста Маслоу определяет как метамотивацию.

Побуждение к совершению поведенческого акта называется мотивом. Оно порождено системой потребностей человека, и мотив может быть осознаваем или неосознаваем вообще. Мотивы могут трансформироваться, т.к. они являются динамическими образованиями.

Мотивы поведения человека и его цели могут быть различны. Одна цель может определяться разными мотивами. Цель – это то, к чему человек стремиться, мотив – почему он к этому стремиться. Целенаправленность действий объясняется динамическим процессом постоянного выбора на основе анализа поведенческих альтернатив.

Структура мотива достаточно сложна. Первоначально возникает потребность, нужда в чем-либо, что приводит к неудовлетворению, эмоциональному беспокойству – так начинается мотив. Затем происходит ступенчатое осознание мотива: сначала осознается причина эмоционального недовольства, затем осознается объект – формируется желание, а уж затем осознается, с помощью каких действий можно реализовать это желание. И третий этап – это реализация энергетического компонента в реальных поступках.

Р. Оллпорт утверждал, что в мотив может превратиться любое действие, первоначально подчиненное какой-либо цели в качестве механизма её достижения. Мотив определялся им как стремление к некому завершению, как некое напряжение, которое должно «замкнуться» на текущей активности.

А.Н. Леонтьев выделял две функции мотива – побуждение и смыслообразование. Энергетическим толчком к деятельности выступают мотивы-побуждения или мотивы-стимулы, а смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл. При слиянии побуждающей и смыслообразующей функции мотива возникает сознательная регулируемая деятельность человека.

Не все мотивы равнозначны. Присутствуют ведущие мотивы и мотивы-стимулы, которые стимулируют деятельность.

Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, которые оказались в поле действия ведущего мотива. В смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив, второстепенные мотивы порождают эмоции, но не смыслы, исполняя роль дополнительных побудителей.[2]

Трудной и важной является работа по осознанию собственных мотивов. Такая работа требует жизненного опыта, интеллектуального и духовного труда, даже мужества.

Предположим, что существует некий нейтральный объект, который в процессе обретения личностного смысла начинает переживаться как субъективно важный. Этому могут способствовать различные обстоятельства жизни.

Масштаб личности человека можно определить его мотивационной сферой. Мотивы образуют некую иерархическую систему. Эта система может опираться на узкоэгоистические мотивы и быть вершиной с одним ведущим мотивом, а может иметь более широкое основание – фундамент, образованные общественно значимыми мотивами, а вершин – т.е. смыслообразующих мотивов также может быть несколько.

Иерархические отношения мотивов становятся явными в ситуациях конфликта мотивов. Конфликты мотивов могут привести к развитию мотива.

В идеале путь движения - от потребности к мотиву, от мотива к цели и от неё к деятельности. В реальности в ходе деятельности формируются новые мотивы. Механизм образования мотивов называется механизмом сдвига мотива на цель (или превращение цели в мотив). Механизм этот заключается в следующем: цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению неким мотивом, приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. превращается в мотив

Ю.Б. Гиппенрейтер сравнивает внутреннее содержание превращения цели в мотив с «кристаллизацией чувств» по аналогии с эссе Стендаля. [3] На предмете или цели деятельности фокусируются положительные эмоции, если процесс накопления положительных эмоций идет интенсивно, то в определенный момент цель (предмет) превращается в мотив.

Здесь крайне важны именно положительные эмоции. Ни один предмет не может стать мотивом по требованию, требуется некий период, в течение которого выстраиваются связи цели (предмета) с уже существующими мотивами.

Мотивационные явления постепенно становятся чертами личности человека. К таким чертам относят мотив достижения успеха и избегания неудач, определенный локус контроля (характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение),самооценку, уровень притязаний. Также личность характеризуется такими мотивационными образованиями, как потребность в общении (аффиляция), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность.

Х.Хекхаузен выделял в мотивации три фактора – личный, мотив и ситуационный, которые соотносятся посредством механизма когнитивных умозаключений. Он разработал теорию о стадиальном развитии мотивации. Мотивация существует потенциальная и реальная. Потенциальная мотивация может являться системой отсчета, представлять собой структуру ценностных ориентаций. Реальная мотивация – это пробужденный и осознанный мотив.

В настоящее время развивается когнитивный подход к мотивации. Система знаний человека о мире и о самом себе стремиться к согласованности, если появляется рассогласованность, по иному называемая когнитивным диссонансом, то появляется стремление уменьшить или совсем снять его. Так рождается мотив. Ценность принятого решения редуцирует когнитивный диссонанс.

5. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Столяренко В.Е. Психология и педагогика. Ростов-на –Дону: Феникс, 2016 с 108

[2] Гиппенрейтер Ю. Введение в общую психологию: курс лекций. М.:АСТ Астрель 2000 с. 135

[3] Гиппенрейтер Ю. Введение в общую психологию: курс лекций. М.:АСТ Астрель 2000 с. 138

13.02.2020 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!