СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема контингента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскроем суть проблемы. Существует мнение, что система образования избавилась от НПО, но это не так НПО продолжает здравствовать под вывеской подготовки рабочих профессий в СПО. Да иначе и быть не может. Возьмите любое производство и убедитесь, что основную массу работников составляют именно рабочие, а их где-то надо готовить. В связи с этим остаются актуальными и большинство проблем унаследованных от ПУ, в том числе и проблема контингента.

Дабы не быть обвиненными в субъективизме, обратимся к высказываниям школьных учителей и работам дефектологов.

«Наблюдаются некоторые особенности в их поведении: одни из них возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны, плаксивы; другие, наоборот, вялы, робки, медлительны, заторможены, неуверенны. Часто из боязни ответить неправильно они вовсе отказываются отвечать».[1]

«Мы уже свыклись с мыслью, что с 1 класса существует деление на средних, слабых и сильных. Это деление сохраняется до Х класса. Только уменьшается количество сильных и увеличивается – слабых и средних. Каковы причины этого явления? Однозначно тут и не ответишь.» [2] (Мое уточнение: часть слабых учащихся скидывается после 9 класса в ПУ).

В этой же работе раскрываются и многие причины этого явления, приведем некоторые из них.

«Повышенный тон. Нервозность. Двойки. Записи в дневниках. Нравоучительные беседы с родителями. Апелляции к классным руководителям и школьным администратором. И как следствие – обостренная реакция ребят.» [2]

«Ибо все аномалии в абсолютном большинстве своем являются не следствием психической неполноценности детей, а вполне естественными защитными реакциями психики на многолетние неуспехи в учебе и связанные с ними упреки. Непослушание, бравада и дерзость – вторые производные тех же психических реакций. Так подростки пытаются утвердиться, пусть даже наперекор всем существующим нормам поведения». [2]

«Миллионам детей, возвращающимся сегодня из школ, родители задают одни и те же вопросы. Первый: «вызывали?». Если «да», то за ним немедленно следует второй: «Что получил?» Все последующие реакции перечислить едва ли возможно.» [2]

И как отмечается в [4]: «Потеряв веру в себя, в учителя, ученики уходят. Уходят ….». И приходят в ПУ. Приходят из сельских школ, а над этими еще довлеет языковой барьер. Далее автор с болью пишет: «Уходят потому, что ты не можешь помочь», - думал я. Где же золотое зерно истины? Какой должна быть методика преподавания, чтобы каждый ученик раскрыл свои природные возможности?» [4]

И как же остро должна стоять эта проблема перед педагогами ПУ? Ведь в его распоряжении в лучшем случае около двух сотен учебных часов для того, чтобы включить этих педагогически запущенных подростков в учебный процесс, психологически реанимировать и реабилитировать их как учащихся. Дать им веру в собственные силы.

Литература

  1. Власова Т.А.,Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
  2. Педагогический поиск. Составитель И.Н. Баженова. –М.,Педагогика, 1979.
  3. Шаталов В.Ф., Куда и как исчезли тройки. –М., Педагогика, 1979.
  4. Щетинин М.П., Объять необъятное. - М., Педагогика, 1986.
  5. Палтышев Н.Н., 10 правил работы со слабоуспевающими.
  6. Малофеев Р.И., Проблемное обучение физики в средней школе.- М. Просвещение, 1980.
  7. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики- М., Просвещение, 1983.
Категория: Всем учителям
17.03.2015 18:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!