СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью.
Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна.
Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школьника в процессе самостоятельного «открытия» новых знаний, разнообразие информации и способов действий в процессе учебного труда, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, достаточная трудность обучения (при его посильности). Наконец, нужно чаще вспоминать слова Л. Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика — люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».
В основе нашей работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой — пробудить интерес к слову.
Так, изучая в V классе согласные звуки, учащиеся читают вслух высказывания писателей о русском языке:
«Русский язык... красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А. И. Куприн).
«Русский народ создал язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый» (А. Н. Толстой).
Ученики объясняют значение слов послушен, ловок, вместителен, сравнивают высказывания А. И. Куприна и А. Н. Толстого и решают, что общего в их оценках русского языка,— оба писателя говорят о его певучести, задушевности.
И далее, в процессе беседы, учащиеся узнают, что напевность, благозвучие русского языка обусловлены соотношением в нем гласных и согласных звуков. В нашей речи преобладают мелодичные звуки (их 74,5%): гласные, звонкие согласные. Остальные звуки немузыкальные, т. е. шумные, глухие. Согласные играют важную смыслоразличительную роль.
Ученики получают задание выделить гласные и согласные звуки одного и того же слова: забота: [а], [о], [а] — [з], [б], [т]; родина: [о], [и], [а] — [р], [д’] [н]; край: [а] — [к], [р], [и].
— По каким звукам легче узнать эти слова? (По согласным.) Действительно, смыслоразличительная способность согласных звуков сильнее, чем у гласных.
Дальше учащиеся сравнивают высказывания о языке и также находят общее в этих определениях.
На дом учащиеся получают задание выучить высказывания о языке, подобрать примеры, показывающие, в чем же состоит богатство и мелодичность русского языка, почему его называют гибким и красивым.
Изучая тему «Звонкие и глухие согласные звуки», я обращаюсь к книге Л. П. Крысина «Жизнь слова», где рассказывается о том, как звуки оцениваются носителями языка по различным признакам — по величине, силе, красоте. Важно показать учащимся, что при произнесении звуков возникают различные впечатления и образы. Так, звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона. Раскрывая выразительные возможности фонетического строя русской речи, чаще всего я прибегаю к поэтическим текстам, ибо поэзия — искусство звучащего слова, она во многом сродни музыке. Как интересно, например, понаблюдать за [л] и [р] в хорошо известном детям стихотворении
Ф. И. Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Читаем стихотворение А. Прокофьева, в котором наполнено смыслом, обыграно само звучание отдельных слов:
Да, есть слова глухие,
Они мне не родня,
Но есть слова такие,
Что посильней огня!
Они других красивей —
С могучей буквой «Р».
Ну, например, Россия,
Россия, например!
Наполненное светом,
Оно горит огнем,
И гимном слово это
Гремит в стихе моем!
Глухие шипящие и свистящие звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, легкими шагами, шуршанием, чуть слышным шелестом листьев. Примеры подобрать очень легко. Как видим, изобразительные возможности русского языка раскрываются перед учащимися наиболее полно, когда, для анализа или иллюстрации приводятся строки из произведений великих мастеров слова.
Изучение «Фонетики» раскрывает возможности и для формирования чувства языковой нормы, что в свою очередь способствует эстетическому воспитанию учащихся. Например, произношение [что] обычно вызывается зрительным образом слова, поэтому упражнения в правильном произношении сочетания [чт] мы проводим, используя книжные тексты, когда ученики могут непосредственно воспринимать зрительный образ слова. Кроме того, и примеры мы подбираем такие, чтобы их хотелось читать правильно, например, стихотворение А. Фета «Я пришел к тебе с приветом» или пушкинские слова: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Я стараюсь подбирать и такие стихотворные примеры, где произношение нужных слов подсказывается рифмой:
Чуть растопит солнце вешнее
На дворе у нас снежок,
Птичьи домики — скворечники
Мы сколотим из досок.
(О. Высотская).
В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться и к своей речи.
Программа V класса позволяет показать школьникам структуру всего здания языка, в фундаменте которого лежат звуки русской речи и слоги. Далее мы должны им показать и уровень слова с его лексическим значением, многозначностью, синонимами, антонимами. Истинная любовь к родному языку — в бережном отношении к его ресурсам, в заботе о точности, образности и выразительности своей речи, в стремлении к гармоническому единству смысла и формы в своих высказываниях, что главным образом достигается умелым отбором языковых средств. Обо всем этом мы и говорим на уроках, изучая лексику.
Эпиграфом к уроку «Однозначные и многозначные слова» беру высказывание Н.В.Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Пятиклассники записывают следующий текст: «В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать...»
—Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное — «с одного-то боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица, повертывать...» Вот и давайте учиться «повертывать» слово, владеть им. Многие слова могут иметь не одно, а несколько значений — они многозначны. Разбирая многозначные слова (дорога, язык, корень), дети могут вспомнить и привести свои стихотворные примеры, пословицы, поговорки.
В итоге учащиеся приходят к выводу: богатство языка — это богатство мыслей. Чем лучше человек знает язык, тем глубже и точнее будут выражены его мысли.
Чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, я читаю несколько примеров детской речи, записанных К. Чуковским:
1) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
— Почему ты не повесил ее сушить? - спросила мать.
— Я не достал до солнышка,— ответил Петя.
2) Мальчика спрашивают о сестре:
— Что же это твоя Иришка с петухами ложится?
— Она с петухами не ложится — они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
Возможно и такое задание:
Определите, в каком значении — прямом или переносном — употреблены выделенные слова:
Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят.
(Е. Серова).
Анализируется отрывок из стихотворения О. Берггольц «Мой дом»:
А в доме, где жила я много лет,
Откуда я ушла зимой блокадной,
По вечерам опять в окошках свет.
Он розоватый, праздничный, нарядный...
Но этих окон праздничный уют
Такой забытый свет в сознанье будит,
Что верится: там добрые живут,
Хорошие, приветливые люди...
Учащиеся убеждаются, что благодаря использованию в тексте одних и тех же слов в прямом и переносном значениях достигается особая выразительность: переносное значение слова воспринимается особенно ярко в результате сопоставления с его прямым значением.
Когда класс устал, уместна и шутка:
Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
Зачем спешить?
Идет сильный дождь. По улице медленно идет человек. Прохожий спрашивает его:
— Почему вы идете так медленно под дождем?
— А зачем спешить,— отвечает он,— впереди идет такой же сильный дождь.
Слова А. И. Герцена: «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем» — эпиграф к уроку «Синонимы».
Проводим маленький лингвистический эксперимент (конечно, элементарный).
— Прочитайте первую строфу из стихотворения Г. Граубина «В утреннем лесу»:
От сырости ежится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зеленой ладошке ольхи.
— Найдите прилагательные-синонимы, понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым.
Дети делают интересные наблюдения, например:
— Капля сольется с листом, и ее совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.
Изучая синонимы, пятиклассники вдумываются в смысл слов, находят оттенки значений, стилистической и эмоциональной окраски. Главное — у них появляется желание говорить точно, красиво.
При изучении темы «Словообразование» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных классах. Поэтому использую такие, например, задания:
1. Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит.
У шиповника — шипы.
На шиповнике — бутоны.
Вот он блещет у тропы,
Ярко-красный и зеленый.
Он глаза мои слепит.
Он костер напоминает.
Он шиповник. Он шипит.
Искры алые роняет.
(А. Кушнер).
Установив значения слов, учащиеся придут к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы, и объяснят, почему здесь появилось слово шипит.
2. Составьте текст, употребив в нем 2— 3 однокоренных слова.
3. Укажите и исправьте ошибки в предложениях.
1) «Вдали виднелся парусник, его паруса наполнены воздухом». 2) «На крышке была написана надпись».
Изучая приставки, учащиеся вдумываются в смысл слов К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Основное время на уроке отводится выяснению значений приставок. Анализируются примеры:
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
(Лермонтов).
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось.
(Лермонтов).
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль.
(Есенин).
— Образуйте глаголы с помощью приставок и составьте с ними словосочетания.
Учащиеся узнают, что приставка может изменять до неузнаваемости смысл даже очевидно однокоренных слов, например: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом, решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.
На уроках по словообразованию я часто использую элементы занимательности. Например, предлагаю отгадать шараду, когда надо не разобрать, а собрать слово:
Корень мой находится в цене,—
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
Игра «Собери слово»: учащиеся составляют слово, взяв указанные морфемы из разных слов.
обдумать
ясно
пилить
писать
Внимание к значению приставки, корня, суффикса оказывает положительное влияние на речевое развитие учащихся, так как вырабатывает умение свободно и правильно использовать возможности языка для более четкого выражения мысли. Пятиклассники любят неожиданности, загадки — я это использую для воспитания интереса к предмету.
На первом уроке по теме «Морфология» был записан текст из книги М. В. Панова «И все-таки она хорошая!».
«Есть такая скаска. Козел постлал казу заорехами. Пошла она и нивернулозь... Нед казы сорехами, нетт коззы зкальон-ными!»
Текст вызвал необычайное оживление в классе, каждому хотелось исправить его. Были заданы вопросы:
— Для чего служит язык?
— Как записан текст?
— Можно ли отказаться от правил правописания?
— К чему приводит несоблюдение орфографических правил?
— Что нужно знать, чтобы решить вопрос о слитном и раздельном написании слов?
— Как определить, какие окончания написаны правильно, а какие нет?
В результате класс пришел к выводу, что знание частей речи необходимо, чтобы грамотно писать.
Выполняя задание, ученики признают, что русским литературным языком они владеют не безупречно, что им нужно научиться правильно образовывать формы некоторых слов.
Делаем вывод: чтобы соблюдать нормы литературного языка, не допускать грамматических ошибок, нужно изучать морфологию.
Таким образом, тщательный подбор дидактического материала во многом помогает воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку, а на уроках они гораздо внимательнее и любознательнее.
© 2015, Долженко Анна Яковлевна 1797