СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Многие родители, отдавая своих детей в школу, невольно вспоминают себя, свои школьные годы, заполненные как достижениями и успехами, так и неудачами, оставляющими еще больший след в душах. Ни для кого не секрет, что из школы мы выносим во взрослую жизнь не только «разумное, доброе, вечное», но и не столь доброе, и к тому же ужасно долговечное – всевозможные комплексы.
С начала 19 века в России принято оценивать успехи школьников по пятибалльной шкале. В соответствии с тем, какую оценку чаще всего получает ученик, на него клеят ярлык: «двоечник», «троечник», «хорошист» или «отличник». Но могут ли эти «термины» характеризовать ребенка как личность, а не просто констатировать его успехи по освоению школьной программы?
Все мы окончили в свое время школу и прочно уяснили для себя один важный момент – нас оценивают. Всех. В одних школах эти оценки расплывчаты, в других довольно категоричны. Если ты «хорошист» или «отличник» - значит хороший. Если «двоечник» - то плохой. По словам врача-психотерапевта Н. Н. Нарицына именно оценка, выставляемая учителем, будет определять статус ребенка в школьных стенах. Получение двойки может стать причиной нежелания идти в школу, но и высокие оценки могут вызвать определенные проблемы. У некоторых детей возникает самая настоящая зависимость от пятерок – ученик, который стремится любой ценой получить «пять», перестает воспринимать знания как таковые, а будет обращать внимание только на то, чтобы за его действия был выставлен высший балл. Ребенка в таком случае заботят не знания по предмету, а умение приспособиться под требования конкретного педагога. И нередки случаи, когда из-за несоответствия требований учителя и желаний учащегося родители переводят ребенка в другой класс или другую школу.
На первый взгляд, двоечник – либо глупый, либо наглый, троечник – ни то, ни се, либо ленивый, либо неспособный, отличник – целеустремленный «ботаник», гордость родителей и учителей. Кто же тогда такой хорошист? Почему ребенок получает, в основном, четверки? Почему так трудно охарактеризовать двумя словами эту немалую группу?
Например, в семье все в порядке, ребенок хорошо мотивирован на учебу, но он испытывает проблемы с вниманием или у него плохая память. Если при этом он достаточно трудолюбив и настойчив, он вполне может учиться на четверки, прилагая для этого все возможные усилия. Конечно, такие успехи потребуют от него максимального нервного напряжения, а это может привести к неврологическим проблемам, неудачам в общении со сверстниками, депрессивному состоянию.
А может быть, не имеющие высшего образования родители, вкалывающие на трех работах и все равно не получающие необходимого достатка, делают все, чтобы их ребенок выучился и поступил в вуз. Сильнейшая мотивация помогает ему преодолеть практически все преграды, но все же, до высших оценок он не дотягивает.
Бывает и так, что исключительно умный, даже талантливый ребенок просто ленив или недостаточно терпелив, чтобы усидеть за домашним заданием или провести в школе шесть часов. Он мало внимания уделяет учебе, но его интеллектуальные способности «вывозят» его, и потому троек у него нет, а для пятерок не хватает трудолюбия.
Если у ученика есть все: и ум, и способности, но нет желания учиться, узнавать что-то новое, он не станет отличником. Чтобы не расстраивать родителей, он будет делать все необходимое, чтобы усвоить стандартный набор, но не более того. Это тоже – потенциальный хорошист.
Но посмотрите на отличника, разве он выигрывает? Школьная система образования, как будто построена так, чтобы невозможно было что-то понять. Отличник и не понимает, так как зачастую он просто выучивает всё наизусть, но применить не может (так как нет технологии обучения).
Бальная система также не приводит к результату - ученик, который понимает предмет. Система зачетов помогает найти то, что ученик не понимает, но основы обучения данная система не предоставляет.
Лучшая система обучения и оценки знания была в древней греции, когда на форум (ищу репетитора - таких мыслей не было в то время) приходили ученики и преподаватели.
Они могли спорить друг с другом, а учитель старался развить в ученике способность к суждению. В итоге ученик был удовлетворен тем, как он усвоил предмет. Он четко знал, что понял и его самоосознание - было для учителя лучшей оценкой.
Вы думаете в то время кому-то приходило в голову что-то списывать? Не это была цель! Целью была не оценка, а знание и умение.
В историческом очерке «Николаевская Военная Академия Генштаба» приведено «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науке», которым следует руководствоваться при выставлении отметок учащимся.
Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей; а, следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительно к тому образом. Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собою; он определяет правила для единообразного суждения в разные времена и в разных местах. Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом.
1-я степень (успехи слабые)
Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в оной, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному.
2-я степень (успехи посредственные)
Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одною памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия.
3-я степень (успехи удовлетворительные)
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшими развитиями науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой даже механической работы.
4-я степень (успехи хорошие)
Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.
5-я степень (успехи отличные)
Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью, довольно изощренною упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться должно, и что можно возразить против теории. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенною любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания.
Приводится по книге: Н.П. ГЛИНОЕДСКИЙ, «Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба»
Школьные знания составляют ничтожно малую часть того, что осваивает человек вне школы. И те (внешкольные) знания осваиваются им без оценок и экзаменов и со значительно большим успехом.
Так что, отказаться от оценок совсем? Или перестать делить учеников на «отличников», «хорошистов» и пр.?
Материалы взяты со страниц газет и интернета в разное время и у разных авторов…
© 2015, Соломин Александр Иванович 1407