СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"О совершенствовании работы классных руководителей по формированию информационной культуры участников образовательного процесса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация директора государственного учреждения образования "Движковская базовая школа Ельского района" Дудковской С.А. "О совершенствовании работы классных руководителей по формированию информационной культуры участников образовательного процесса".

Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя? Как сделать мир информации необходимым для современного учащегося? Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна? Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно учреждение образования, именно ему под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир. Малыши-первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанной и непонятной им информации, в мир знаний. В этот мир войти помогают и родители, и воспитатели сообща только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательно­сти системно и ответственно. Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван по­мочь им найти ответ, отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.

Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных проблем педагогики.

Случается и так: пятиклассники, которые учились активно I ступени общего среднего образования, с большим удовольствием и интересом приносят на уроки энциклопедии, словари, пытаясь дать учителю исчерпы­вающий ответ на вопросы, поставленные в учебнике. И хорошо, если педагог не только поощряет инициативу детей, но и направляет ее в нужное русло, обучает поиску информации, предлагает варианты ее поиска. Такой совместный творческий процесс дает свои результаты. Ребята не только ищут информацию, но и учатся отличать главное от второстепенного. Когда же педагог не поддерживает учащихся, их интерес будет потерян. И в VII-VIII классах, когда учитель попросит найти допол­нительный материал по изучаемой теме, ребята его не услышат. Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе, продолжается на всех этапах взросления школьника. На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных предметов, но на практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературы и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять классные руководители.

Научить учащегося хотеть пользоваться информацией, добывать ту информацию, которая будет влиять на формирование его интеллектуальных качеств, гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если классный руководитель поставил перед собой задачу системно влиять на формирование информационной культуры в ходе проведения информационного часа, который в недалеком прошлом именовался политической информацией.

Ведь главное назначение информационного часа - формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, города, района, мира. Помимо этого информационный час и подготовка к нему расширяют кругозор учащихся, способствуют развитию исследовательских и творческих умений.

Информационный час сегодня - это возможность предоставить учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которые зачастую теряются по мере взросления.

27.02.2021 18:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!