СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О том, как учителя становятся профессиональными страдальцами и закостенелыми мучениками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто выводит нас из нас? О том, как учителя становятся профессиональными страдальцами и закостенелыми мучениками

Да, учительская профессия — не простая. А какие простые профессии вы знаете? Да, мы, учителя, испытываем много стрессов. Но и с другими людьми на работе такое тоже случается. Иногда мы бываем, к сожалению, излишне эмоциональны, излишне возбуждены и взвинчены, распаляя сами себя. Нам надо поставить свои собственные эмоции под жесткий самоконтроль.

Во-первых, надо решительно прекратить устраивать показательные переживания перед своими учениками, громко и театрально сокрушаясь перед глазами ребят об их прошлых провалах и неудачах. Наш монолог может быть примерно таким: «Кошмар! Вы совершенно не справились с последним тестом! 15 двоек в классе! Какой ужас! Я всю ночь не спала! И как вам не стыдно?! Сколько я на уроках с вами грамматику мусолила — и результат нулевой!» Далее еще 20 минут эмоционально-патетический монолог учителя продолжается. Придя домой, мы, учителя, продолжаем то же самое повторять своим домашним или знакомым, ярко преподнося им все это в цифрах и фактах. А потом действительно не спим по ночам, все заново вспоминая и переживая. И действительно искренне переживаем. Потом можно проиграть все еще раз перед коллегами в учительской или на перемене прямо в школьном коридоре.

Если мы с ранних лет своего учительства будем произносить подобные драматические монологи и упиваться своими переживаниями, пусть даже и искренними, то, вероятно, через некоторое количество лет нашей педагогической деятельности мы достигнем высокого мастерства в проведении публичных стенаний и незаметно для себя превратимся в высокопрофессионального страдальца или высококлассного мученика, а, пользуясь врачебной терминологией, в невротика и неврастеника.

В таком случае, для наших страданий сгодится все: и двойки наших учеников, и их плохое поведение, и замечания начальства, и плохое расписание уроков, и вообще много чего еще, о чем человеку с уравновешенной психикой даже и в голову не придет переживать. Тогда нам, профессиональным мученикам, доведшим свои страдания до совершенства, в принципе, будет уже практически все равно, о чем страдать и переживать. Более того, если вдруг в жизни реального повода для наших тонких душевных переживаний не найдется, это нас, страдальцев по жизни, испугать и отвернуть от столь обожаемого процесса мученичества не сможет. Мы с легкостью придумаем этот повод и самозабвенно пойдем у него на поводу, окунаясь с головой в новую волну переживаний. Ведь у нас, профессиональных страдальцев, всегда есть возможность страдать о том, чего пока еще не случилось, но вполне может произойти. Часто жизнь нам, закостенелым страдальцам, будет строить козни, то подсказывая нам решения тех или иных проблем, то подсовывая нам светлых личностей, которые будут вдребезги разбивать наши страдания и переживания своим неукротимым оптимизмом. Но истинные мученики выдержат подобные испытания с достоинством, вновь и вновь погружаясь в свои страдания. Они, в конце концов, уйдут ото всего мира в свой личный ларчик страданий, надежно там спрятавшись. Они будут сидеть в этом ларчике в полной прострации, упорно продолжая беззаветно предаваться переживаниям. А уж о чем именно переживать и страдать можно найти с легкостью. Талантливые мученики делают это просто виртуозно.

Уважаемые коллеги, подумайте, не превратились ли вы в такого страдальца по жизни. Можете даже, если наберетесь смелости, порасспрашивать об этом аккуратно и незаметно своих преданных друзей. Даже если вы искренне расстроены, к примеру, результатами учебы своих учеников, постарайтесь отбросить все негативные эмоции и, тем более, речи. Вместо этого действуйте. Действуйте конструктивно. Сначала небольшой анализ-обсуждение с ребятами: «Что было в тесте самое трудное? Почему, по-вашему, так много ошибок в задании №7? Что мы совместными усилиями можем предпринять? Как будем двигаться дальше?» И тут же что-то предпринимайте. Сразу же двигайтесь. Ведь нам не нужен застой ни в делах, ни в эмоциях; должно же быть какое-то движение. Конечно, хотелось бы, чтобы оно, это движение, было поступательным.

И ни в коем случае не загоняйте себя в ларчик страданий и переживаний, в ларчик пусть и парчовый, инкрустированный драгоценными каменьями и стразами. Не запирайте себя в ларчик отрицательных эмоций. И всегда помните о том, что ларчик этот просто открывался. Хотя, возможно, что не так уж и просто, но это не означает, что его не следует открывать вовсе. Очень даже следует. Еще как следует! Нечего в нем замыкаться! Не стоит в этом ларчике сидеть! Вон из него, на яркий свет, на свежий воздух!

Мы сами формируем собственные мысли. А потом наши мысли формируют нас и нашу жизнь. Мы должны контролировать собственные мысли и не позволять им контролировать нас.

Держать собственные мысли под своим жестким контролем! Просто держать! Так держать!

Мы сами формируем собственные отношения и эмоции. Бесспорно, на нас оказывают влияние самые разные жизненные обстоятельства, но мы сами можем и должны распоряжаться собственными поведенческими реакциями. Не наши эмоции должны управлять нами, а мы — ими. Мы просто обязаны быть управленцами над собственными мыслями, эмоциями, реакциями и отношениями, а не их подчиненными.

Если вы лишь эмоционально реагируете на те или иные жизненные ситуации, ничего конкретного не предпринимая, то не ждите не только улучшений, а вообще никаких изменений в своей жизни. Их не будет.

Иногда бывает полезно посетить профессионального психолога. Пусть специалист вам расскажет, каким он видит вас со стороны, и посоветует, как вам выбраться из вашего столь любимого ларчика переживаний, с которым уже сжились за долгие совместные годы искренних страданий.

А для начала приоткройте осторожно свой ларчик и внимательно прислушайтесь к людям, излучающим спокойствие, позитив и стойкость духа; к людям, светящимся оптимизмом и настроем на жизнеутверждающее начало. Спросите у них, как вы выглядите со стороны, в замкнутом пространстве своего столь любимого ларчика. И уже, наконец, расстаньтесь с ним.

Просто пожелание: Пусть ваши ученики никогда о вас не говорят: «Учительница нервная моя!»

Вам все это не подходит? Ну, что ж, тогда запирайтесь понадежнее в своем ларчике переживаний и страданий, даже можно на два замка и задвижку изнутри, и страдайте дальше. Вероятно, это — для вас.

Категория: Всем учителям
15.10.2016 22:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!