СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

        Как и любой учитель, в своей работе опираюсь на использование различных образовательных технологий, которые помогают осуществить задачи педагогической деятельности. На сегодняшний день в педагогике накоплена палитра образовательных технологий, каждая из которых имеет свои достоинства. Вследствие развития демократических тенденций в жизни общества в системе образования акцент переносится на личность ребенка , изучение возможностей и обстоятельств ее индивидуального развития, условий самовыражения и самореализации на разных этапах ее жизни. В основу образовательных технологий и положен личностно ориентированный подход. В своей практике я применяла и в настоящее время применяю такие технологии, как интерактивное обучение, урок-мастерская, личностно ориентированное, компетентностно ориентированное обучение, деятельностный подход и др. Хочу остановиться на интерактивном обучении, которое считаю актуальным практически на каждом уроке. Именно эта технология, ее методы дают возможность создать комфортные условия обучения, потому что учебный процесс происходит  в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся, равноправия между учителем и уч-ся, ученики учатся быть демократичными, критически мыслить, общаться с другими людьми. Как на уроках русского языка, так и литературы использую работу в парах, в малых группах. Эффективными методами при этом считаю «Микрофон» (при повторении теоретических знаний), «Займи позицию» ( уч-ся имеют возможность выразить свою мысль, аргументировать ее при рассмотрении спорного вопроса), «2-4-все вместе» (эффективен для развития навыков общения  в группе , умений переубеждать и вести дискуссию), «Синтез мыслей» (уч-ся имеют возможность передавать свой вариант другим, а те – дополнять его своим мыслями, подчеркивать то, с чем они не согласны), «Обучая – учусь» (при изучении нового теоретического материала уч-ся имеют возможность передать свои знания другим), «Снежный ком», «Снежинка» (каждый ученик принимает участие в решении какой-то проблемы) и др.

 

                                                                            Если ученик не учится творить,                  то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.

                              Л.Толстой.

        

             Большой интерес для меня представляет технология «педагогическая мастерская», которая признана одним из современных способов ведения урока, общения уч-ся и педагога. Именно  в мастерской школьники лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли. В мастерской рождаются ученические исследования, вера в возможность открытия, надежда на успех. Лозунг мастерской – «Все способны!». Эта технология направлена на « погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания, самопознания. Моя философско – педагогическая позиция в этом случае следующая:

          - я только создаю условия для своих учеников, необычные, трудные, иногда дискомфортные;

          - обеспечиваю  попадание их в лабиринт с ловушками, подвохами и обязательным выходом;

         - могу поддержать учеников своей верой в то, что они способны двигаться сами и имеют право на свою скорость;

         - могу помочь им в случае, если они попросят;

         -не даю им готовых решений, не навязываю свою точку зрения;

         - действую по принципу: «Дети ищут, я ищу, мы ищем».

              В опыте современного отечественного образования присутствуют разные типы мастерских:

         -мастерская построения знаний;

         -мастерская  письма;

         -проектные мастерские;  

         -мастерские ценностных ориентаций  и   др.

            В своей  практике я пока использовала мастерские построения знаний. Так в 6-м классе при изучении творчества А.Пушкина проведен урок по теме:»Зимнее утро. Яркость живописных поэтических картин природы, восхищение ее красотой.

                         

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ.

 

              Сделать полученную информацию переживаемой лично, мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть , мысленно прикоснуться к тому, что изучается, можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика. На уроках литературы это чаще всего ход от слова к чувству. Такие приемы я часто  использую, они нравятся детям, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество эмоций, переживаний. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд.

 

                                      «Вопрос»

 

Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово? Когда слышите музыкальный фрагмент?»

       Например, предлагаю записать слово «чудо» и свой ассоциативный ряд к нему. Дети выстраивают примерно такой ряд: волшебство, что-то необычное, интересное, невозможное…, а затем подходим к теме урока  в  творчестве  А.Грина. В конце урока делаем вывод о том, что человек может делать чудеса своими руками.

                             

 

 

«Мои цветные чувства»

 

       Уч-ся предлагается раскрасить свое состояние в данный момент определенным  цветом, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д.

                            

«Представь себе»

 

       Например, данный прием был использован на уроке литературы в 6-м классе при изучении стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро»

       Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется. Часов в 11 начинаете ощущать, что вас что-то разбудило: ослепительный солнечный луч пробился между шторами. Вы встаете, подходите к окну  и видите, что за окном, где еще вчера хлюпала грязь, сегодня все в ослепительной белизне. Попробуйте нарисовать картину, которую вы увидели из своего окна.

       Прослушав высказывания, поняли, что предложения получились похожими, с использованием одних и тех же словосочетаний «белый снег», «яркое солнце». Но эту сложную задачу решил и Пушкин, когда написал стихотворение «Зимнее утро» .Так мы подошли к теме урока.

                          

«Шкатулка»

 

       (В начале урока)

       -У вас есть шкатулочки? А что вы в них собираете? Сейчас я тоже раздам вам шкатулки.(раздаю листочки).Сегодня мы должны наполнить эту шкатулку…Как вы думаете – чем?

      -Словами и мыслями.

 

         При отборе теоретического и практического материала  для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.

     Использую в своей работе различные нетрадиционные типы уроков: уроки-путешествия, семинары, диспуты и т.д.

     Для подготовки к урокам активно применяю различные компьютерные источники системы Интернет: персональные сайты учителей, фестиваль 1-е сентября и другие. С их помощью знакомлюсь с педагогическими новинками, опытом работы коллег. Наиболее интересным считаю использование информационно – коммуникативных технологий, которые позволяют повысить мотивацию уч-ся, оптимизировать учебный процесс, формировать языковые и коммуникативные компетентности.

              Для оптимизации образовательного процесса применяю  игровые технологии, технологию проблемного обучения, дифференцированного обучения, различные виды работ, направленные на развитие творческой и других компетентностей.

 

18.02.2015 18:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!