СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание 8-классы 13.10.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: законспектировать в рабочую тетрадь,

ответить письменно на вопрос: как рынок влияет на различные стороны

жизни общества? Тетради со всеми выполненными заданиями принести в пятницу 14.10. на проверку, оставить на столе у входа.

Вы уже знаете, что общество использует различные варианты организации экономической жизни. Один из способов согласования экономической деятельности людей для решения главных экономических вопросов — рыночная экономика.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки; частная собственность на экономические ресурсы; материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений (продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими).

Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Для нормальной деятельности рынку необходимы определённые условия.

Условия функционирования рынка

Свободное конкуренция свобода предпринимательской

ценообразование деятельности

Видами и формами бизнеса вы познакомились при изучении курса 7 класса.

Конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле.

Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований — преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово «конкурс» — состязание, соперничество за достижение определённых преимуществ. Вспомним: конкуренция, борьба между производителями товаров и услуг, существовала уже с первых шагов развития товарного производства. Каждый производитель стремился быстрее продать свой товар на рынке и получить прибыль на вложенные деньги. В рыночной экономике продавцы конкурируют друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они стремятся снижать цены, улучшать качество товаров, использовать рекламу.

-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

Конкуренцию называют главным мотором рыночной экономики. Она позволяет создавать новые и более дешёвые товары и способы их производства, более совершенные технологии.

Вывод:

  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;

  • Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;

  • Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;

  • Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе — диктатуре цен.

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Цены выполняют две основные функции.

Функции цен

Ограничивают потребление

Ресурсов Мотивация для производства

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен. Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.

Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников рынка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Так достигается состояние равновесия на рынке. Это состояние неустойчиво, и под влиянием различных факторов спроса и предложения оно может нарушаться. Однако механизм взаимодействия спроса и предложения исправляет нарушенное равновесие.

Каким образом? Если цена товара будет выше равновесной, то излишек товара нельзя будет продать и продавцы будут вынуждены снижать цену до уровня равновесной цены. Если цена будет назначена ниже равновесной, то товар тут же будет распродан, но спрос останется неудовлетворённым и соответственно цена на данный товар будет расти до равновесного уровня.

Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю. Благодаря этому все люди достигают наилучшего для себя результата. А каковы же последствия подобного поведения участников обмена для общества в целом, для всей экономики?

12.10.2022 11:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя