СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение написанию сочинения-описания на уроках русского языка в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение написанию сочинения-описания на уроках русского языка в начальных классах

Аннотация. В период обучения учащихся в начальных классах закладываются основы речевого навыка. Для усвоения связанной устной и письменной речи главную роль играет кропотливый труд учащихся и учителей. В статье представлены этапы работы над сочинением, определяющие систему и порядок работы учителя начальных классов при обучении младших школьников навыкам написания сочинений. Представленное исследование, можно использовать в образовательных программах, в качестве методических рекомендаций.

Ключевые слова: система образования; русский язык; сочинение; учитель начальных классов; учащиеся.

В развитом обществе одним из критериев уровня культуры человека – это его речь. Основополагающее значение для формирования личности ребенка имеет овладение им навыков правильной, логичной, содержательной, выразительной речи. Для развития речи учителю необходимо иметь обширный арсенал методологических средств, где наиболее продуктивным является написание сочинения.

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, которая предполагает изложение учащимися мыслей, суждений, переживаний, оценок по заданной теме. Данный вид работы направлен на воспитание и обучение школьников, так как способствует формированию умений, связанных с выражением своего отношения к окружающему миру, к различным проблемам современного общества и мира.

Главной задачей обучения написанию сочинений было определено обогащение речи школьников средствами образности на примерах сравнений, переносного значения слова, синонимов, антонимов, эпитетов, фразеологизмов. С этой целью используются тексты, предложенные в упражнениях учебников. Одним из важных источников для сочинений-описаний в начальной школе являются экскурсии. В ходе экскурсий дети проводят наблюдения за природой, предметами окружающего мира, людьми, учатся замечать то, что происходит вокруг, правильно подбирать слова для описания.

Учить детей писать сочинения - одна из самых актуальных проблем современной лингводидактики. Через сочинение учителю легче понять внутренний мир ребенка, познать его. Сочинение заставляет ребенка систематизировать свои мысли, учит красиво и правильно их выражать, обогащает речь.

Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением художественных текстов, что и определяет их методику. Все сочинения в начальных классах, устные и письменные, строятся по плану. От готовых планов в первом классе дети переходят к коллективному составлению плана, а потом и к самостоятельной работе над ним. Составление плана поможет школьникам систематизировать свои мысли, выразить их в определенной логической последовательности.

В процессе подготовки к написанию сочинений учитель формулирует вопрос подготовительной беседы. Основная задача такой беседы - систематизировать наблюдения и впечатления детей, определиться в своем отношении к фактам, которые будут положены в основу сюжета. Если сочинение будет строиться по сюжетным рисункам или экранным пособиям, то подбираются вопросы для выяснения их содержания.

Первым шагом является выбор темы сочинения, а в процессе планирования на длительный период – определение тематики сочинений, рассказов. Тема - это предмет сочинения, то, о чем говорится в тексте. Она определяет подбор материала: фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Темы для сочинений не могут быть общего характера: «Зима», «Осенняя природа». Дети в таких случаях пишут все, что знают, и сочинение может быть бессистемным. Тема и название сочинения не всегда совпадают.

Например, детям предложена тема: «Первые признаки весны». Но учитель или сами дети могут по-другому сформулировать заголовок: «Весна идет», «Первые известия о весне», «Предвестники весны», «Встречаем весну».

Дети любят яркие, эмоциональные, образные заголовки. Ведь понимание темы, в частности, зависит оттого, как она предлагается: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если ученикам предлагается слишком широкая тема, то они теряются, не могут раскрыть ее глубоко, пишут об отдельных деталях, часто не связывая их между собой. Поверхностное раскрытие темы - один из типичных недостатков детских сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Другими словам, тема оказывается неточно понятой.

Таким образом, первое условие хорошего сочинения - это правильная работа над темой, ее глубокое понимание и раскрытие.

В работе над описанием методика определяет задачи ознакомления учащихся с различными его видами: 1) описание предмета (о предмете и его признаках; 2) описание состояния (о состоянии предмета, окружающей среды, 3) описание места (о местонахождении предмета) 4) описание процесса (о последовательности выполняемых действий).

При обучении школьников созданию текста-описания необходимо обеспечить осознание детьми своей коммуникативной задачи: описать, изобразить предмет словам так, чтобы читатели (слушатели) хорошо его себе представили. Результатом работы над описанием должен стать определенный уровень сформированных умений: осуществлять целенаправленное наблюдение за предметом, явлением; выделять характерные детали, черты предмета; выделять наиболее яркие признаки; подбирать точные слова и выражения для обозначения выделенных главных признаков.

В описаниях обычно широко используются прилагательные. Проблемы обучения младших школьников описания связаны, прежде всего, с особенностями их словаря, бедного прилагательными. Это требует организации целенаправленной работы в направлении обогащения словарного запаса: пополнение новыми словами, которые называют признаки предметов; уточнение значений слов-признаков; активизации словаря. При подготовке к сочинению целесообразно вместе с учениками составлять ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые они будут описывать, например: березка – гибкая, молодая, красивая, белая, стройная; листочки – молодые, зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

Одним из видов сочинения, является письменное сочинение – это один из наиболее сложных, но при правильной методологии работы, один из самых эффективных видов творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. Следовательно, для организации работы над сочинением учителю необходимо выстроить свою работу с учащимися поэтапно.

Итак, первый этап работы над развитием навыков написания сочинения – описания – подготовительный. Целью данного этапа является обучение учеников навыков по сбору и накоплению необходимого материала по описанию соответствующего предмета, явления, состояния, навыков формирования логической последовательности событий, правильного конструирования предложений и обогащения словарного запаса. Необходимо иметь ввиду, что учащиеся начальных классов не обладают в полном объеме техникой письма, поэтому на данном этапе работы необходимо применять такие приемы обучения, как беседа, описания, рассказы, основным источником жизни будут выступать жизненный опыт и изученные произведения литературы. При подготовке к сочинению-описанию могут быть использованы серии рисунков. Серия из 2-5 рисунков облегчает составление плана, сюжета. Дети, направленные вопросами учителя, составляют к каждому рисунку по 1-3 предложения, подбирают заголовок к рассказу. Также эффективными являются следующие виды работ: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по определенной последовательности картинок, устные ответы на поставленные вопросы, объединенные темой, устные пересказы. Данные формы работы помогают учащимся начальных классов излагать мысли в определенной последовательности.

Целью следующего этапа является в том, чтобы научить учащихся сознательно понимать, а также самостоятельно строить устные и письменные высказывания. На данном этапе работы учителю необходимо использовать такие приемы обучения как: составление предложений по словосочетанию и объединение их в связанный текст, определение типа текста, его темы, а также основной мысли, подбор литературных выразительных средств. Данный этап завершается в том случае, когда учитель научил детей самостоятельно записывать небольшие, логически выстроенные рассказы.

Заключительный этап имеет целью подготовить детей к самостоятельному исправлению недочетов, редактированию своих сочинению для устранения различных ошибок. На данном этапе целесообразно воспроизводить перед классом лучшие сочинения учащихся, коллективный анализ недочетов в содержании, в раскрытии темы.

На уроках русского языка, которые посвящены анализу сочинений, разбору орфографических и типичных речевых ошибок, необходимо выделять 10-15 минут на тематическое исправление ошибок: это обучающий момент, направленный на подготовку детей к дальнейшему самостоятельному исправлению ошибок определенного типа.

Таким образом, работа по развитию речи обучающихся является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Сочинение призвано научить детей высказывать свои мысли как в устной, так и в письменной форме в соответствии с требованиями учебной программы.

Автор: Н.В. Евдокимова

Учитель начальных классов МБОУ «Школа №53», Рязань

ИСТОЧНИК

Категория: Русский язык
28.10.2021 21:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!