Overview of modern methods of teaching English to students of the XXI century based on participation in the municipal methodological platform for English teachers.
Аннотация: статья знакомит с современными методиками и технологиями организации образовательной деятельности в предметной области «Английский язык».
Abstract: the article introduces modern methods and technologies of organizing educational activities in the subject area "The English language".
Ключевые слова: функциональная грамотность, метод проектов, геймификация, цифровая образовательная среда.
Key words: functional literacy, project method, gamification, digital educational environment.
В 2023-2024 учебном году в г. о. Балашиха стартовала муниципальная методическая платформа (ММП) для учителей английского языка «Школа современного учителя английского языка: эффективные практики реализации требований, обновленных ФГОС в предметной области «Английский язык», в работе которой я принимала участие. Это не первая стажировочная площадка в нашем городском округе, в работе которой я принимаю участие.
Методическая платформа для учителей - это форма организации деятельности педагогических работников, которая направлена на повышение профессионального уровня и качества образования.
Такие площадки позволяют делиться коллегам практическим накопленным опытом друг с другом. Дают возможность проявить себя, и узнать много нового, что важно в нашем быстро меняющемся мире.
На занятиях, которые проходили один раз в месяц обсуждались:
- актуальные темы в области образования иностранному языку;
- современные техники и методы обучению иностранному языку;
- способы обучения, которые накапливались годами и проявили себя с лучшей стороны, которые дают максимальный эффект при обучении.
Профессиональные приобретения от работы методического объединения:
- Обмен опытом и знаниями.
В рамках методического объединения педагоги могут делиться своим опытом, знаниями и методиками преподавания. Это позволяет расширить кругозор, узнать о новых подходах и методах работы, а также повысить свою квалификацию.
- Развитие профессиональных навыков.
Работа на стажировочной площадке способствует развитию профессиональных навыков, таких как умение анализировать свою работу, выявлять проблемы и находить пути их решения, а также умение работать в команде.
- Повышение мотивации к самообразованию.
Участие в работе методического объединения стимулирует педагогов к постоянному самообразованию и повышению квалификации. Это позволяет быть в курсе последних тенденций в образовании и применять новые методики в своей работе.
- Поддержка и сотрудничество.
Методическая платформа создаёт условия для поддержки и сотрудничества между педагогами. Это помогает решать общие проблемы, обмениваться ресурсами и идеями, а также создавать благоприятную атмосферу для профессионального роста.
- Повышение качества образования.
Работа площадки способствует повышению качества образования, так как педагоги обмениваются опытом и знаниями, разрабатывают новые методики и подходы к обучению, а также анализируют результаты своей работы.
- Развитие творческого потенциала.
Предоставляется возможность для развития творческого потенциала педагогов. Они могут разрабатывать новые проекты, программы и методики, которые способствуют развитию креативного мышления и творческого подхода к обучению.
- Повышение авторитета и репутации.
Участие в работе муниципальной методической платформы и профессиональные приобретения способствуют повышению авторитета и репутации педагога. Это может привести к увеличению доверия со стороны коллег, руководства и родителей, а также к возможности карьерного роста.
Функциональная грамотность в процессе проектной деятельности
В современном мире функциональная грамотность становится всё более важным навыком, который необходим для успешной жизни и карьеры. Она включает в себя способность человека использовать свои знания и умения в различных жизненных ситуациях, решать проблемы и принимать обоснованные решения.
Одним из инструментов формирования функциональной грамотности является обучение английскому языку в процессе проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет учащимся применять полученные знания на практике, развивать навыки общения, письма и презентации, а также учиться работать в команде. Это давно и хорошо зарекомендовавший себя метод обучения иностранному языку, который способен также и разнообразить традиционные уроки.
Преимущества обучения английскому языку в процессе проектной деятельности:
- Практическое применение знаний.
Учащиеся могут применять полученные знания английского языка в реальных ситуациях, что способствует их лучшему усвоению.
- Развитие навыков общения.
Проектная деятельность предполагает активное общение между участниками, что позволяет развивать навыки устной и письменной речи.
- Формирование функциональной грамотности.
Проектная деятельность способствует развитию навыков решения проблем, принятия решений и работы с информацией, которые являются составляющими функциональной грамотности.
- Повышение мотивации.
Проектная деятельность является интересной и увлекательной, что способствует повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.
Применение функциональной грамотности на практике.
Примеры проектов по английскому языку, направленных на формирование функциональной грамотности, которые могут использоваться в 8 классе:
- Проект «Путешествие по англоязычным странам».
На протяжении изучения темы «Англоязычные страны», учащиеся изучают культуру, историю и достопримечательности англоязычных стран, а затем представляют свои проекты в виде презентаций или видеороликов, возможные разные виды проектов, как индивидуальные, так и групповые.
- Проект «Экологические проблемы».
Учащиеся исследуют экологические проблемы в своём регионе и предлагают пути их решения, а затем представляют свои проекты на английском языке.
- Проект «Здоровый образ жизни».
Учащиеся изучают принципы здорового образа жизни и представляют свои проекты в виде плакатов, брошюр или видеороликов на английском языке.
Обучение английскому языку в процессе проектной деятельности является эффективным инструментом формирования функциональной грамотности, который способствует развитию навыков общения, решения проблем и работы с информацией.
Геймификация образовательного процесса
Геймификация образовательного процесса — это использование игровых элементов и техник в обучении с целью повышения вовлечённости и мотивации учащихся.
Основные принципы геймификации:
- Награда и поощрение.
Учащиеся получают награды и поощрения за выполнение заданий, достижение целей и прогресс в обучении. Это может быть в виде очков, уровней, достижений и других игровых элементов.
- Конкуренция и сотрудничество.
Учащиеся могут соревноваться друг с другом или сотрудничать в командах для выполнения заданий. Это способствует развитию навыков работы в команде, лидерства и сотрудничества.
- Прогресс и развитие.
Учащиеся проходят через уровни сложности, получая новые знания и навыки. Это создаёт ощущение прогресса и развития, что мотивирует учащихся продолжать обучение.
- Обратная связь и оценка.
Учащиеся получают обратную связь о своих успехах и ошибках (feedback). Это помогает им понять свои сильные и слабые стороны, а также улучшить свои результаты.
- Визуализация прогресса. Учащиеся видят свой прогресс в обучении в виде графиков, таблиц и других визуальных элементов. Это помогает им оценить свои достижения и мотивирует их продолжать обучение.
Примеры геймификации в образовательном процессе.
- Интерактивные задания.
Учащиеся выполняют задания, которые представлены в виде игр, головоломок или квестов. Это делает обучение более интересным и увлекательным.
- Виртуальные награды.
Учащиеся получают виртуальные награды за выполнение заданий или достижение целей. Это может быть в виде значков, медалей или других символов.
- Рейтинги и таблицы лидеров.
Учащиеся видят свои результаты в виде рейтингов или таблиц лидеров. Это создаёт конкуренцию и мотивацию для улучшения своих результатов.
- Игровые персонажи.
Учащиеся выбирают игровых персонажей, которые имеют свои уникальные способности и характеристики. Это делает процесс обучения более персонализированным и интересным.
Геймификация может быть эффективным инструментом для повышения мотивации и вовлечённости учащихся. Однако важно учитывать возрастные особенности и интересы учащихся при выборе игровых элементов и техник. Часто представляется, что игры подходят только для начальной ступени обучения, но как показывает моя практика, подростки, учащиеся 7-9 классов, с не меньшим удовольствием вовлекаются в игру и принимают в ней участие, в той или иной степени.
Цифровая образовательная среда.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это совокупность информационных систем, цифровых сервисов и ресурсов, которые используются для организации и обеспечения образовательного процесса. ЦОС предоставляет широкие возможности для обучения, развития и воспитания учащихся, а также для повышения качества образования.
Возможности ЦОС.
- Доступ к образовательным ресурсам.
ЦОС предоставляет учащимся доступ к разнообразным образовательным ресурсам, таким как электронные учебники, видео уроки, интерактивные задания и т. д. Это позволяет учащимся получать знания и навыки, необходимые для успешной жизни и карьеры.
- Индивидуальный подход.
ЦОС позволяет адаптировать образовательный процесс под потребности и интересы каждого учащегося. Это способствует повышению мотивации и вовлечённости учащихся в обучение.
- Интерактивность и сотрудничество.
ЦОС позволяет учащимся взаимодействовать друг с другом и с преподавателями в режиме реального времени. Это способствует развитию навыков общения, сотрудничества и работы в команде.
- Мониторинг и оценка.
ЦОС позволяет отслеживать прогресс учащихся и оценивать их достижения. Это помогает учащимся видеть свои результаты и улучшать свои навыки.
- Доступность и открытость.
ЦОС делает образование доступным для всех учащихся, независимо от их местоположения, социального статуса и материального положения.
Однако ЦОС также имеет некоторые риски, которые необходимо учитывать при её использовании.
Риски ЦОС
- Зависимость от технологий.
ЦОС зависит от технологий, которые могут быть подвержены сбоям, вирусам и другим угрозам. Это может привести к потере данных, снижению качества образования и другим негативным последствиям.
- Информационная безопасность.
ЦОС содержит конфиденциальную информацию об учащихся, преподавателях и образовательном процессе. Эта информация может быть использована для мошенничества, шантажа и других преступлений.
- Психологические риски.
ЦОС может вызывать у учащихся стресс, тревогу и другие психологические проблемы. Это связано с тем, что ЦОС требует от учащихся постоянной концентрации, внимания и усилий.
Для минимизации рисков и повышения качества образования необходимо разработать стратегию формирования гражданской позиции гражданина РФ, популяризации исторических и культурных ценностей России с использованием ЦОС.
Стратегия формирования гражданской позиции.
- Воспитание патриотизма. Воспитание патриотизма является одной из основных задач образования. ЦОС может быть использована для популяризации истории, культуры и традиций России, а также для формирования уважения к государственным символам и ценностям.
- Развитие критического мышления. Развитие критического мышления является необходимым условием формирования гражданской позиции. ЦОС может быть использована для обучения учащихся навыкам анализа, синтеза и оценки информации.
В завершении хочется добавить, что участие в методических стажировочных площадках полезно всем педагогам без исключения.
- Молодым специалистам, которые воочию могут пообщаться с более опытными коллегами и перенять их опыт, а также высказать свое свежее видение.
- Опытным преподавателям, которые в свою очередь могут поделиться своим накопленным опытом, разработками и находками, а также получить новый взгляд на что-то старое и привычное, взглянуть на свою работу с другого ракурса и проанализировать ее.
Мое участие в работе этой площадки показало, что 10 летний опыт обучения иностранным языкам ребят разного возраста, имеет свой вес, накоплен определенный багаж методик, техник и способов, собран и проанализирован опыт моих коллег. В дополнение к этому, я смогла узнать много нового и интересного, что с радостью готова изучать и применять на своих уроках, чтобы повысить свой профессионализм и улучшить качество обучения ребят.