СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Односоставные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Односоставные предложения

Цели урока:

-образовательная: повторение и углублениематериала,изученного в среднем звене,

подготовка к сдаче ЕНТ;

-развивающая: развитие умений и навыков по определениювида односоставныхпредложений, развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;

-воспитательная: повышение интереса к русскому языку, осуществление трудового и

эстетического воспитания.

Тип урока: урок-повторение

Методические приёмы: повторение, взаимопроверка,тренировочные упражнения,

тесты.

Оборудование : интерактивная доска, компьютеры.

Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие.

Постановка цели урока.

II.Вступительная беседа

Обращаюсь к эпиграфу-словамЛеонардо да Винчи: «Любое препятствие преодолевает

настойчивость».

Ребята! ЕНТ - это первое серьёзное испытание на вашем пути.Вы должны проявить упорство,настойчивость, трудолюбие,чтобы добиться успеха. Ведь как сказала

Марва Коллинз: «Успех не придёт к вам. Вы сами должны до него дойти».

III.Подготовительная работа.

  1. Раздаю ученикам строки из стихотворений А.С.Пушкина «Узник»,М.Ю.Лермонтова«Парус»,А. А.Блока «Ночь…»
  2. Класс делится на три группы.

IV. Блиц-опрос.

Синтаксисизучает…словосочетание и предложение.

Предложение это…единица синтаксиса.

Простые предложения, …в которых есть одна грамматическая основа.

Предложения по составу бывают…односоставные и двусоставные.

Односоставные предложения –это предложения … с одним главным членом.

Основные группы односоставных предложений…именные и глагольные.

Типы односоставных предложений…назывное,определенно-личное, обобщенно-личное,безличное, неопределенно–личное.

V.Восстановите соответствие между элементами таблицы. Предлагаю ученикам восстановить соответствие между элементами таблицы. Задание выполняется на интерактивной доске.

Односоставные предложения

Вид предложения

Форма выражения главного члена

Грамматическое значение

1

Определенно- личное

А

Обозначает действие неопределенных, неконкретных лиц, знать которые неважно, так как имеет значение лишь факт совершения действия

3-е лицо множественного числа настоящего, будущего времени и множественное число прошедшего времени

2

Неопределенно- личное

Б

Действие представляется осуществляющимся как бы само собой, вне производителя. Действие, состояние не может быть связано с именительным падежом

Безличный глагол;

краткое страдательное причастие;

слово НЕТ;

слова категории состояния

3

Обобщенно- личное

В

Обозначает бытие, существование предмета, явления в настоящем

Существительное в именительном падеже;

сочетание имен, одно из которых имеет форму именительного падежа

4

Безличное

Г

Обозначает действие как обобщенный факт, который относится ко всем лицам вообще

1-е, 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и повелительного наклонения глагола; 3-е лицо множественного числа глагола

5

Назывное

Д

Обозначает действие определенного, конкретного лица (лиц), на которое указывает форма глагола-сказуемого

1-е, 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и повелительного наклонения глагола

Ответ: 1Д, 2А, 3Г, 4Б, 5В.

VI.Анализ предложений.

На доске написаны фрагменты стихотворений.

1.Белеет парусодинокой

В тумане моря голубом!.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(М.Лермонтов)

2.Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном

( А.Пушкин.)

3.Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет.

(А.Блок)

Предлагаю найти основы в этих предложениях.Выясняем,что в первом фрагменте использованы двусоставные предложения,а во втором итретьем односоставные и двусоставные предложения.

VII.Найдите в произведениях А.Пушкина и М.Лермонтова односоставные предложения. Определите их вид.(задание было задано на дом)

1.Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз.(определенно-личное)

(А.Пушкин)

2.Дни поздней осени бранят обыкновенно. (определенно-личное)

(А.Пушкин. )

3.Мороз и солнце! День чудесный! (назывное)

(А.Пушкин.)

4.Как весело, обув железом острым ноги, скользить,по зеркалу

стоячих, ровных рек! ( безличное)

(А.Пушкин.)

5.Идут-и видят вдруг курган

Сквозь синий утренний туман. (неопределенно–личное)

(М.Лермонтов.)

6.Тучки небесные,вечные странники! (назывное)

(М.Лермонтов.)

7.И скучно и грустно,и некому руку подать.( безличное)

(М.Лермонтов.)

8.Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня. (определенно-личное)

(М.Лермонтов.)

VIII. Занимательная лингвистика.

Игра «Аукцион пословиц».

Задание:назвать пословицы –односоставные предложения со значением обобщенного лица. Победит тот,кто последним назовет пословицу.

Можно усложнить задание: обьяснить значение пословицы; назвать форму глагола-сказуемого.

IX.Распределительный диктант.

С главным членом подлежащим

С главным членом сказуемым

  1. Утро.
  2. К ночи вызвездило.
  3. Улицы убирают утром.
  4. Очень теплый вечер.
  5. Его не было дома.
  6. Выжженная степь.
  7. Лейся, лейся, песня.
  8. Дружбу за деньги не купишь.
  9. Читайте книги, любите их.
  10. Смеркается.
  11. Очень холодная зима.
  12. Вечер.

Х.Тестовые задания:

1.Укажите тип односоставного предложения:

Дареному коню в зубы не смотрят. А.обобщённо-личное

В.неопределённо-личное

С.безличное

Д.назывное

Е.определенно-личное

2.Тип односоставного предложения:

В дверь постучались.

А.обобщённо-личное

В.неопределённо-личное

С.безличное

Д.назывное

Е. определенно-личное

3.Укажите безличное предложение в знаменитой элегии А.С.Пушкина

А. На холмах Грузии лежит ночная мгла

Б. Шумит Арагва передомною

С. Печаль моя полна тобою

Д. Мне грустно и легко

Е. печаль моя и

4.Укажите назывное предложение.

А.Облетевший тополь серебрист и светел.

В.Всем стало весело.

С.О весна без конца и без края!

Д.Справа и слева синее небо виднеется.

Е.Над головой светила одинокая звезда.

5.Неопределенно–личное предложение

А. На рыбалку я приезжаю заранее

Б. Вот домик под синей крышей

С. Завтра идем в лес за грибами

Д. Умную голову почитают смолоду

Е. Со временем к нему напишут музыку

6.Укажите назывное предложение

А. Деревня – мой родной причал

Б. Вот моя деревня

С. Деревня опустела

Д. Деревня расположена на берегу реки

Е. Вдали показалась деревня

7.Восклицательное предложение

А. Какая чудная ночь

Б. Состоялся ли концерт

С. Цветок распустился

Д. Сосны шумели

Е. Сможешь ли ты прийти ко мне

8.Укажите определённо-личное предложение

А.Посидим у костра, погреемся.

В.Любишь кататься – люби и саночки возить.

Д.В посёлке построили новую школу.

С.Спеть бы песню!

Е.Цыплят по осени считают.

9.Предложение:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

А.назывное

В.двусоставное

С.неопределённо-личное

Д.определённо-личное

Е.безличное

10.Простое предложение, в котором есть и состав подлежащего, и состав сказуемого:

А. обобщённо - личное

В.Безличное

С.Двусоставное

Д.Определённо-личное

Е.Неопределённо-личное

11.Укажитенеопределённо-личное предложение

А.Снова что-то зашумело.

В.Пьём чай с мёдом за новым столом.

С.Под ногами у меня приятно поскрипывало.

Д.Одно дело делаешь, другое не порть.

Е.В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки.

12.Эти предложения чаще всего используются в пословицах и поговорках.

А.Назывные

В. Обобщенно – личные

С.Неполные

Д.Безличные

Е.Определенно-личные

13. Укажите тип предложения:

Двое из артистов выглядывали из-за кулис.

А. двусоставное

В. Односоставное определённо-личное

С. Односоставноенеопределённо-личное

Д, Односоставное обобщённо – личное

Е. Односоставное-безличное

14. Укажите односоставное.безличное

А.В окно повеяло весною.

В.Бегут ручьи.

С.И лес оденется листвою.

Д.Засвищут скоро соловьи.

Е.Уж тает снег.

15. Предложение, в котором утверждается наличие,существование внастоящее время

предмета или явления, выраженного подлежащим, называется

А. Определённо-личное

В. Неопределённо-личное

С. Назывное

Д. Обобщённо – личное

Е. Безличное

Ключи к тестам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

В

Д

С

Е

В

А

А

Д

С

Е

В

А

А

С

ХI.Заключительное слово учителя.(слайд «Горящая свеча»)

Перед вами на экране горящая свеча. Я хочу, чтобы в ваших руках всё всегда горело, спорилось и получалось так, как надо.Ребята, представьте эту свечу в своих руках, мысленно передавая её,поделитесь друг с другом капелькой счастья,доброты,радости.

Использованная литература:

  1. Пособие для занятии по русскому языку в старших классах средней школы. Москва «Просвещение »1986 г В.Ф.Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.
  2. Русский язык в для 9 классаобщеобразовательной школы с узбекским языком обучения 3- издание «Укитувчи» 1998 г
  3. Разработка поурочных планов по русскому языку для 11 класса, Москва «Вако» 2007 г. И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева, Н.В.Егорова.
  4. Разработки поурочных планов по русскому языку для 9 класса, Москва «Вако» 2006 г. Н.В. Егорова
  5. Интернет ресурсы.

МирзакуловаШахлаХайруллаевна

ОСШ №28 «Акбай»

Учитель русского языка и литературы

Электронный адрес школы:[email protected]

Рабочий телефон: +7 72531-39-336

индекс 160806

адрес школы: Южно-Казахстанская область

Сайрамский район, село Акбай ул. Хамза 14а

Адрес: Южно-Казахстанская область

Сайрамский район, село Аксукентул. Мукуми 38 индекс160800

Сот. Номер +77023313275

Домаш.номер +77253122946

Shaxa1971@mail.ru

Категория: Русский язык
07.04.2015 12:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!