СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературе 9 класс (с ответами)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время выполнения заданий – 2 часа Максимальное количество баллов – 44 ЗАДАНИЯ I. Знание текстов художественных произведений 1. Кому из персонажей принадлежат эти строки? Назовите произведение и его автора. 1) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! 2) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. 3) …очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками и …ласковая, радостная улыбка…была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой…выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Максимальное количество баллов - 6 2. Кому принадлежат крылатые выражения из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»? 1) … две крысы… пришли, понюхали и пошли прочь 2) … человек простой, если умрет, так и то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет. 3) Чему смеетесь? - Над собой смеетесь! Максимальное количество баллов – 3 3. В древнерусской летописи так говорится о походе Ольги к городу Искоростеню: «Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на деревскую землю. Стояла там Ольга все лето и не могла взять города. И решила она пойти на хитрость…» В чем же заключалась эта хитрость? Максимальное количество баллов – 2 II. Историко-литературные задания. 1.С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России: 1) Ясная Поляна 2) Архангельская губерния, Холмогорский уезд 3) Спасское – Лутовиново 4) Нежин 5) Тарханы 6) Мелихово 7) Карабиха 8) Михайловское Максимальное количество баллов – 8 2. Н.А.Некрасов «Русские женщины». Какое отношение княгиня Трубецкая имела к убийцам и ворам? Губернатор Вам не придется с мужем быть Минуты глаз на глаз, В казарме общей надо жить, А пища: хлеб да квас. Пять тысяч каторжников там, Озлоблены судьбой, Заводят драки по ночам, Убийства и разбой…. Максимальное количество баллов – 2 III. Знание теории литературы. 1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина? Максимальное количество баллов – 1 2. Составьте словосочетания или предложения, описывающие море, с использованием: А) метафоры б) сравнения в) эпитета г) гиперболы Максимальное количество баллов – 4 3. Определите размер стихотворного отрывка: Быть можно дельным человеком. И думать о красе ногтей. К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей. Максимальное количество баллов – 1 IV. Литература и другие виды искусства 1. Назовите художников, создавших иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Максимальное количество баллов – 3 2. Какие произведения русских поэтов XIXвека (Тютчев, Некрасов, Полонский. Фет и др.) положены на музыку? Максимальное количество баллов – 3 3. Кто основал знаменитую картинную галерею в Москве? Максимальный балл – 2 V. Анализ поэтического текста. Какие мысли, чувства, какое отношение к жизни выражены в следующих стихотворных отрывках? 1. Молитесь на ночь, чтобы вам Вдруг не проснуться знаменитым. (А. Ахматова.) 2. Матери сиротеют. Дети их покидают. Ты мой ребенок, мама, Брошенный мой ребенок. (А. Вознесенский.) 3. У души обиженной Есть отрада тайная: Помогите ближнему, Помогите дальнему. (А. Вознесенский.) Количество баллов — 9. Ответы: I. Знание текстов художественных произведений. 1.Молодой солдат, М.Ю. Лермонтов «Бородино» 2 Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин; Н.В. Гоголь «Ревизор» 3 Отец Вареньки; Л.Н.Толстой «После бала» Максимальное количество баллов - 6 2.1 Городничий 2.Земляника 3.Городничий Максимальное количество баллов – 3 3. Ольга сказала древлянам: «Давайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и я уйду прочь.» Древляне согласились. Ольга же, раздав воинам птиц, приказала привязать к каждой птице трут, завернутый в небольшие платочки, и прикрепить их к голубю или воробью. Когда стало смеркаться, птиц отпустили, они полетели в свои гнезда, сразу загорелись все дома. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их.» Максимальное количество баллов – 2 II. Историко-литературные задания. 1. 1) Л.Н. Толстой 2) М.В. Ломоносов 3) И.С. Тургенев 4) Н.В.Гоголь 5) М.Ю. Лермонтов 6) А.П.Чехов 7) Н.А Некрасов 8) А.С. Пушкин Максимальное количество баллов – 8 2. Речь идет о приезде к ссыльнокаторжным декабристам их жен. Декабристы, первыми попавшими в Сибирь, работали в рудниках и жили в бараках вместе с уголовниками. Максимальное количество баллов – 2 III. Знание теории литературы. 1. Сентиментализм.Количество баллов - 1 2. Примеры конструирования тропов. А) В городе зажглись фонари, и от них поползли по морю золотые удавы. Б) Морские волны были довольно причудливой формы: одни напоминали барашков, другие – кудрявые кустарники, третьи – высоко взбитые чубы запорожских казаков. В) Печально-грустные морские волны с шумом разбивались о берег. Г) Внезапно на море начался такой шторм, что волны достигали высоты Останкинской башни. Максимальное количество баллов – 4 3. Ямб Количество баллов - 1 V. Литература и другие виды искусства 1. 2. Белкин, Билибин, Васнецов, Врубель, Кустодиев, Нестеров, Гурьев, Конашевич, Кошелев, Малышев, Криммер, Плехан, Репин, Суриков. Фаворский, Семенов, Шварц. По 1 баллу за фамилию, максимальная оценка – 3 балла 2.«Коробейники», «Тройка» Некрасов, «Весенние воды», «Я встретил вас…» Тютчев; «Песня цыганки» Я. Полонский; «На заре ты ее не буди.» А.Фет. По 1 баллу, максимальная оценка – 3 балла 3. П.М. Третьяков– 2 балла V. Анализ поэтического текста 1. Это слова человека, который достоин известности и имеет ее, но она для него обременительна. Эти слова А. Ахматовой перекликаются с известными строчками Б. Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь". 2. В этих словах выражено чувство любви взрослого сына к матери. Пока сын растет, он бесконечно нуждается в любви, заботе, защите — и получает все это от матери. Но вот он вырос, а мать состарилась. Теперь уже ей нужна забота, защита, поддержка. Но выросшие дети живут своей жизнью и не всегда помнят о матерях. И матери чувствуют себя сиротами, как брошенные дети. В строчках А. Вознесенского звучит чувство вины перед матерью и раскаяние в том, что не смог окружить ее тем вниманием и любовью, в которых она нуждается, желание загладить эту вину. 3. Эти строчки отражают отношение к жизни человека, чувствующего себя обиженным. Он считает, что выход из обиды, из душевной боли надо искать не в жалобах на жизнь, не в ожидании помощи от других людей, а в том, чтобы самому помогать людям и поддерживать их. Максимальное количество баллов – 9 Количество баллов за всю работу: 44.
Категория: Литература
15.09.2016 15:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!