СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку по теме "Фонетика", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетика

1. Определите звуковой состав слов.

Гриб, съезд, маяк.

2. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

1) Лень, степь, ехать, шесть;

2) вперед, поет, мед, желудь;

3) салют, вьюга, жюри, люди;

4) пять, мять, земля, объявит.

3. Определите звуковой состав каждого слова.

Столб, потрать, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог.

4. Письменно покажите, какими звуками различаются данные слова.

Цел – цель, угол – уголь, мал – мял, вел – вол, люк – лук, был – бил.

5. Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.

Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].

6. Напишите слова, которые имеют следующий звуковой состав: [гвос’т’], [j’ош], [уч’э бн’ик].

7. Найдите «лишние» слова:

1) коробка, дуб, пруд, молотьба;

2) мороз, хоровод, варежка, просьба.

8. Расставьте ударения в словах:

1) кварталы, шофер, принял, щавель, повторит, баловать;

2) алфавит, арбуз, понял, создала, значимый;

3) партер, положил, средства, красивее, документ, километр;

4) кухонный, завидно, торты, принять, краны;

5) начать, звонит, включит, свекла, магазин.

9. Составьте по два словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Иглы, стены, руки, ноги, воды, реки, доски, волны.

10. Определите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв в словах.

Сожалеть, жених, танцевать, лесок, полет, рябина.

11. Верно ли затранскрибированы слова? Если неверно, исправьте.

[П’а]тнадцать, [жа]леть, [ч’и]рта, [то]вар, [ч’а]сы.

12. Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сj’эст], [парок]?

13. Какие слова произносятся так: [грус’т’], [л’эс’тт’]?

14. Определите, сколько раз встречается звук [с] в предложении.

Сеня в сени сено нес – щекотало щеки, нос.

15. Определите, сколько раз встречается звук [ш] в предложении.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

16. Определите, сколько раз встречается звук [ж] в предложении.

Тихонько жук жужжит, визжит и дрожит.

17. Прочитайте отрывок из стихотворения П.Г. Антокольского «О парне из гитлеровской дивизии». Какой художественный прием использовал поэт, чтобы передать стук колес на стыках рельсов?

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток.

18. Прочитайте стихотворение И.Л. Сельвинского. Может ли человек, не знающий русского языка, догадаться, о чем в нем идет речь? Почему?

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

Била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

Била бой!

19. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Барто «Играв слова». Какой прием использует поэтесса?

Скажи погромче слово «гром» –

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: «Шесть мышат» –

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку» –

Тебе послышится: «ку-ку».

А скажешь слово «листопад» –

И листья падают, летят,

И, словно наяву, ты видишь осень:

Желтый сад и мокрую траву.

20. Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Дождь». Вслушайтесь в звучание стихотворения. Определите, как сочетанием звуков, их повторением передает поэт грохот грома и стук дождевых капель.

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Веселый дождь стучит.

21. На каких особенностях русского произношения основана рифма В.В. Маяковского?

Мы вас ждем, товарищ птица,

Отчего вам не летится?

22. На утреннике, посвященном русскому языку, надо было прочитать стихи. Ребятам предложили четверостишие Н.А. Асеева:

Умолкнут все звуки былого,

Промчатся все признаки мимо.

Лишь вечно горящее слово

Навеки неиспепелимо!

Игорь прочитал «было[г]о», а Лида – «было[ва]». Кто прав?

23. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы?

Лог, гол, люк, лед, пара.

24. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

• из слова лен – цифру;

• из слова лей – название дерева;

• из слова лоб – название настила;

• из слова люк – большой мешок;

• из слова ток – домашнее животное;

• из слова шел – неправду;

• из слова шей – просьбу;

• из слова куб – связку, охапку чего-либо;

• из слова тол – прибор для измерения глубины моря;

• из слова лед – материал для крыши.

25. Слово атлас может быть прочитано как а́тлас и атла́с.

Прочитайте: квартал, гусеница, хлопок, компас, свекла, пироги. Сколько слов у вас получилось?

26. Ученику дали задание написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание?

27. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число?

28. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

29. Какие слова зашифрованы на доске? Права ли Лида? О каком свойстве русских согласных идет речь?

Лида написала на доске: «Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг».

– Ну и придумала! – сказали ребята. – Это же надо шифр знать специальный, чтобы правильно прочитать!

Лида ответила:

– Во-первых, это не я придумала: вы все знаете эту строчку. А во- вторых, чтобы ее прочитать правильно, надо знать всего одно свойство русской фонетики.

30. Какие особенности русских согласных мы используем, изменяя слова: точка в дочка, уточка в удочка, прутик в прудик?

31. М.В. Ломоносов писал:

Великая Москва в языке столь нежна,

Что «а» произносить за «о» велит она.

Какое языковое явление имел в виду великий ученый? Отмечается ли оно в наше время?

32. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Прислушайтесь: в каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких – другие звуки?

Просьба, сшить, сжечь, слушать, синий.

33. Определите, какие слова «лишние»:

1) конечно, нарочно, игрушечный;

2) что, чтобы, нечто;

3) чувство, баловство, да здравствует;

4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный.

34. Назовите согласные звуки, написание которых в приведенных ниже словах расходится с произношением.

Хвастун, ошибка, вязкий, молотьба, мясной, повстречать, помощник, зверек, дождь.

35. Одинаково ли произносится гласная и в данных словах? Объясните.

Малина и машина, носик и ножик, микадо и цикада.

36. Повторяются ли одинаковые гласные звуки в каждом слове: топор, теперь, берег?

37. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

1) театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук;

2) галерея, фойе, филиал, статуя, фиалка, сауна, лауреат, баюшки-баю.

38. Почему следующие слова читаются справа налево не совсем так, как слева направо?

Летел, довод, комок, потоп, доход.

39. Какие согласные звуки являются общими для слов:

1) городской, вокзал;

2) мягкий, мех;

3) конечно, кошка?

40. Есть ли одинаковые согласные звуки в словах:

1) горячий бульон;

2) вкусные тефтели?

41. В слове всплеск на один гласный приходится шесть согласных. Подберите еще несколько подобных слов с 4–5 согласными на один гласный.

Категория: Русский язык
26.11.2017 15:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!