СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
"Опять двойка" - известная картина Федора Решетникова
А вы знали, что знаменитая картина "Опять двойка" — это вторая часть художественной трилогии?
Первая часть — "Прибыл на каникулы".
Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.
"Прибыл на каникулы" — картина народного художника СССР Фёдора Решетникова в стиле жанровой живописи, один из ярких образцов «социалистического жанра» в живописи. Произведение написано в 1948 году, за эту картину художник был удостоен Сталинской премии второй степени 1949 года. Находится в Третьяковской галерее.
Произведение посвящено радостному событию — предновогоднему приезду мальчика-суворовца домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду, лицо мальчика озарено широкой улыбкой; дед, встав по стойке смирно, «принимает рапорт». Персонажи картины (суворовец, его дед, девочка с пионерским галстуком) написаны с любовью и юмором. Внутренний оптимизм картины, подчёркнутый не только обаянием её счастливых героев, но и праздничным убранством дома, вызывает мысли о том, что большая война закончилась, и впереди у мальчика открытое светлое будущее. Вместе с тем, полотно глубоко драматично: художник не даёт ответа, где родители бравого воина. Тот факт, что после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, придаёт этой недосказанности трагическое звучание.
Вторая часть — "Опять двойка". Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году. Хранится в Третьяковской галерее. Написана эта картина была в Москве.
Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.
На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит обычным оболтусом, его одежда — расстёгнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки — выглядит небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, с торчащими коньками. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая «неподдельное» переживание из-за оценки.
Мальчика радостно встречает собака. В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная и уставшая от того, что сын ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на двоечника, у неё опускаются руки.
Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и подшучивает, ехидничая над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд — всё свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Её фигура четко выделена тёмным силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки.
Разительный контраст представляет собой реакция людей и искренняя радость животного.
На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Фёдора Решетникова — «Прибыл на каникулы». На ней изображена радостная встреча бравого мальчика — суворовца, приехавшего в гости к дедушке, как указание двоечнику - на кого надо равняться
Композиция картины классическая — трёхчастная, трёхплановая, в основе — треугольник, построена на тональных и цветовых контрастах. Основные цвета: синий, белый, красный, жёлтый. Освещение сложное, носит смысловой характер.
Третья часть — "Переэкзаменовка". Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. «Переэкзаменовка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году. Местонахождение картины: Горловский художественный музей.
Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника — «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году. Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году.
Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника. Создавать образ двоечника художнику помог его сосед — подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие. Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему — «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка».
Малоизвестная картина художника Николая Заболоцкого "Опять пятерка", 1954 год. Почти хэппи-энд после знаменитой "двойки" Решетникова.
Картину Заболоцкого, написанную в том же году, что и "Переэкзаменовка" Ф. Решетникова, можно считать оптимистичной и завершающей историю нерадивого школьника
© 2019, Пакина Татьяна Александровна 1198
Упрёками непониманья.
Сложнее ответственно, чутко Любить,
Заботу даря и вниманье!
Ведь каждый по своему скажет.
Но зло и добро идёт из семей,
А всходы лишь время покажет.
Сказал бы - Сынок, всё исправим,
Пусть двойка послужит началом труда,
И скоро пятерку поставят!"
По непонятным предметам,
А братом бы был - то подмигнул,
Мол, вместе и в счастье, и в бедах.
Сказал бы родным, что я вижу.
Ведь чистую Душу от взгляда не скрыть,
Но кто же собаку услышит?!
Пришел ты живой и здоровый!
Зачем мне, мой друг, тебя осуждать,
Уроки заучим по-новой!
И мама прерывисто плачет,
Лишь только собаке совсем всё равно,
От радости весело скачет.
И нужно домой возвращаться.
И на родных силы нету взглянуть,
Не выдержать взор их пристрастный.
Всё тело его заливает,
Но за окном такая зима,
Что от забот отвлекает.
Порадовать нечем. Всё плохо!
Чернилами красными двойка горит,
Не сделаны к сроку уроки.