СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опять двойка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Опять двойка" - известная картина Федора Решетникова

А вы знали, что знаменитая картина "Опять двойка" — это вторая часть художественной трилогии?

Первая часть — "Прибыл на каникулы".

Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

"Прибыл на каникулы" — картина народного художника СССР Фёдора Решетникова в стиле жанровой живописи, один из ярких образцов «социалистического жанра» в живописи. Произведение написано в 1948 году, за эту картину художник был удостоен Сталинской премии второй степени 1949 года. Находится в Третьяковской галерее.

Произведение посвящено радостному событию — предновогоднему приезду мальчика-суворовца домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду, лицо мальчика озарено широкой улыбкой; дед, встав по стойке смирно, «принимает рапорт». Персонажи картины (суворовец, его дед, девочка с пионерским галстуком) написаны с любовью и юмором. Внутренний оптимизм картины, подчёркнутый не только обаянием её счастливых героев, но и праздничным убранством дома, вызывает мысли о том, что большая война закончилась, и впереди у мальчика открытое светлое будущее. Вместе с тем, полотно глубоко драматично: художник не даёт ответа, где родители бравого воина. Тот факт, что после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, придаёт этой недосказанности трагическое звучание.

Вторая часть — "Опять двойка". Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году. Хранится в Третьяковской галерее. Написана эта картина была в Москве.

Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.

На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит обычным оболтусом, его одежда — расстёгнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки — выглядит небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, с торчащими коньками. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая «неподдельное» переживание из-за оценки.

Мальчика радостно встречает собака. В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная и уставшая от того, что сын ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на двоечника, у неё опускаются руки.

Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и подшучивает, ехидничая над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд — всё свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Её фигура четко выделена тёмным силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки.

Разительный контраст представляет собой реакция людей и искренняя радость животного.

На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Фёдора Решетникова — «Прибыл на каникулы». На ней изображена радостная встреча бравого мальчика — суворовца, приехавшего в гости к дедушке, как указание двоечнику - на кого надо равняться

Композиция картины классическая — трёхчастная, трёхплановая, в основе — треугольник, построена на тональных и цветовых контрастах. Основные цвета: синий, белый, красный, жёлтый. Освещение сложное, носит смысловой характер.

Третья часть — "Переэкзаменовка". Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. «Переэкзаменовка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году. Местонахождение картины: Горловский художественный музей.

Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника — «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году. Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году.

Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника. Создавать образ двоечника художнику помог его сосед — подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие. Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему — «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка».

Малоизвестная картина художника Николая Заболоцкого "Опять пятерка", 1954 год. Почти хэппи-энд после знаменитой "двойки" Решетникова.

Картину Заболоцкого, написанную в том же году, что и "Переэкзаменовка" Ф. Решетникова, можно считать оптимистичной и завершающей историю нерадивого школьника

Категория: Всем учителям
16.03.2019 18:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

17.03.2019 20:18
Пакина Татьяна Александровна @pakinatatjana
@physics1708 Спасибо, Ирина Михайловна
17.03.2019 20:17
Пакина Татьяна Александровна @pakinatatjana
@frautatianafedoseewa Спасибо, Татьяна Анатольевна
17.03.2019 17:41
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Так детскую Душу легко погубить
Упрёками непониманья.
Сложнее ответственно, чутко Любить,
Заботу даря и вниманье!
17.03.2019 17:41
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Судить не берусь- кто тут мудрей,
Ведь каждый по своему скажет.
Но зло и добро идёт из семей,
А всходы лишь время покажет.
17.03.2019 17:40
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
А если б был мамой, то ласково так
Сказал бы - Сынок, всё исправим,
Пусть двойка послужит началом труда,
И скоро пятерку поставят!"
17.03.2019 17:40
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Коль был бы сестрой, тебя б подтянул
По непонятным предметам,
А братом бы был - то подмигнул,
Мол, вместе и в счастье, и в бедах.
17.03.2019 17:40
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Ах, если бы я умелговорить,
Сказал бы родным, что я вижу.
Ведь чистую Душу от взгляда не скрыть,
Но кто же собаку услышит?!
17.03.2019 17:40
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
"Здорово, хозяин! Я так тебе рад!
Пришел ты живой и здоровый!
Зачем мне, мой друг, тебя осуждать,
Уроки заучим по-новой!
17.03.2019 17:40
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Сестра осуждает, а брату смешно,
И мама прерывисто плачет,
Лишь только собаке совсем всё равно,
От радости весело скачет.
17.03.2019 17:40
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Но время, увы, не растянуть,
И нужно домой возвращаться.
И на родных силы нету взглянуть,
Не выдержать взор их пристрастный.
17.03.2019 17:39
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
На сердце тревожно и краска стыда
Всё тело его заливает,
Но за окном такая зима,
Что от забот отвлекает.
17.03.2019 17:39
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Домой мальчуган идти не спешит,
Порадовать нечем. Всё плохо!
Чернилами красными двойка горит,
Не сделаны к сроку уроки.
17.03.2019 17:38
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Интересно
17.03.2019 17:38
Жернакова Ирина Михайловна @physics1708
Татьяна Александровна, спасибо
17.03.2019 14:13
Федосеева Татьяна Анатольевна @frautatianafedoseewa
Спасибо большое, Татьяна Александровна!
17.03.2019 14:13
Федосеева Татьяна Анатольевна @frautatianafedoseewa
С удовольствием прочитала, познакомилась.
17.03.2019 10:29
Пакина Татьяна Александровна @pakinatatjana
@pakinatatjana Спасибо, Нина Ефимовна
17.03.2019 09:27
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Очень интересная информация
17.03.2019 09:27
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Спасибо большое, Татьяна Александровна
16.03.2019 21:12
Пакина Татьяна Александровна @pakinatatjana
@babcevanina Спасибо, Нина Вадимовна
16.03.2019 20:47
Бабцева Нина Вадимовна @babcevanina
Спасибо, Татьяна Александровна!
16.03.2019 20:47
Бабцева Нина Вадимовна @babcevanina
Интересная информация о картинах . По картине " Опять двойка" писали в школе сочинение в мое время.
16.03.2019 20:44
Бабцева Нина Вадимовна @babcevanina
Не знала о картине "Опять пятерка".
16.03.2019 20:25
Пакина Татьяна Александровна @pakinatatjana
Я тоже не слышала о такой картине, пока не натолкнулась на статью
16.03.2019 20:24
Пакина Татьяна Александровна @pakinatatjana
@id77032204 Благодарю за комментарии, Светлана Анатольевна
16.03.2019 19:59
Мартова Светлана Анатольевна @id77032204
Спасибо за статью
16.03.2019 19:59
Мартова Светлана Анатольевна @id77032204
Не слышала о картине "Опять пятерка".

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя