СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта педагогической деятельности «повышение эффективности качества урока через применение методов активной оценки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Информационный блок

1.1. Тема опыта: «Повышение эффективности качества урока через применение методов активной оценки».

1.2. Актуальность опыта

Сегодня традиционный репродуктивный способ обучения устарел. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Владение новыми технологиями, умение принимать самостоятельные решения, работать в команде, умение быстро находить выход из сложной ситуации, все эти навыки должны закладываться в школе.

Именно поэтому, на мой взгляд, многие современные педагоги все больше склоняются к идее активной оценки (АО). Фактически АО соединяет разные активные методы в единую систему работы.

Исследования, проведенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствуют о том, что стратегия активной оценки представляет собой весьма действенный метод улучшения ученических результатов. Я также увидела этому реальные подтверждения в ходе применения на практике ее элементов.

1.3. Цели опыта

Развитие у учащихся на уроках истории через применение методов активной оценки ключевых компетенций: коммуникативной (через обучение взаимооценке, работу в парах и группах), социальной (через обучение умению создавать и сохранять атмосферу сотрудничества, сотрудничать с учителем на равных), гражданской (через совместное участие в определении целей, критериев оценки, воспитание ответственности за результаты своей деятельности).

1.4. Задачи опыта

  • познакомить с основными элементами стратегии активной оценки;
  • показать практическое применение стратегии активной оценки.

1.5. Длительность работы над опытом

С 2014 г.: обучение на курсах dn/aacenka.by (сертификат), работа в творческой группе, выступления на заседаниях МО, педсовете, участие в республиканской конференции, открытые уроки, публикации.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Сегодня школы разных стран испытывают кризис традиционного способа обучения. Учителя ищут новые методы преподавания, которые бы позволяли глубже вовлечь учеников в процесс обучения, так как старые уже не работают.

Таким образом, назрела необходимость менять саму философию образования. Для чего необходимо менять философию образования?

Чтобы:

  • учителя получали большую отдачу от обучения;
  • вместо конкуренции на урок пришло сотрудничество;
  • повысилась индивидуализация обучения;
  • ученики работали более эффективно и сознательно;
  • улучшились результаты обучения;
  • родители участвовали в учебном процессе.

2.2. Описание сущности опыта

Активная оценка (АО) как стратегия обучения пришла к нам в 2009 г. из Польши и Великобритании. Однако она давно активно и успешно используется в таких странах-лидерах по образованию, как Бельгия, Финляндия, Нидерланды и др. АО стала популярной в мире после публикаций британских исследователей Пола Блэка и Дилана Уильяма в 1998 г., которые обратили внимание на эффективность АО для повышения мотивации обучения. Выводы британских исследователей подтвердил профессор Оклендского университета Джон Хэти.

Первоначально многие учителя и руководители учреждений образования высказывали мнение, что АО – это очередная «мода» на т. н. новации, каких уже было немало, что в наших условиях АО не будет работать и т. д. Признаюсь, сомнения были и у меня до тех пор, пока не занялась изучением этого вопроса вплотную. Все более погружаясь в изучение данной стратегии, понимала, что АО собственно базируется на таких научных теориях, как деятельностный, системный, компететнтностный, личностно-ориентированный, исследовательский подходы, а также проблемное обучение.

Так что же такое Активная оценка, и как она влияет на повышение эффективности качества урока?

Активная оценка – в узком смысле – это соединение оценки самого процесса и промежуточных результатов обучения, не имеющая выражения в баллах. В широком смысле АО не сводится к контрольно-оценочной деятельности. Это стратегия обучения, которая имеет системный характер и включает в себя мотивационный блок, целеполагание, деятельность, итоги и оценку. Она охватывает широкий спектр методов и средств, непосредственно связанных с процессом преподавания и учения. В рамках АО учащиеся имеют возможность постоянно видеть и осознавать свои успехи (и радоваться им), ошибки (и работать над ними), владеть навыками оценки и управлять своим обучением.

Основные элементы активной оценки (постановка целей, определение критериев оценки, обратная связь, взаимооценка и самооценка, ключевые вопросы) в отдельном виде знакомы учителям и иногда используются на уроках. Однако несистемное их применение не дает ожидаемых результатов. Введение активной оценки в педагогическую деятельность несомненно потребует от учителя изменения привычек и методов работы, а также приспособления элементов активной оценки к личной системе преподавания. При этом активная оценка не требует изменений в учебной программе.

Планируя уроки, мы всегда ставим перед собой определенные цели, часто исходя из жестких методических рамок: рассмотреть…, познакомить…, создать условия…, содействовать… и т. п. Но в таком виде мы не доводим цели урока до детей, т. к. они не будут для них понятными, а значит, придется затратить больше усилий для их достижения. Что же делать в таком случае? Надо вместе с детьми формулировать цели урока на «их языке». Учащимся будут гораздо понятнее, например, такие цели по теме «Культура древних египтян»:

1. Узнаю, зачем, как и на чем писали древние египтяне.

2. Выясню, что изучали в древнеегипетской школе, и трудно ли было учиться.

3. Определю, какие науки были лучше развиты в Древнем Египте.

4. Назову культурные достижения древних египтян, сохранившиеся до сих пор.

Таким образом, учащиеся будут конкретно знать, чего нужно достичь к концу урока. У учителя появляется возможность более рационально использовать время урока, так как оно не тратится на дополнительные комментарии к предлагаемым учащимся во время урока заданиям (зачем выполнять то или иное задание). Четкая и понятная формулировка целей уже предполагает это понимание учащимися.

Наиважнейшим элементом АО, который неразрывно связан с целями и формирует своеобразный мостик к обратной информации является критерий достижения целей, так называемый «НаШтоБуЗУ» (На Што Буду Звяртаць Увагу). Эти критерии выявляют, были ли и насколько достигнуты цели.

Фактически это определение ЗУН, которые должны появиться у учащихся в ходе конкретного урока. Опять же, планируя урок, мы, учителя, всегда обращаем на это внимание. Но знают ли об этом дети? Поэтому для большей мотивации учащихся и достижения поставленных вначале урока целей необходимо проговорить, прописать с детьми критерии, которые уточняют эти самые цели и фактически предполагают уже определенный план действий на уроке.

Например, по теме «Между Тигром и Евфратом» в 5 классе учитель сформулирует следующие цели урока:

1. Познакомить учащихся с географическим положением, природными

условиями Месопотамии и основными занятиями жителей этого региона.

2. Развивать у учащихся навыки анализа и сравнения исторических явлений.

3. Воспитывать у учащихся интерес к истории древнейших цивилизаций.

На «языке учащихся» эти цели будут звучать уже так:

1. Узнаю, где находится Месопотамия, каковы ее природные условия.

2. Узнаю, чем занимались жители Месопотамии.

3. Найду похожее и различное в природных условиях и занятиях жителей

Египта и Месопотамии.

А вот уже чему именно должны научиться дети, на чем нужно остановить свое внимание во время урока, какие результаты должны получиться к его концу, дает так называемое НаШтоБуЗУ:

1. Показывать на карте Месопотамию, реки Тигр и Евфрат, Персидский

залив, называя их.

2. Составить рассказ о природных условиях и занятиях жителей Месопотамии.

3. Вспомнить о природных условиях и занятиях жителей Древнего Египта.

4. Заполнить сравнительную таблицу по природным условиям и занятиям

жителей Древнего Египта и Месопотамии.

5. Сформулировать вывод.

Применение НаШтоБуЗУ позволяет выделить и не упустить главное, нужное, интересное, что случается иногда на уроках истории из-за большого объема материала, т. е. осуществляется еще и необходимая дозировка материала. НаШтоБуЗУ (своеобразная четкая инструкция) дает возможность провести сразу корректировку ЗУН учащихся. Сами дети более спокойно чувствуют себя на уроке, т. е. снимается фактор стрессовости, напряженности. Учащиеся четко понимают, что и в каком виде они должны усвоить, и как этот процесс усвоения будет контролировать или проверять учитель.

При использовании НаШтоБуЗУ, конечно, есть и свои объективные технические трудности. Чтобы меньше тратить времени на уроке на запись критериев на доске или в тетради, можно заранее готовить своеобразные клише или, как я их называю, карточки-навигаторы. Но это отнимает много времени (+ финансовые затраты: бумага, заправка картриджа и т. п.) у самого учителя при подготовке его к уроку (составить, набрать, распечатать карточку каждому учащемуся либо одну на парту, либо изготовить для класса своеобразный плакат-клише). Конечно, хорошим подспорьем в этой ситуации является использование интерактивной доски или мультимедийной установки. Но есть ли у каждого учителя такая возможность на каждом уроке?

Центральное место в стратегии АО занимает обратная связь, которая является диалогом между учителем и учащимся, диалогом, который должен помочь ребенку в процессе обучения.

Обратная связь необходима учащемуся, потому что она:

  • показывает ему, что он уже знает, а чего пока что не знает;
  • дает информацию о причинах его ошибок;
  • повышает активность, сознательность, самостоятельность и ответственность;
  • создает условия для сотрудничества;
  • дает конструктивные рекомендации по коррекции деятельности;
  • формирует у учащихся адекватную самооценку;
  • оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и является мощным мотивирующим фактором;
  • сама по себе является важным для учащихся дидактическим умением (усвоение процедуры обратной связи) [3].

Необходимо помнить, что обратная связь предназначена для того, чтобы поддерживать учащихся, а не «карать» их плохими отметками. С ее помощью оценивается работа учащегося, а не он сам.

Все мы, учителя, имеем определенную систему значков, которые используем, оценивая письменные работы учащихся. Кто-то из нас часто, кто-то иногда, дает устный или письменный комментарий работы, ответа учащегося. Но здесь также существуют свои правила. Обратная связь должна быть эффективной, а значит наш комментарий должен не просто содержать оценку, но подсказку путей исправления допущенных учеником ошибок. Например, одному из учеников после проверки самостоятельной работы я оставила такой комментарий: «Денис! Ты – молодец, т. к. постарался выполнить все задания. Даты, понятия и основные факты – это, как всегда, твои сильные стороны. Однако меня расстроили твои ошибки на картосхеме (я их подчеркнула). Предлагаю тебе еще раз «попутешествовать» по карте атласа и исправить их после этого. У тебя всё получится! Можешь пригласить в «путешествие» соседку по парте или маму с папой. Рекомендую тебе чаще «гулять» по картам, попутно замечая названия рек, морей, городов и прочих географических объектов. Это же так интересно! Жду результатов «путешествия».

Конечно, написание таких комментариев – довольно трудоемкая работа, поэтому можно давать устные комментарии либо разработать систему комментариев, значков для проверочных работ, основываясь на типичных ошибках учащихся.

Осуществляя обратную связь на уроке, учитель решает важные задачи: втягивание учащихся в активную деятельность, повышение их ответственности за личные результаты, повышение результативности обучения, формирование у учащихся актуальных компетенций.

Обратную связь не обязательно должен осуществлять учитель. Это может делать сам учащийся (как бы странно это не звучало) в виде самооценки, а также одноклассники в виде взаимооценки. Привлечение учащихся к взаимооценке и самооценке можно рассматривать как авторефлексию на тему личных успехов в процессе обучения. Чтобы учащиеся могли выполнять данную функцию учителя, их нужно этому научить. Для этого мы вместе с ними должны поработать над определением критериев оценки и возможностью передачи обратной связи. В случае взаимооценки возможно, например, составление схем, таблиц (и т. п.) оценивания, которые могут быть потом распечатаны в виде памяток и раздаваться при необходимости.

Важно напомнить учащимся, что взаимооценка происходит по следующим принципам:

  • мы критикуем не личность, а только её работу;
  • мы руководствуемся критериями «НаШтоБуЗУ», а не своим видением проблемы;
  • мы уважаем личность;
  • мы пытаемся понять другого человека;
  • мы культурно высказываем свои замечания.

АО предполагает также разнообразные техники самооценки: светофор (методник, имеющий красное, желтое и зеленое поля), техника итоговых предложений (Сегодня на уроке я узнал., Для меня было трудным., Меня удивило.), техника трех вопросов (Что знаю? Что хочу узнать? Что узнал?), техника малых шагов (при изучении темы идет пошаговое закрепление и проверка усвоения учащимися нового) и многие другие техники, которые есть в запасе у каждого учителя.

Мы с удовольствием учимся тому, что нас интересует, что нас интригует, что необходимо для достижения цели. Мы стремимся понять и запомнить то, что нам интересно. Ключевые вопросы (КВ) – это именно такой элемент АО. Не каждый вопрос можно назвать ключевым. На уроке мы обычно задаём много вопросов, чтобы проверить знания учащихся, стимулировать рассуждение, привлечь внимание к материалу, вызвать дискуссию. Ключевые вопросы отличаются тем, что одновременно выполняют несколько функций:

  • пробуждают интерес;
  • подстегивают к размышлению;
  • втягивают и мотивируют;
  • плотно связаны с целью одного урока или даже серии занятий;
  • ускоряют достижение целей урока.

Я и ранее использовала в ходе осуществления проблемного обучения учащихся нечто подобное. С помощью КВ учащиеся с первых минут урока вовлекаются в процесс обучения. Порой даже самые ленивые, заинтригованные подобными вопросами, начинают «активничать». Сам процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным. Я согласна со многими коллегами, которые используют КВ, что они являются своеобразным «крючком», цепляющим внимание учащихся и не отпускающим до тех пор, пока ответ не найден.

На своих уроках я всегда стараюсь применять КВ. Это могут быть открытые вопросы, неоднозначные высказывания, цитаты, отрывки стихов, проблемные ситуации, гипотезы, иллюстрации… Таким образом, у меня сформировалась целая «копилка», которая пополняется и КВ из опыта других учителей.

Конечно, формулирование КВ – дело непростое, но очень интересное и полезное. Иногда я предлагаю своим учащимся самостоятельно попробовать сформулировать КВ. Бывают интересные варианты. Такая практика у меня родилась из ситуации на уроке в 11 классе, когда ученик (я таких называю «птица-говорун») после объявления мной темы урока, не дав мне дальше еще и слова сказать, громко озвучил свое мнение по данному вопросу. Тема урока была посвящена эпохе перестройки в СССР. Учащийся сразу выпалил: «Горбачев развалил такую страну, с которой все считались и боялись. Кому нужны были его перестроения?». Эти высказывания натолкнули на формулирование следующего КВ: М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?

Несмотря на очевидность пользы от применения КВ в ходе обучения, часть учителей истории, к сожалению, их не жалует. Одни – потому что их использование требует дополнительного времени и труда, другие – потому что не хотят сходить с привычной, годами, а то и десятилетиями накатанной методической колеи, третьи – просто не понимают или не умеют этого делать. Причём все находят своему такому отношению обоснование.

Работая в творческой группе по изучению стратегии АО, мы с коллегами также выясняли какие вопросы задавать эффективнее, сколько можно и нужно ждать ответа на заданный вопрос, как использовать неправильный ответ учащегося на заданный вопрос для активизации деятельности учащихся на уроке.

Предложенная в АО тактика задавания вопросов опирается на то, чтобы сначала задать вопрос, потом оставить время на раздумье (времени оставлять соизмеримо вопросу) и только тогда выбрать ученика, который должен дать ответ. Интересный аспект, связанный с вопросами в АО – введение принципа неподнимания руки. Чаще всего на уроке работают активные дети, а скромные сидят. Принцип неподнимания руки помогает учителю лучше контролировать, насколько равномерно он опрашивает всех учеников. К этому еще можно добавить, что когда учитель вытягивает имя отвечающего наугад – это вносит в урок элемент лотереи, игры и улучшает атмосферу на уроке, делает ее более непринужденной и благоприятной для обучения.

Важную роль в стратегии АО играет реакция учителя на ошибку учащегося. Конечно, услышав ошибку, мы раздосадованы. У нас возникают мысли, что «учащийся меня либо плохо слушал, был невнимательным или я плохо объяснил материал». Но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает! Ошибочный ответ ученика свидетельствует о том, что он имеет проблему по данной теме или же наши объяснения были недостаточными или непонятными. Однако и учитель имеет право на ошибку. Все ученики разные и один способ объяснения может подходить одним учащимся, но не подходить другим. В АО учитель должен спокойно исправить ученика. А его неправильный ответ можно использовать, что называется, во благо. Например, у меня на одном из уроков в 5 классе возникла такая ситуация. На вопрос о причинах Троянской войны учащийся ответил: «Сын правителя Трои Парис с помощью Афродиты украл Елену – жену царя Спарты Менелая. Менелай вместе со своим братом Агамемноном, царем Микен, пошел войной на Трою».

Во-первых, похвалила учащегося за то, что он прочитал миф о начале Троянской войны. Отметила, что многие люди, давно окончившие школу, помнят об этом мифе и считают (иногда в шутку), что война началась из-за Елены, забывая об истинной причине. Предложила детям разобраться, так ли это было на самом деле. Совместно вспомнили также, какими способами цари Микен «поддерживали» название своего государства «златообильные Микены». В итоге учащийся сам определил истинную, а не «мифическую» причину Троянской войны.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что Активная оценка – это своеобразная интерактивная оценка прогресса учащегося и его понимания материала таким образом, чтобы можно было очертить, как учащийся будет учиться дальше, какими методами его лучше учить. Говоря более простым языком, АО – это представление информации, которая помогает учиться. Это методика, которая помогает учителям хорошо учить, а учащимся успешно учиться, т. е. сделать образовательный процесс более эффективным.

2.3. Результативность и эффективность опыта

О результативности и эффективности применения стратегии АО на уроках истории и во внеклассной деятельности свидетельствуют активное участие и достижения учащихся в интеллектуальных конкурсах (дипломы предметных олимпиад), а также стабильное качество знаний учащихся.

3. Заключение

Применяя в своей практике стратегию Активной оценки, я в первую очередь заметила, как изменилось отношение учащихся к урокам истории. Дети стали более ответственно готовиться к урокам, у большего числа учащихся отмечался стойкий интерес к тому, что происходит непосредственно на самих уроках истории, самооценка учащихся стала более адекватной и высокой, изменилась сама атмосфера уроков на более спокойную и доброжелательную, располагающую к активному сотрудничеству учащихся как с учителем, так и друг с другом. Я сама, как учитель, стала получать большее удовлетворение от урока.

Помимо положительных моментов, стратегия АО имеет в то же время немало объективных сложностей. Например, сочетание активной оценки, которая не выражается в баллах, с бальной отметкой. Постоянное использование только АО ведет к снижению количества отметок в баллах, что не всегда находит понимание у администрации учреждения образования и родителей учащихся. Также разработка урока требует от учителя дополнительных усилий и затрат.

Несомненно, у стратегии АО большое будущее и хорошие перспективы. Однако для эффективного применения АО в практике требуется проделать огромный путь по освоению, внедрению и правильному применению данной методики самому учителю. Прямо скажу, путь нелегкий и «неблизкий», но он того стоит. Ведь как говорил А. Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

12.01.2017 14:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!