СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последние годы в школе увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII вида. Прежде всего, выясним, откуда могут появиться в школе такие дети.
Поступить в 1-й класс после детского сада с диагнозом отклонений VII вида по результатам ПМПК, на заседание которой их направило дошкольное образовательное учреждение.
Поступить из другого общеобразовательного учреждения илисменить форму обучения на дому на обучение в массовой школе.
Пройти психолого–медико-педагогическое обследование по направлению нашей школы, что чаще всего и происходит.
Прежде, чем направить на комиссию учащегося, проводится следующая работа:
Классный руководитель составляет педагогическую характеристику.
Проводится разъяснительная работа с родителями.
На консилиуме принимается решение о направлении на ПМПК;
Сбор пакета документов и согласование даты прохождения ПМПК.
Результативность работы с данными детьми будет зависеть от качества системы комплексного сопровождения развития ребёнка, которая предполагает особый вид помощи ему и его родителям в решении возникших проблем. Это предъявляет новые и более высокие требования как к администрации школы, так и ко всем педагогам, работающим в школе.
Интегрированное образование предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а школа обязана создать им для этого соответствующие условия.
Диагностический этап.
В зависимости от пути попадания ребёнка в интегрированный класс, предполагаются следующие шаги:
- если ребёнок пришёл в школу с диагнозом ЗПР, то специалисты проводят диагностику и составляют представления на заседание ПМПк на момент прихода ребёнка в школу;
- если ребёнок обучается в школе, то в январе проводится заседание ПМПк, на котором школьные специалисты представляют свои заключения по уровню развития ребёнка и принимается решение о направлении на городскую ПМПК.
Организационно – проекционный этап.
На основании приказа департамента образования на новый учебный год создаются интегрированные классы. Руководитель ОУ издаёт приказ об обучении детей с особыми образовательными потребностями. На заседании ПМПк в начале учебного года разрабатывается индивидуальная коррекционно-развивающая программа для каждого ребёнка, оформляется Карта сопровождения учащегося. Для успешности выполнения программы необходимо создание коррекционно-развивающей среды.
Рефлексивный этап
предполагает отслеживание результатов деятельности специалистов сопровождения и самого учащегося по реализации коррекционно-развивающей программы. В середине учебного года проводится заседание ПМПк, где отслеживаются результаты реализации программы, вносятся коррективы в программу развития ребёнка. В конце учебного года проводится ещё одно заседание, на котором принимается решение продолжить работу, либо если реализация программы прошло успешно, то о направлении на ПМПК для снятия диагноза. На новый учебный год формируются новые списки учащихся с особыми нуждами, в соответствии с решениями ПМПК и психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Для комплектования интегрированных классов необходимы следующие документы:
- Протокол психолого – медико – педагогического консилиума о выборе интегрированной формы обучения. - Локальные акты регламентирующие работу образовательного учреждения: «Положение о классах интегрированного обучения», «Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме». - Списки учащихся интегрированных классов. - Учебный план школы. - Расписание индивидуально – групповых занятий, направленных на коррекцию отклонений в развитии. - Журналы ИГЗ. - Справки администрации.
Необходимым условием для работы в интегрированных классах является:
постоянное повышение уровня профессионального образования.
положительное отношение к детям с ОВЗ и готовность работать с ними;
тесное сотрудничество с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ;
знания и навыки, необходимые для работы с детьми с ОВЗ;
навык проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ;
навыки методик работы с детьми с ОВЗ для подкрепления адекватного поведения.
Документация учителя интегрированного класса:
1.Рабочая программа по предмету.
2.Планирование индивидуально –групповых занятий ( по полугодиям) на основании вводных тестов и контрольных работ.
3.Журнал ИГЗ.
4.Программа развития на каждого учащегося (по полугодиям) с итогами в конце: декабрь, май.
Необходимо сохранять индивидуализацию процесса обучения. Дети учатся по-разному. Задача преподавателя – помочь учащимся понять различные явления, приобрести жизненный опыт. Для этого учителя используют разные подходы и методы обучения в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями учащихся.
Обучение детей с ОВЗ предполагает сотрудничество с семьями, государственными и общественными организациями. Школа не в состоянии справиться со всеми вопросами одна. Сотрудничество с различными организациями по обеспечению учащихся медицинскими и социальными услугами является очень важным для школы. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие - вот три составляющих успеха обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
© 2016, Ханикова Рима Искандяровна 648