СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательская работа - предполагает научное изучение определённой темы.
В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.
Этапы выполнения научно исследовательской работы
Первый этап – подготовка к исследованию:
1. выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования
2. определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования
3. изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу)
Название источника |
Основные тезисы, проблемы |
Комментарии |
|
|
|
4. уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:
· наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;
· сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;
· измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;
· эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;
· абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
· анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;
· синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;
· моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;
· обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;
· прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;
· анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.
В научно учебно-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования:
· словообразовательный анализ;
· семантический анализ;
· стилистический анализ;
· описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;
· лингвистический анализ художественного текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;
· сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;
· экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования.
Второй этап – подготовка и проведение исследования:
1.сбор материала;
2. обработка полученного материала;
3. формулирование выводов.
Третий этап – оформление исследовательской работы.
1. написание основной части работы, её введения и заключения:
· определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);
· выбор стиля и языка исследования;
· написание выводов;
· составление заключения.
2. составление списка литературы;
3. составление списка иллюстраций;
4. составление приложений;
5. оформление титульного листа.
Четвёртый этап – защита работы.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
1) работать с первоисточниками;
2) наблюдать явления, факты;
3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
4) составлять и решать задачу;
5) формулировать гипотезу;
6) разрабатывать и проводить эксперимент;
7) обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.
Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.
Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.
Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
© 2020, Родович Елена Леонардовна 180