СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа - предполагает научное изучение определённой темы.

В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.

Этапы выполнения научно исследовательской работы

Первый этап – подготовка к исследованию:

1. выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования

2. определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования

3. изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу)

Название источника

Основные тезисы, проблемы

Комментарии

4. уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:

· наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;

· сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;

· измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;

· эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;

· абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;

· анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;

· синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;

· моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;

· обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;

· прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;

· анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.

В научно учебно-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования:

· словообразовательный анализ;

· семантический анализ;

· стилистический анализ;

· описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;

· лингвистический анализ художественного текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;

· сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;

· экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования.

Второй этап – подготовка и проведение исследования:

1.сбор материала;

2. обработка полученного материала;

3. формулирование выводов.

Третий этап – оформление исследовательской работы.

1. написание основной части работы, её введения и заключения:

· определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);

· выбор стиля и языка исследования;

· написание выводов;

· составление заключения.

2. составление списка литературы;

3. составление списка иллюстраций;

4. составление приложений;

5. оформление титульного листа.

Четвёртый этап – защита работы.

Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

1) работать с первоисточниками;

2) наблюдать явления, факты;

3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

4) составлять и решать задачу;

5) формулировать гипотезу;

6) разрабатывать и проводить эксперимент;

7) обобщать материал и представлять его в виде текста.

Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.

Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.

Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.

Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.

Категория: Литература
28.01.2020 21:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!