СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация предметно-эстетической среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Организация предметно-эстетической среды (П.В. Степанов, И.С. Парфенова, И.Н. Попова)

Общеизвестно, что воспитывающее влияние на детей оказывают не только содержание и формы взаимодействия педагога с ребенком, но и характерные особенности среды, в которой это взаимодействие происходит. В этом случае говорят, что и «стены тоже воспитывают». Оформление школы и пришкольной территории, обустройство учебных кабинетов и рекреационных зон, школьная форма и манера педагогов одеваться, школьная символика - все это может иметь воспитывающее значение, все может быть педагогически целесообразным.

Но почему это так важно? Почему необходимо задумываться над вопросами оформления пространственного окружения школьников? Ответ на этот вопрос коренится в таком многогранном понятии как культура, которая, по выражению Павла Флоренского, несет в себе смыслы, отражающие суть среды - «растящей и питающей личность». Оформление внутреннего и внешнего пространства школы, ее дизайнерские решения, символика, специфические педагогические артефакты способны сконцентрировать и отразить те ценности, которые живут и развиваются в образовательной организации, формируя тем самым ее неповторимое лицо.

Основными характеристиками такой среды должны стать содержательная насыщенность и вариативность, трансформируемость и полифункциональность, активность и безопасность.

На что же следует обратить внимание педагогам в организации школьной предметно-эстетической среды?

В организации среды важна активная роль школьников

Важно стараться делать так, чтобы в организации предметно-эстетической среды школы принимали активное участие сами школьники. Объясняется это довольно просто: то, что сделано собственным трудом, обычно ценится человеком больше, к этому он больше привязывается, это он считает подлинно своим. И если педагоги вместе с детьми будут создавать вокруг себя среду, в которой будут господствовать гармония, стиль, вкус, то есть большая вероятность, что эти эстетические категории станут своеобразной призмой, сквозь которую ребенок в будущем станет смотреть на мир вокруг себя.

Практика привлечения школьников к организации предметно-эстетической среды в школах России довольно богата.

Чаще всего это происходит посредством организации специальных конкурсов детских или детско-родительских проектов по благоустройству школы (например, вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов) или различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест). После подведения итогов таких конкурсов его победители могут создать советы дела, которые бы руководили воплощением таких проектов в жизнь и привлекали бы к нему всех желающих.

В некоторых школах отдельным классам отдаются для творческой самореализации те или иные участки школы, которые нуждаются в оформлении. Продумывая вместе со своими классными руководителями дизайн и способы его воплощения, школьники могут реализовать свои задумки вместе с бригадой профессионалов (художников, маляров, садовников и т.п.), специально нанятых директором школы.

В российских школах распространено и привлечение ребят к оформлению пространства проведения конкретных школьных событий - праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.

Немаловажный (и в последнее время ставший весьма непростым) вопрос в организации предметно-эстетической среды школы - это вопрос дежурства школьников. Сложности с ним часто связаны с позицией некоторых родителей, недовольных тем, что их ребенок занимается уборкой классного кабинета. Поэтому дежурство в некоторых школах становится вопросом, по поводу которого приходится договариваться. Родителей приходится убеждать в том, что дежурство (разумеется, при разумной его организации) - это деятельность, в которой воспитываются трудолюбие, ответственность и самостоятельность школьников. Здесь дети учатся уважать свой и чужой труд. К счастью, многие родители понимают это и поддерживают в данном вопросе школу, так как знают, что это в конечном счете сказывается и на привычке ребенка помогать родителям по дому.

Целесообразно привлекать школьников, особенно старшеклассников, к разработке и популяризации среди других ребят особой школьной символики. Это может быть флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип школы, элементы школьного костюма. Такого рода символика может использоваться как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий. А работа над ней будет способствовать формированию особой, школьной, идентичности ребенка.

09.08.2021 13:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!