СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация социального партнерства в колледже в рамках профессионального самоопределения молодежи, на примере ГБПОУ ПУ №39

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбирая профессию, выбираешь определенный образ жизни. Особенностью развития системы СПО является повышенное внимание к проблемам качества. Сегодня качество профессионального образования часто связывают с социальной эффективностью образования. Иначе говоря, прогрессивность экономического развития любого общества определяется качеством подготовки студентов, успешным освоением ими учебной программы, а также востребованностью выпускников в соответствии с полученным образованием, эффективностью их трудоустройства, быстрой производственной адаптацией, высоким качеством труда на рабочем месте, подготовленностью к освоению более сложных образовательных программ. Решение обозначенных задач возможно только при наличии эффективно работающей системы социального партнёрства, в основе которой социальной диалог. Социальное партнёрство – это система взаимодействия образовательного учреждения с потребителями кадров, государственными, общественными организациями, основанная на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников соглашения, это отношения, построенные на взаимной заинтересованности в конечном результате. При этом основными целями социального партнёрства являются: • повышение адекватности результата образовательной деятельности колледжа социальным ожиданиям, потребностям личности, сферы труда и конкретных работодателей посредством гармонизации и интеграции образовательного процесса; • кадровое обеспечение образовательного процесса; • обеспечение профессиональной адаптации и профессионального самоопределения студентов и выпускников; • реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании. Взаимодействия колледжа с социальными партнёрами осуществляется в различных формах и направлениях, таких как: • совершенствование организации и содержания целостного образовательного процесса; • интеграция требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов; • укрепление связи обучения студентов с производством; • непрерывное изучение рынка труда и т. д. Возникновение, особенности становления и препятствия к развитию системы социального партнерства в России изучены Н.А. Волгиным, С.И. Кубицким, А.В. Лисьевым, В.А. Михеевым, Ю.Г. Одеговым, В.Г. Смоль-ковым, А.А. Шулусом и др. Однако, несмотря на большой интерес исследователей к данной проблематике, многие вопросы в работах вышеперечисленных исследователей раскрыты не в полной мере. В Программе развития среднего профессионального образования России до 2020 г. основной задачей является расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов. Выделены главные направления деятельности субъектов социального партнерства, в числе которых определение перечня образовательных услуг, востребованных на рынке труда; определение требований к качеству подготовки специалистов и участие в итоговой государственной аттестации выпускников. В современных условиях социальное партнерство становится объективно необходимым условием подготовки специалистов, качество которых удовлетворяло бы требованиям потребителей. Анализ опубликованных работ (Р.С. Гринберга, О.В. Нетеребского, Б.В. Ракитского, Г.Я. Ракитской, М.В. Шмакова, Т.В. Ярыгиной и др.) позволяет констатировать, что проблема социального партнерства в профессиональной педагогике находится пока еще на начальной стадии осмысления и обобщения. Работы указанных авторов касаются, главным образом, одного субъекта социального партнерства учебного заведения – работодателя, сводя по существу этот вопрос к взаимодействию учебного заведения и предприятия. Между тем, у учебного заведения сегодня гораздо больше социальных партнеров, от взаимодействия с которыми также в немалой степени зависит успешность формирования компетентного специалиста и дальнейшее самоопределение выпускников. Сюда относятся представители власти на местах, родители обучающихся, общеобразовательные школы, детские сады, центры занятости населения, отделы опеки и попечительства детей, полиция, отделения ГиБДД, вузы, система послевузовского образования и др. Изучая, и анализируя теорию и практику взаимодействия учебного заведения с различными структурами возникает вопрос о разработке эффективной модели технологии социального партнерства, позволяющей эффективно работать образовательной организации, с целью повышения процента трудоустраиваемых выпускников и социальной самореализации обучающихся. Проводя исследование, необходимо выяснить: каким должно быть содержание этапов социального партнерства, чтобы способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению выпускников. Так, опираясь на пример работы ОБПОУ ПУ №39 п. Центральный Хазан одним из новых направлений работы училища явилась разработка и организация социальной работы программы «Профи», с целью формирования системы профессионального самоопределения и технологий профориентационной работы в ОБПОУ ПУ №39 п.Центральный Хазан, в рамках федеральной экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация региональной модели научно-методического организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей молодежи». Одна из важных задач программы – это определение модели взаимодействия социальных партнеров и работодателей по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Актуальность программы определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, уточнение смысла и интереса к выбранной профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта», своей образовательной траектории. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Существенное отличие современного понимания о профессиональном самоопределении заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными. В разработанной программе определено содержание взаимодействия образовательных организаций (колледжи (ПУ), школы, детские сады): • совместная организация научно-исследовательской работы, проектной деятельности; • организация социальных, социально-профессиональных и профессиональных практик; • использование потенциала учебных заведений профессионального образования для организации предпрофильной подготовки учащихся: курсов по выбору, профессиональных проб, допрофессиональной подготовки. • проведение дней карьеры, для получения необходимой информации о возможном трудоустройстве или поступлении в вузы после окончания образовательной организации. Так же в проекте отмечено, что социальное партнерство с представителями рынка труда может иметь следующее содержание: • укрепление материально-технической базы; • привлечение высококвалифицированных специалистов к конструкторской, научно-исследовательской работе обучающихся; • привлечение специалистов крупных предприятий к информационной работе, являющейся неотъемлемой частью предпрофильной подготовки; • организация и проведение экскурсий; • организация и проведение профессиональных проб. Работая в рамках программы, соблюдается принцип - взаимосвязи образовательных организаций, семьи, дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, детских домов, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем, только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности. Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. Одним из разделов программы является научно-методический и практический результат, в котором отмечено укрепление системы взаимодействия с социальными партнерами. Указаны риски в направлении работы с социальными партнерами. Основные риски реализации программы связаны с возможностью различных форм имитации действий по управлению её реализацией (см. табл.1). табл.1 Риски Пути минимизации рисков Риск в непонимании всех участников эксперимента системы непрерывного взаимодействия Развитие механизмов социального партнёрства всех субъектов реализации эксперимента Открытая информационная политика при реализации программы; формирование единого информационного поля, обеспечивающего эффективный «горизонтальный» обмен информацией между субъектами. Формализация работы, мероприятийный подход Системный подход, ориентация на принцип научной обоснованности, привлечение ведущих экспертов – представителей научно-образовательного сообщества – на всех этапах работы. Формы контроля • диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля; • презентации проектов обучающих; • фоторепортажи обучающих; • конкурсы проф.мастертва • деловые игры, тренинги; мастер классы • анкетирование • трудоустройство обучающихся • определение в образовательную организацию Выявление результатов ведется путем: • изучения исходного уровня профессионального самоопределения путем анкетирования и индивидуальных бесед; • выявления интереса к профессиональному самоопределению и его мотивации, • чтение специальной литературы; • результаты участия обучающих в научно-практических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках; • написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», «Зима и Зиминский район в прошлом, настоящем и будущем» и др.; • контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации. • результаты прохождения профессиональных проб • анкетирование является одним из основных методов выявления результатов. При отборе материалов для предлагаемого респонденту диагностического опросника следует руководствоваться следующими принципами: • тезисы опросника прежде всего должны быть направлены на выявление динамики развития личности респондента; • формулировки вопросов должны быть понятными для респондентов и требующими однозначного ответа; • постановка вопроса должна побуждать респондента демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе; • респондент должен иметь право анонимного заполнения анкеты; • формулировка тезисов не должна провоцировать респондента на заведомо общественно одобряемый ответ; • опросник должен включать вопросы, играющие роль своеобразного балласта. . Сегодня востребован компетентный профессионал, способный интегрировать знания, рождающий новый продукт собственной деятельности, творчески решающий проблемы, гибкий, готовый к самоизменению и самосовершенствованию. Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии. Проводя работу в данном направлении для организации определился ряд социальных партнеров (см. таб. 2) таб. 2 Взаимодействие с участниками эксперимента Название организации Мероприятия Сроки Ответственные ДОУ №15,11 Ролевая игра с элементами наблюдения «Все работы хороши, выбирай на вкус». Экскурсия в ОО ПУ№39 Мастер класс «Изготовление кормушек для птиц» Праздник «Осение посиделки Круглый стол «Профессия определяеи место человека в жизни» Открытый просмотр «Кто построил этот дом?» Открытый просмотр «Кто построил этот дом?» Музыкально-литературный праздник «День победы» Знакомство с профессией автомеханик Согласно совместному плану работы Творческая группа эксперимента Школа№10 День открытых дверей в ОО По плану школы Администрация ПУ№6 Учебная исследовательская конференция «Шаг в будущее» Проведение для выпускников дней карьеры Январь, Апрель Руководитель проекта Центр занятости населения Нормативно- правовое обеспечение выпускников с ОВЗ Декабрь, Май Администрация Кабинет профориентации г. Зима и Зиминского района Выездные информационные мероприятия. В течение года Методист Работодатели ООО «БасСервис» Выездные информационные мероприятия, экскурсии, мастер классы, проведение производственной практики, проведение ГИА Выездные информационные мероприятия В результате рассмотренного материала, можно сделать вывод о том, что задачи профессионального самоопределения молодежи решаются на основе системы социального партнёрства ПУ № 39, предусматривающей установление долговременных, постоянных связей по профессиональному самоопределению и разработку модели взаимодействия социальных партнеров и работодателей по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
Категория: Прочее
11.03.2015 06:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!