СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности историко-краеведческой деятельности в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности историко-краеведческой деятельности школьников на современном этапе

Огромным ресурсом духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся является историко-краеведческая деятельность, реализуемая во внеурочное время. Об успешности, реализуемой мною системы историко-краеведческой деятельности с обучающимися являются следующие факты. Только за последние 5 лет 14 моих воспитанников становились Победителями, Лауреатами, Дипломантами Всероссийских, Межрегиональных, Республиканских конференций, конкурсов.

Исходя из собственного педагогического опыта по реализации достаточно успешной историко-краеведческой деятельности школьников, предлагаю следующие методические рекомендации:

- значительную роль в формировании мотивации обучающихся заниматься краеведением играет личность самого учителя именно как краеведа, исследователя истории малой родины. К примеру, я являюсь автором нескольких пособий по локальной истории нашего города: «Б.Пастернак на бондюжской земле окт. 1916- март1917», «Б.Пастернак и его окружение в Тихогорье», «Изучение родословия как средства духовно-нравственного воспитания школьников»;

- для создания эффективной системы историко-краеведческой деятельности желательно иметь авторскую программу, прошедшую экспертизу и рекомендованную для применения во внеурочной деятельности по краеведению. Являясь автором программы «История малой родины в лицах», мне удалось написать аналогичное учебное пособие для школьников по краеведению, которое активно используется мною. Данное пособие в Республиканском конкурсе методических разработок (пособий) в 2018году заняла 1 место в номинации «туристско-краеведческая деятельность»;

- руководителю кружка по краеведению необходимо постоянно находиться в профессиональном развитии: участие в вебинарах, мастер – классах, проводимых на сайтах «Первое сентября», Фоксфорда и других, участие в конкурсном движении обогащает учителя. Исходя из личного опыта, именно участие в профессиональных конкурсах инновационно «двигает» учителя, что соответственно благополучно влияет на его профессиональный рост. Я практически каждый год участвую в различных конкурсах, что стимулирует мой профессиональный рост.

- при возможности соучаствовать вместе со своими воспитанниками на общих конференциях, что также влияет на повышение авторитета учителя как исследователя, это творческое педагогическое сотрудничество духовно сближает учителя – ученика;

- большое значение имеет выбор темы для поисковой деятельности. По опыту предлагаю сразу несколько тем - «белые пятна», при этом подчеркиваю актуальность, новизну темы исследования, ее научно- практическую значимость для истории малой Родины;

- считаю необходимо учитывать личный интерес юного краеведа, интерес его семьи к предлагаемой теме, т.е. где возможны пересечения «исторических параллелей» в жизни семьи, рода и малой родины;

- очень важный момент при выборе темы, по ходу работы Учитель как научный руководитель должен сам хорошо знать объект исследования;

- владеть методологией и методикой научного исследования;

- проявлять личную заинтересованность в ходе всего процесса поисково-исследовательской деятельности;

- укреплять веру обучающегося в успешность работы;

- Планировать ситуацию успеха в момент подготовки к очным конкурсам, конференциям, для этого практикую выступления конкурсантов в 7-11 классах еще до конкурса для приобретения опыта публичной защиты работ, а также для снятия напряженности, волнений, тревожности перед выступлениями;

- практикую в конце учебного года общешкольную конференцию (5-11 классы), с приглашением родителей, близких людей выступающих, а выступают победители, лауреаты конференций конкурсов – своеобразная Минута Славы как для выступающих, их родителей;

Это важно, чтоб родители, близкие родственники были союзниками, единомышленниками нашей совместной краеведческой деятельности;

Так, члены семьи – соавторы первых краеведческих работ: История родословной, самой старинной вещи семьи;

Используемые мною формы историко-краеведческой деятельности:

  • Поисковая деятельность: сбор информации и ее обработка;;
  • Исследовательская деятельность: анализ, сравнение, обобщение статистических данных;
  • Работа с архивными материалами;
  • Проектная деятельность;
  • Разработка краеведческих квестов и участие в них;
  • Участие, выступления в конференциях, конкурсах;
  • публикация в сборниках работ

Методическое обеспечение:

Темы поисково-исследовательских работ: :

  • Великая Победа в ВОВ:
  • - Уходили бондюжцы на фронт:
  • а) сравнительная характеристика состава погибших бондюжцев в ВОВ на основе изучения Книги «ПАМЯТИ» и на основе архивных данных райвоенкомата 2012-2014гг.;
  • б) Вклад бондюжцев в Победу ВОВ на основе книги «Они вернулись с Победой». 2014г.-2015гг.

Особенности данных работ:

  • Новизна, социальная значимость: впервые было указано точное количество бондюжцев, ушедших на фронт по годам:
  • -1941г.- 3047,в том числе 12 женщин;
  • - 1942г. – 2478. в том числе 110 женщин;
  • 1943г. – 1452, в том числе 78 женщин;
  • 1944г. – 909 мужчин;
  • 1945г. – 392.
  • ВСЕГО: 8 278 бондюжцев ушло на фронт;
  • Эти данные стали официально использоваться руководством Менделеевского района, вошли в историю Менделеевского района;
  • Успешность: На Межрегиональном конкурсе НИЧ им.Каюма Насыйри в 2015, 2016гг. (Казань) – Дипломы 2,3 степени

Фронтовые письма– как источник знаний о ВОВ и мужестве игероизме участников:

  • Персональная заинтересованность авторов исследовательских работ: Малышева Серафима 11кл. И ее отца П.М. Малышева: «Фронтовое письмо прадеда – горькая правда о войне»; - Победитель Республиканского конкурса «Семейная хроника фронтовых писем»
  • Совместная работа членов семьи в поисковой деятельности: Сарманов Саша 6 класса и Терентьева Р.С. – бабушка «Письма с фронта- реликвии нашей семьи»- Победитель муниципального этапа Республиканского конкурса «Семейная хроника фронтовых писем»

Изучение историко – культурного наследия;

  • Рода, семьи;
  • Их именами названы наши улицы;
  • Персональная история выдающихся людей, связанных с историей малой Родины: Д.И.Менделеев, Л.Я.Карпов, Б.И. Збарский, Б.Л.Пастернак.
  • Поощрительная грамота конкурса: «Человек в истории. России— ХХ век» за исследовательскую работу: «Повседневная жизнь Б.Пастернака в Тихогорье в 1916-1917гг.»
  • Победитель Республиканской конференции исслед.работа: «БОРИС ИЛЬИЧ ЗБАРСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В МЕДИЦИНУ»

Категория: Внеурочка
21.04.2019 00:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!