СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенности историко-краеведческой деятельности школьников на современном этапе
Огромным ресурсом духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся является историко-краеведческая деятельность, реализуемая во внеурочное время. Об успешности, реализуемой мною системы историко-краеведческой деятельности с обучающимися являются следующие факты. Только за последние 5 лет 14 моих воспитанников становились Победителями, Лауреатами, Дипломантами Всероссийских, Межрегиональных, Республиканских конференций, конкурсов.
Исходя из собственного педагогического опыта по реализации достаточно успешной историко-краеведческой деятельности школьников, предлагаю следующие методические рекомендации:
- значительную роль в формировании мотивации обучающихся заниматься краеведением играет личность самого учителя именно как краеведа, исследователя истории малой родины. К примеру, я являюсь автором нескольких пособий по локальной истории нашего города: «Б.Пастернак на бондюжской земле окт. 1916- март1917», «Б.Пастернак и его окружение в Тихогорье», «Изучение родословия как средства духовно-нравственного воспитания школьников»;
- для создания эффективной системы историко-краеведческой деятельности желательно иметь авторскую программу, прошедшую экспертизу и рекомендованную для применения во внеурочной деятельности по краеведению. Являясь автором программы «История малой родины в лицах», мне удалось написать аналогичное учебное пособие для школьников по краеведению, которое активно используется мною. Данное пособие в Республиканском конкурсе методических разработок (пособий) в 2018году заняла 1 место в номинации «туристско-краеведческая деятельность»;
- руководителю кружка по краеведению необходимо постоянно находиться в профессиональном развитии: участие в вебинарах, мастер – классах, проводимых на сайтах «Первое сентября», Фоксфорда и других, участие в конкурсном движении обогащает учителя. Исходя из личного опыта, именно участие в профессиональных конкурсах инновационно «двигает» учителя, что соответственно благополучно влияет на его профессиональный рост. Я практически каждый год участвую в различных конкурсах, что стимулирует мой профессиональный рост.
- при возможности соучаствовать вместе со своими воспитанниками на общих конференциях, что также влияет на повышение авторитета учителя как исследователя, это творческое педагогическое сотрудничество духовно сближает учителя – ученика;
- большое значение имеет выбор темы для поисковой деятельности. По опыту предлагаю сразу несколько тем - «белые пятна», при этом подчеркиваю актуальность, новизну темы исследования, ее научно- практическую значимость для истории малой Родины;
- считаю необходимо учитывать личный интерес юного краеведа, интерес его семьи к предлагаемой теме, т.е. где возможны пересечения «исторических параллелей» в жизни семьи, рода и малой родины;
- очень важный момент при выборе темы, по ходу работы Учитель как научный руководитель должен сам хорошо знать объект исследования;
- владеть методологией и методикой научного исследования;
- проявлять личную заинтересованность в ходе всего процесса поисково-исследовательской деятельности;
- укреплять веру обучающегося в успешность работы;
- Планировать ситуацию успеха в момент подготовки к очным конкурсам, конференциям, для этого практикую выступления конкурсантов в 7-11 классах еще до конкурса для приобретения опыта публичной защиты работ, а также для снятия напряженности, волнений, тревожности перед выступлениями;
- практикую в конце учебного года общешкольную конференцию (5-11 классы), с приглашением родителей, близких людей выступающих, а выступают победители, лауреаты конференций конкурсов – своеобразная Минута Славы как для выступающих, их родителей;
Это важно, чтоб родители, близкие родственники были союзниками, единомышленниками нашей совместной краеведческой деятельности;
Так, члены семьи – соавторы первых краеведческих работ: История родословной, самой старинной вещи семьи;
Используемые мною формы историко-краеведческой деятельности:
Методическое обеспечение:
Темы поисково-исследовательских работ: :
Особенности данных работ:
Фронтовые письма– как источник знаний о ВОВ и мужестве игероизме участников:
Изучение историко – культурного наследия;
© 2019, Бондарева Галюза Явдатовна 420