СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операционное значение; это сложная, системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Зрительное восприятие детей с нарушением зрения имеет свои специфические особенности. Часто взгляд ребенка скользит по поверхности предмета, останавливаясь лишь на том, что практически значимо для него, связано с его эмоциональными переживаниями. Нередко ребенок не устанавливает смысла различительных, цветовых и других признаков. Также дети с нарушением зрения испытывают специфические трудности при восприятии изображений. В связи с нарушением бинокулярного зрения возникают трудности, а зачастую неспособность, непосредственно воспринимать предметы, изображенные в перспективе, их детализацию. За счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности.
Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии. У детей с нарушением зрения имеются существенные проблемы пространственной ориентировки. Сложности зрительно-пространственного восприятия обусловлены нарушением глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, т. е. нарушена стереоскопическая информация. При нарушении зрения также происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Трудности визуального восприятия детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения элементов и геометрических параметров форм осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивными действиями, направленными на решение сложных познавательных задач (анализ сложной формы, перемещение объектов в пространстве, оценка пропорций). Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения формы, цвета, величины, удаленности предмета, его положения в пространстве и др.
К особенностям детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения следует отнести и низкое качество овладения сенсорными эталонами. Многие дети с нарушением зрения оперируют имеющимися представлениями на уровне обнаружения лишь заданных цветов, форм, пространственных отношений, в то время как качественное познание предметного мира обеспечивается оперированием эталонами в самостоятельной деятельности на уровне обнаружения, различения, опознания, словесного обозначения. Объем и качество овладения детьми с нарушением зрения сенсорными эталонами во многом определяется видом эталона. Дети со зрительной недостаточностью меньше трудностей испытывают при овладении эталонами цвета, больше – при овладении эталонами формы, пространства. Для полного, правильного и быстрого восприятия детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения объективной действительности во всем ее разнообразии необходимыми условиями являются: • взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе; • разработка и использование специально приспособленных для них наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно, и визуально. Примером таких пособий могут служить контрастно раскрашенные рисунки, контуры которых выполнены рельефно. Для детей с нарушениями зрения необходимым условием правильного восприятия является достаточная величина объектов, их контрастность, яркость, необходимый уровень освещенности.
© 2021, Логинова Анна Вениаминовна 339