СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности анализа музыкального материала в процессе изучения дисциплины «постановочная работа балетмейстера» будущими педагогами - хореографами

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с государственным образовательным стандартом, в основную образовательную программу подготовки бакалавра входит цикл дисциплин профильной подготовки. В одном из направлений бакалавриата, связанным с художественным образованием будущих педагогов, имеется и хореографический профиль. Для хореографического профиля - одной из основных дисциплин, наряду с такими как классический танец, народно - характерный, историко - бытовой и современный танец, является постановочная работа балетмейстера. Данная дисциплина нацелена на изучение студентом основных этапов работы над хореографическим произведением, в ней определено значение драматургии в хореографическом искусстве и значение музыкального материала для хореографической постановки. Постановочная работа в хореографии включает создание хореографом танцевальных композиций и последующее воплощение исполнителями этих композиций. Для создания этих композиций необходима не только хореографическая, но и музыкальная партитура. Развитие восприятия музыки у студентов - хореографов является одной из основных задач процесса их профессионального воспитания. Подготовка к восприятию музыкального произведения начинается со вступительного слова педагога. Словесные комментарии рекомендуется осуществлять так, чтобы будущие педагоги - хореографы, как и педагоги вуза, смогли заинтересовать детей произведением, которое будет браться в основу танцевальной композиции. Методика организации музыкального восприятия у студентов - хореографов должна быть направлена на тактичную поддержку их эстетических впечатлений. Анализируя после прослушивания музыкальное произведение, уместно задать студентам ряд вопросов. Например: какие ассоциации возникли в процессе слушания; какие чувства передаются в прослушанной музыке; какие эпизоды понравились больше всего; какие чувства испытали вы; какими средствами хореографии можно выразить эти чувства? Рассматривая драматургию музыкального произведения, педагог должен помочь студентам понять главную идею произведения. Постижение главной идеи произведения осуществляется на основе осмысления музыки. Часто музыку можно выразить каким - нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением. Анализируя развитие художественного образа, уместным будет снова задать студентам вопросы: как начинается произведение; какой образ возникает в вашем сознании; как заканчивается произведение; к чему привело развитие образа, где находится самый яркий фрагмент произведения? Немаловажное значение для будущих педагогов - хореографов имеет формирование личностного подхода к пониманию и оценке музыкального произведения. Для этого педагогу нужно помочь студентам - хореографам увидеть нечто значимое для себя, то, что отвечает их внутренним потребностям и надеждам, то, что соотносится с их личным жизненным опытом. В этом могут помочь аналогии событий в жизни студента и музыки или выявление каких - то воспоминаний, которые она пробуждает. Поиск ответов на данные вопросы содействует раскрытию уникальности каждого студента, закладывает базу развития его художественно - образных представлений, расширяющих духовный потенциал будущих педагогов - хореографов. Следующий этап - определение средств музыкальной выразительности. К ним относится темп, динамика, метр. С этими понятиями студенты знакомятся на предметах музыкально - теоретического цикла. В процессе постановочного этапа они учатся реализовывать свои теоретические знания на практике. При дальнейшем анализе музыкального материала будущим педагогам - хореографам нужно прочувствовать идею музыкального произведения, которая воплощается в его содержании и форме. У каждого музыкального произведения форма индивидуальна. Итак, характер музыкального произведения распознается студентами после: определения лада, тональности, темпа, выявления динамических оттенков, определения музыкального размера, выявления состава инструментов, исполняемых анализируемое произведение; выявления специфичного рисунка мелодии. Опираясь на анализ структуры музыки, студенты определяют - находят ли отражение время, место и сами действия будущих хореографических героев в выбранном к постановке музыкальном материале. То есть выясняют, соответствует ли хореографический замысел и музыкальный материал " единству времени, места и действия" [4,154]. Будущим педагогам - хореографам предлагается уточнить: место действия, главное событие хореографического произведения, предлагаемые обстоятельства. Соотнеся вышеперечисленные понятия с музыкальным материалом можно предложить студентам ответить на вопросы: кто действует в его будущем хореографическом произведении; что оно делает; для чего, с какой целью; каково общее содержание хореографического произведении. Таким образом, можно выделить следующие особенности анализа музыкального материала, выбранного для постановки танца будущими педагогами - хореографами: 1. Восприятие музыкального материала 2. Рассмотрение драматургии музыкального произведения 3. Выявление средств музыкальной выразительности 4. Определение формы музыкального произведения, его стиля, характера Сформированность умений анализировать музыкальный материал позволит будущим педагогам - хореографам осуществлять высокохудожественные хореографические произведения. Литература 1.Берг, О. М. Очерки по вопросам музыкальной эстетики [Текст] / О.М.Берг. - М.: Музыка, 2000. - 55с. 2.Захаров, Р. В. Записки балетмейстера [Текст] / Р. В. Захаров. - М.: Искусство, 1999. - 390с. 3.Медушевский, В.В. Стиль в музыке. Музыкальный жанр // Спутник учителя музыки [Текст] / В. В. Медушевский; сост. Т. В. Челышева. - М.: 1993. - 158с. 4.Смирнов, И. В. Искусство балетмейстера [Текст] / И. В. Смирнов. - М.: Просвещение, 1986. - 190с. 5.Сов. Энциклопедический словарь [Текст] - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 1500с. © Онча Ж.А., 2015г

Категория: Внеурочка
05.03.2018 23:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!