СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности производственного обучения в процессе выполнения обучающимися сложных учебно-производственных работ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Производственное обучение в учебных мастерских является важным этапом в подготовке квалифицированных рабочих, специалистов в профессиональном учебном заведении. В процессе обучения в учебных мастерских у обучающихся формируется основа их будущего профессионального мастерства.

К моменту начала обучения обучающихся выполнению сложных учебно-производственных работ они уже имеют определенный опыт работы по профессии: изучены все трудовые операции, трудовые приемы и способы их выполнения закреплены на выполнении простых (межоперационных) работ комплексного характера, обучающиеся научились самостоятельно определять последовательность выполнения несложных работ, освоили основы пользования технической и технологической документацией. Наряду с дальнейшей отработкой правильности выполнения трудовых приемов и операций, точности и скорости в работе, при выполнении сложных работ комплексного характера на передний план выступают задачи формирования у обучающихся производственной самостоятельности, творческого подхода к учебно-производственной деятельности, культуры труда.

Задания по выполнению комплексных работ являются фактически тем индикатором, который проявляет все, чему до этого научились обучающиеся, и как они могут претворять это свое умение в реальной работе.

В этот период обучения обучающиеся включаются в общий производственный процесс выпуска продукции учебным заведением, от них во многом зависит ритмичность его производственной деятельности. Все это учитывает мастер, организуя учебно-воспитательный процесс.

При обучении обучающихся выполнению сложных комплексных работ основное внимание обращается на наиболее сложные технологические переходы, новые еще незнакомые обучающимся трудовые приемы и способы выполнения работ, особенно на способы и процессы выверки, регулировки, отладки. Эти приемы и способы отрабатываются путем организации специальных упражнений. Ни в коем случае не нужно отстранять обучающихся от выполнения сложных наладочных и финишных технологических операций, несмотря на их ответственность, нужно осознанно идти на определенный (но оправданный) риск. Ведь иначе не научить обучающихся брать на себя ответственность.

Предметом особого внимания мастера в процессе производственного обучения обучающихся, особенно при выполнении ими сложных работ комплексного характера, является формирование у обучающихся привычки любую работу выполнять качественно и ответственно. Это важнейший признак овладения обучающимися основами профессионального мастерства. Позиция мастера в вопросах формирования у обучающихся этого качества профессионала проявляется в том, что он, во-первых, обучает обучающихся способам качественного выполнения учебно-производственных работ, во -вторых, создает условия, обеспечивающие качественное выполнение работы, в - третьих, создает и постоянно поддерживает в работе группы «атмосферу качества», профессиональной ответственности, не оставляет без внимания ни одного, даже самого малейшего отклонения выполняемых обучающимися учебно-производственных работ от технических требований к их качеству, безответственного отношения к выполнению работы.

Определенную специфику имеет организация освоения обучающимися современной техники и технологии. Обучая обучающихся работать на современном высокоточном и высокопроизводительном оборудовании, установленном в учебных мастерских, руководствуются следующими правилами - рекомендациями:

- переводить обучающихся для обучения на сложном оборудовании следует только после того, как они приобретут необходимый опыт работы по профессии;

- прежде чем поручить, обучающимся выполнить работу на новом, современном оборудовании, необходимо поупражнять их в выполнении приемов и способов по управлению и наладке этого оборудования;

- для выполнения на современном оборудовании необходимо подбирать такие учебно-производственные работы, технологию и режимы их выполнения, при которых максимально используются технические возможности этого оборудования;

- особое внимание уделять инструктированию обучающихся по вопросам безопасности работы на новом, сложном оборудовании;

- практиковать шефство обучающихся, освоивших новое оборудование, над обучающимися, которые его только еще осваивают.

Производственное обучение обучающихся в процессе выполнения сложных учебно-производственных работ комплексного характера - наиболее благоприятный период для формирования у них умений и навыков технической диагностики. Обучая диагностике неисправностей, мастер основное внимание должен уделять не столько собственно поиску конкретных неполадок, сколько принципу их поиска. Дело в том, что далеко не все производственные ситуации, где требуется диагностика отклонений, неисправностей и т. п., поддаются алгоритмизации; кроме того, обучение принципам поиска помогает обучающимся самостоятельно ориентироваться в новых условиях, самостоятельно вскрывать причинно-следственные связи, а не получать их в готовом виде.

В процессе обучения обучающихся при выполнении работ комплексного характера, особенно сложных работ, отрабатывается, развивается такое важное качество будущих квалифицированных рабочих, специалистов, как профессиональная самостоятельность. Успешность формирования и развития у обучающихся профессиональной самостоятельности во многом зависит от способности мастера своевременно заметить и поощрить каждое проявление их самостоятельности в работе и, наоборот, не допускать леность их мысли, желания уйти от ответственности за выполненные работы или принятые решения, обращение за помощью при любом, даже малейшем затруднении. Сущность обучения самостоятельности состоит в том, чтобы как можно чаще «сталкивать» обучающихся с ситуациями, в которых они должны проявить самостоятельность, помочь разобраться в них, определить текущие и конечные цели работы, наметить пути ее выполнения и способы контроля и самоконтроля. В процессе выполнения работы обучающимися мастер наблюдает, контролирует и корректирует внешние проявления их деятельности, стимулируя активную «внутреннюю самостоятельность» в применении приемов и способов этой деятельности.

Ценным является путь аналогии. Иногда оказывается достаточным только напомнить обучающемуся подобный данному случай из его практического опыта, как он находит выход из создавшейся ситуации. Этот методический прием используется не только для устранения допускаемых в работе недостатков, но и для помощи им в самостоятельном определении способа решения той или иной учебно-производственной задачи.

В формировании у обучающихся профессиональной самостоятельности большое значение имеет отношение мастера к ошибкам обучающихся. Ошибки в процессе обучения – закономерное явление, безошибочного обучения вообще быть не может. Задача мастера состоит в том, чтобы работу по исправлению и предупреждению ошибок обучающихся использовать как средство развития их самостоятельности. Опытные мастера всегда стараются ставить обучающихся в такие условия, чтобы они сами анализировали свои ошибки, самостоятельно проходили всю цепочку своих действий и самостоятельно находили то звено, где была допущена ошибка, осознали ее сущность и причины, сами предложили пути исправления, сделали выводы на дальнейшее. Будучи осознанной, ошибка возбуждает мыслительную активность, что стимулирует обучающихся к преодолению трудностей, способствует развитию самостоятельности.

Одним из важных критериев-показателей основ профессионального мастерства обучающихся является культура труда. Это и технологическая дисциплина, и производственная эстетика, и грамотное использование учебной и технической документации, и бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, и рациональная организация труда, и высокая самодисциплина, добросовестность, аккуратность в труде и многие другие качества, характеризующие настоящего профессионала.

Одно из важных показателей культуры труда будущих квалифицированных рабочих, специалистов - привычка и умение планировать свой труд, плановость в работе. Спланировать свой труд - значит осознать его содержание и цель, осознанно проанализировать и учесть условия предстоящей деятельности, наметить пути, способы, средства достижения цели, принять рациональное решение для выполнения своего замысла. Главное здесь в том, чтобы приучить обучающихся всегда тщательно продумывать предстоящую работу, прежде чем браться за нее.

С формированием культуры труда тесно связано воспитание у обучающихся технической культуры – это, прежде всего способность, умение, привычка выполнять работу на уровне современных достижений техники и технологии с соблюдением установленных технических требований, отраслевых и государственных стандартов.

Проявлением технической культуры обучающихся является их технологическая дисциплина - четкое соблюдение основных требований технологии выполнения учебно-производственных работ.

Техническая культура - это и сформированные в процессе производственного обучения способности, умения, привычки обучающихся соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и профессиональной гигиены, экологических требований к процессу и продуктам труда.

Вершиной основ профессионального мастерства будущих квалифицированных рабочих, специалистов является творческое отношение к труду, формированию которого мастер постоянно должен уделять внимание, особенно на завершающих периодах производственного обучения, когда у обучающихся накоплен определенный производственный опыт.

Воспитание творческого отношения к труду будет иметь эффект только тогда, когда в это будут вовлечены все обучающиеся группы, когда в группе будет развит коллективный «дух творчества». Формирование у обучающихся этого качества профессионала, компетентного специалиста тесно связано с активностью их познавательной и практической профессиональной деятельности, с деятельностью мастера по развитию этой активности в процессе производственного обучения в целом.

Одним словом, необходимо так направлять мыслительную деятельность обучающихся, чтобы процесс их мышления был процессом определенного поиска.

Таким образом, проведение занятий по изучению комплексных работ требует от мастера серьезного и ответственного отношения к их подготовке, в том числе и методической.

Следует особо отметить, что при проведении занятий по выполнению комплексных работ шаблон недопустим. Главная цель, которая должна достигаться в результате их проведения, это подготовка к самостоятельному выполнению работ на производственных практиках в условиях реального производства. Следовательно, именно от подхода мастера к делу, от настроя им обучающихся на проявление самостоятельности, творчества и инициативы в своей работе зависит степень достижения обучаемыми требуемого уровня мастерства и профессионализма.

Категория: Всем учителям
17.02.2017 15:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!