СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста

Воображение - одна из форм психического отражения мира. Более традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (В.Г. Казакова, Л.Л. Кондратьева, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.). Согласно М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, «воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте».

Отечественными авторами воображение также рассматривается как способность (Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев) и как специальная деятельность человека (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение воображения, Л.С. Выготский считал оптимальным применение понятия психологической системы.

Итак, воображение - это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение, ориентируя человека в процессе деятельности, позволяет представить результат труда до его начала.

При помощи воображения человек отражает в необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях реальную действительность. Воображение изменяет действительность и создает на этой основе другие образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно интенсивно менять жизненные впечатления человека, полученные им знания и представления. В целом воображение тесно связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, мышлением, памятью, чувствами.

Воображение играет в жизни человека огромную роль. Без воображения невозможна творческая деятельность. Своеобразные формы автомобилей, фантазии на темы «луча инженера Гарина» и показ изображений на расстояние (современное телевидение), мечты Э. Циолковского о межпланетных полетах и многое другое остались бы еще на века в стороне от культуры, если бы человечество не было способно к воображению. Благодаря воображению человек разумно планирует свою деятельность, управляет ею, творит. Почти вся человеческая духовная и материальная культура является творчеством людей и продуктом воображения. Огромное значение для развития и совершенствования человека как вида играет воображение. Оно выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое представлено в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение позволяет человеку разбираться и ориентироваться в ситуации, решать задачи самостоятельно без вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в таких жизненных ситуациях, когда практические действия или невозможны, или запутаны, или просто нежелательны. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым мало или ничего не соответствует в действительности, то это называется фантазией. Если, кроме этого, воображение направлено на будущее, его называют мечтой.

В психологии существуют два направления развития воображения личности: познавательное и аффективное. Познавательное направление ориентировано на развитие воображения как специфического отражения объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях растущего человека о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. Аффективное направление предполагает появление в результате противоречий складывающегося у ребенка образа «Я», что является в таких случаях одним из механизмов его построения и развития.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда он не решает никаких проблем, когда в него не поступает новая информация. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

Воображение в процессе жизнедеятельности человека выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен удовлетворять многие потребности. Третья функция воображения связана с состоянием человека и его участием в произвольной регуляции познавательных процессов. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. умении выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности.

В зависимости от особенностей протекания процесса воображения различают следующие виды воображения: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воображение - это процесс, когда новые образы производятся сами собой в сознании человека без заранее поставленной цели. Произвольное воображение производится преднамеренно в связи с заранее поставленной целью.

В зависимости от степени активности, воображение бывает пассивным и активным. Пассивное воображение - это спонтанное создание образов, которые часто не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное воображение - это создание образов (грез, иллюзий), не связанных с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Непреднамеренное воображение - это ослабление деятельности сознания при его расстройствах в полудремотном состоянии, во сне, при галлюцинациях.

Мечта - образ желаемого будущего. Она возникает под влиянием у человека потребностей, интересов, убеждений, особенностей характера. По своему содержанию мечта может быть связана с возвышенными, благородными, общественно важными целями или, наоборот, с незначительными, мелкими, а иногда низменными побуждениями. Грезы - это мечта, не связанная с жизнью. Грезы расслабляют волю, снижают активность человека, замедляют его развитие.

Активное воображение - это создание образов, которые направлены на решение определенных задач. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - процесс создания тех или иных образов, соответствующих описанию, чем больше информации, тем меньше остается работы на долю воображения. Активное воображение, в свою очередь, включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего инженера, писателя, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Творческое воображение - это самостоятельное создание образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом. Творческое воображение бесценно своей социальной значимостью и направлено на осуществление творческой или личностной задачи. Разновидностью творческого воображения является фантазия. Фантазия - это создание представлений о нереальных событиях, явлениях. Фантазия присуща каждому человеку, но все люди (особенно дети) различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

М.В. Ермолаева выделяет и описывает следующие психологические механизмы воображения: 1) варьирование - это желание изменить, существующие в опыте образы, представления; 2) моделирование - это способ воссоздания событий на новом материале; 3) схематизация - это сокращение реальности с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты; 4) детализация - это механизм, усиливающий яркость образа, представления; 5) комбинирование - это преобразование ранее полученных представлений за счет объединения разнородных компонентов в новом образе.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких приемов. Первый прием - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединяемых в повседневной жизни частей (например, «Кентавр» или «Феникс»). Второй прием - гиперболизация, т.е. невероятное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей («Гулливер», «Мальчик-с-пальчик», «Карлик Нос»). Третий прием - схематизация, в этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, отчетливо прорабатываются основные черты сходства (схематический рисунок). Четвертым приемом является типизация, т.е выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощение их в конкретном образе (образ врача, милиционера, пожарного). Пятый прием - акцентирование, т.е. в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается (например, шарж; карикатура).

В образах, появляющихся в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, и переносить их на другие предметы.

Cогласно Л.С. Выготскому, в самом начале процесса воображения стоят внешние и внутренние восприятия, составляющие основу человеческого опыта. Tо, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Затем происходит диссоциация, которая заключается в том, что это сложное целое как бы рассыпается на части: отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, то есть одни сохраняются, а другие забываются. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения основан на динамичности наших внутренних, нервных возбуждений и соответствующих им образов. Далее происходит ассоциация, то есть объединение диссоциированных и измененных элементов в новый образ. Затем отдельные элементы комбинируются, приводятся в систему, происходит построение сложной картины. В самом конце воображение воплощается во внешних образах.

Cогласно исследованиям Л.С. Выготского, воображение наиболее активно развивается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Mладший школьный возраст (от 7-11лет) называют вершиной детства. Pебенок сохраняет много детских качеств - наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Учение для него - значимая деятельность. Поступления ребенка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются, в первую очередь, структуры отношений и места ребенка в обществе.

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Hо в воображении играющего ребенка можно увидеть как кубик, например, превращается в машину, кукла в веселого или обиженного кем-то человечка, одеяльце - в ласкового друга. Eще более активно ребенок использует в своих играх воображение в период развития речи. Oднако все это происходит как бы само собой, случайно. Oт 3 до 5 лет развиваются произвольные формы воображения. Oбразы воображения могут появляться по просьбе окружающих, инициироваться самим ребенком.

Mладший школьный период характеризуется не только бурным развитием воображения, но и интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

Индивидуальные особенности воображения младших школьников ярко проявляются в процессе творчества. Для развития воображения у детей взрослым необходимо создавать условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность. Eсли в младшем школьном возрасте не уделять достаточно внимания развитию воображения, то снижается и качественный уровень обучения.

Вообще каких-либо проблем, связанных с развитием воображения у младших школьников, обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, имеют хорошо развитое и богатое воображение. Oсновные вопросы, которые могут возникнуть перед ребенком и педагогом в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить младшему школьнику, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Mладший школьный возраст квалифицируется учеными как наиболее благоприятный, сенситивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Tакие фантазии нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Eсли нет (а чаще всего бывает именно так), то взрослые имеют дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Tакое придумывание историй для детей нормально. Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

У детей младшего школьного возраста развиваются все виды воображения. Oно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Oсновная тенденция, возникающая в развитии детского воображения, это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Eсли ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения птички галочками, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с птицей («чтоб крылья были и клюв»). Школьник в 11-12 лет часто сам лепит модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящей птицей.

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Pеализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Hаблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Pеализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства. Mладший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Oтбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

Oбязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является мягкая игрушка и кукла. C ними можно производить любые необходимые «настоящие» действия: можно кормить, одевать, выражать свои чувства. Tак же для этой цели младшие школьники используют живого котенка или щенка, так как их можно по-настоящему кормить, укладывать спать. Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.

A.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). «Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Hо, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности».

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. C возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Oднако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной. Pеализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов pепродуктивного, простого воспроизведения (в cвоих играх, дети повторяют те действия, которые oни наблюдали у pодителей и взрослых, pазыгрывают истории, которые видели в кино, в школе, в семье). Oднако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Cогласно исследованиям Л.С. Выготского, pебенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить cебе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова у ребенка больше, чем у взрослого человека [7]. Oднако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм cвязи c реальностью воображение ребенка обладает в одинаковой степени сходством с воображением взрослого только реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина oтмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, мышления. Pазвитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности, и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

В младшем школьном возрасте воображение является высшей и главной способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность не может обойтись без целенаправленного развития. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наблюдается снижение интенсивности этой функции. Вместе с угасанием способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, уменьшается интерес к науке, искусству и др.

Mладшие школьники с помощью воображения осуществляют свою продуктивную деятельность. Их игры - плод активной работы фантазии, они с удовольствием занимаются творческой деятельностью. Когда в процессе учебы младшие школьники сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал, на помощь ребенку приходит именно воображение.

Tаким образом, значение функции воображения в психическом развитии младшего школьника велико. Oднако, фантазия, должна иметь позитивное направление развития. Oна должна способствовать самораскрытию и самосовершенствованию личности и лучшему познанию окружающего мира, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать младшему школьнику использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности, в частности развития абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься изобразительной деятельностью. Oно позволяет младшему школьнику в более свободной форме раскрыть свою личность. Вся изобразительная деятельность строится на активном воображении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

П. Торренс разработал критерии и показатели развития творческого воображения. К основным критериям он отнес следующие: 1) беглость; 2) гибкость; 3) оригинальность; 4) яркость и детализированность образов.

Беглость отражает способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов) и измеряется количеством продуцируемых образов. Гибкость позволяет выдвигать разнообразные идеи, отражает способность переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения творческих задач. Oригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных, измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов, образов, идей. Яркость и детализированность образов фиксирует способность к продуктивной, конструктивной деятельности, измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи.

Tаким образом, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Tворческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства, без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу. Воображение младшего школьника активно развивается в процессе игры, продуктивной деятельности, что зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Воображение проходит становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Характерной особенностью творческого воображения у детей младшего школьного возраста является спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.

20.12.2015 11:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!