СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Структурные изменения, которые происходят в обществе, заметно повлияли на сложившуюся систему трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта. Произошел разрыв между школами и базовыми предприятиями. Нарушились шефские связи. По отдельным профилям трудовой подготовки в настоящий момент сложно организовать практику на производстве, сложно получить материалы, оборудование, инструменты и, что самое главное, трудоустроить выпускников. Сохранение связей школы с производством стало возможным лишь при наличии заинтересованного предприятия. В этих условиях школы вынуждены заниматься перестройкой процесса трудовой подготовки обучающихся.
Многие учителя стали составлять и утверждать свои учебные программы, исходя из местных условий. Не всегда эта работа организуется правильно. Следует помнить, что занятия по профессионально-трудовому обучению в школах для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Основной задачей школы-интерната является трудовая подготовка учеников к самостоятельному выполнению несложных видов работ на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания, малых предприятиях или на дому.
Эта важнейшая задача возложена на учителей профессионально-трудового обучения. Ее решение требует использования коррекционных приемов, направленных на активизацию процесса трудовой подготовки посредством индивидуального и дифференцированного подхода к ученикам, а также постоянного изучения динамики развития обучаюшихся в естественных проявлениях во время внеклассной (факультативной), учебной и трудовой деятельности. Учитель оказывает помощь в исправлении неверных действий и ошибочных представлений. При этом ученик должен постоянно чувствовать внимательное и доброжелательное к себе отношение.[3].
На занятиях труда можно выделить три основных этапа.
Первый, подготовительный этап включает такие процессы, как повторение ранее пройденного материала, сообщение учителем и восприятие школьниками новых теоретических и технических сведений; ориентировка в задании по образцу, техническому рисунку, эскизу, чертежу, инструкционной или технологической карте; планирование работы с обучающимися; инструктаж по технике безопасности.
Второй этап, исполнительный, включает процессы разметки, работу инструментами и контроль своих действий.
Третий этап, заключительный, включает такие процессы, как отчет обучающихся о выполненной работе, самооценка школьниками своих знаний и действий, анализ и оценка учителем деятельности учащихся.
В процессе деятельности на занятии у школьников может наступить утомление. Учителю важно вовремя его заметить и дать ученику отдохнуть или предложить ему сменить вид деятельности.
Наблюдая за обучающимися, учитель видит, когда, на каком этапе занятия, тот или иной из них испытывает трудности. Оказание своевременной помощи способствует коррекции недостатков, активизирует деятельность школьников, создает условия для поддержания положительной мотивации, что очень важно для успешного усвоения школьниками учебного материала.
Наблюдения показывают, что не все ученики сразу могут включиться в работу после фронтального объяснения. Это может быть обусловлено разными причинами: особенностями внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Учителю не всегда бывает ясно, какой причиной вызвано отставание ученика. Однако он знает, в каком виде деятельности обучающийся испытывает трудности, а в каком обнаруживает успехи.
В процессе обучения на разных этапах занятия можно выделить отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе, или группу обучающихся, к которым требуется дифференцированный подход. Учитель помогает ученикам сознательно усвоить учебный материал, пользуясь соответствующими методическими приемами, активизирующими мыслительную и практическую деятельность школьников.
Подводя итог, следует отметить, что профессионально-трудовое обучение в школе-интернате готовит обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной трудовой деятельности.
Литература
перспективы развития. // Дефектология. - 2004. - № 3.
образовательных учреждениях VIII вида. - М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 192с.
детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1995. - №1.
вспомогательной школе. Пособие для учителя. М.: Изд-во «Просвещение», 1988.
Особенности трудовой подготовки обучаюшихся с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната
Структурные изменения, которые происходят в обществе, заметно повлияли на сложившуюся систему трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта. Произошел разрыв между школами и базовыми предприятиями. Нарушились шефские связи. По отдельным профилям трудовой подготовки в настоящий момент сложно организовать практику на производстве, сложно получить материалы, оборудование, инструменты и, что самое главное, трудоустроить выпускников. Сохранение связей школы с производством стало возможным лишь при наличии заинтересованного предприятия. В этих условиях школы вынуждены заниматься перестройкой процесса трудовой подготовки обучающихся.
Многие учителя стали составлять и утверждать свои учебные программы, исходя из местных условий. Не всегда эта работа организуется правильно. Следует помнить, что занятия по профессионально-трудовому обучению в школах для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Основной задачей школы-интерната является трудовая подготовка учеников к самостоятельному выполнению несложных видов работ на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания, малых предприятиях или на дому.
Эта важнейшая задача возложена на учителей профессионально-трудового обучения. Ее решение требует использования коррекционных приемов, направленных на активизацию процесса трудовой подготовки посредством индивидуального и дифференцированного подхода к ученикам, а также постоянного изучения динамики развития обучаюшихся в естественных проявлениях во время внеклассной (факультативной), учебной и трудовой деятельности. Учитель оказывает помощь в исправлении неверных действий и ошибочных представлений. При этом ученик должен постоянно чувствовать внимательное и доброжелательное к себе отношение.[3].
На занятиях труда можно выделить три основных этапа.
Первый, подготовительный этап включает такие процессы, как повторение ранее пройденного материала, сообщение учителем и восприятие школьниками новых теоретических и технических сведений; ориентировка в задании по образцу, техническому рисунку, эскизу, чертежу, инструкционной или технологической карте; планирование работы с обучающимися; инструктаж по технике безопасности.
Второй этап, исполнительный, включает процессы разметки, работу инструментами и контроль своих действий.
Третий этап, заключительный, включает такие процессы, как отчет обучающихся о выполненной работе, самооценка школьниками своих знаний и действий, анализ и оценка учителем деятельности учащихся.
В процессе деятельности на занятии у школьников может наступить утомление. Учителю важно вовремя его заметить и дать ученику отдохнуть или предложить ему сменить вид деятельности.
Наблюдая за обучающимися, учитель видит, когда, на каком этапе занятия, тот или иной из них испытывает трудности. Оказание своевременной помощи способствует коррекции недостатков, активизирует деятельность школьников, создает условия для поддержания положительной мотивации, что очень важно для успешного усвоения школьниками учебного материала.
Наблюдения показывают, что не все ученики сразу могут включиться в работу после фронтального объяснения. Это может быть обусловлено разными причинами: особенностями внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Учителю не всегда бывает ясно, какой причиной вызвано отставание ученика. Однако он знает, в каком виде деятельности обучающийся испытывает трудности, а в каком обнаруживает успехи.
В процессе обучения на разных этапах занятия можно выделить отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе, или группу обучающихся, к которым требуется дифференцированный подход. Учитель помогает ученикам сознательно усвоить учебный материал, пользуясь соответствующими методическими приемами, активизирующими мыслительную и практическую деятельность школьников.
Подводя итог, следует отметить, что профессионально-трудовое обучение в школе-интернате готовит обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной трудовой деятельности.
Литература
перспективы развития. // Дефектология. - 2004. - № 3.
образовательных учреждениях VIII вида. - М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 192с.
детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1995. - №1.
вспомогательной школе. Пособие для учителя. М.: Изд-во «Просвещение», 1988.
© 2016, Баландин Игорь Николаевич 175