СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От осознания экологических к проблем – к их решению

Нажмите, чтобы узнать подробности

УДК 50.504

ОТ ОСОЗНАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ К ПРОБЛЕМ – К ИХ РЕШЕНИЮ

Козлова Т.А.

МБОУ Опалиховская СОШ

Россия, Московская область, г.Красногорск

E-mail: ktk79@yandex.ru

Аннотация. Человек принялся губить природу с самых первых дней своего существования, он рубит сук, на котором сидит. Основной бич страны – тотальная экологическая безграмотность. Во многом, это следствие отсутствия предмета экологии в системе дошкольного и школьного образования. Взращивая культуру правильного экологического поведения, мы делаем большой вклад в будущее страны, формируя правильное мировоззрение детей и делаем шаг к экологическому просвещению взрослого населения.

Abstract. Mankind began to ruin nature a great while ago. The mаin problem of our country is total ecological incompetence of its population. It is mainly caused by the absence of teaching ecology during preschool and school education. By creating the correct ecological behavior we can positively influence on the future of our country, shape the correct worldview of our children and contribute to the ecological awareness of adult population.

Ключевые слова: экологические акции; мусор; макулатура; Опалиха

Keywords: ecological activities; garbage; waste paper; Opaliha

Человек принялся губить природу с самых первых дней своего существования. По мере того, как усложнялась человеческая цивилизация, так же стремительно ухудшалось и состояние экологии и сейчас человек дошел до такого уровня своего развития, что способен полностью убить жизнь на планете! Но проблема заключается в том, что не каждый индивидуум это осознает. Давайте разберем основные направления, по которым мы оцениваем происходящие изменения.

Стремительно ухудшается генофонд. Количество видов растений и животных с большой скоростью сокращается. Исходя из своих нужд и потребностей, человек продолжает разрушать естественную среду обитания живых организмов, вырубая леса, сокращая количество водоемов, меняя естественные русла рек и так далее.

Вырубка леса. Уничтожение лесных массивов происходит по всей планете и затрагивает даже парки и заповедники, которые являются главным поставщиком кислорода на планете.

Загрязнение атмосферы. Промышленные предприятия и транспорт производят отравляющие воздух выбросы. Зачастую, не проводится очистка выбросов (т.е. предприятия очень хорошо экономят на экологических мероприятиях). Немалый вред доставляют и кислотные дожди, причиной которых являются металлургические и химические производства. В процессе своей деятельности они загрязняют атмосферу оксидами серы и азота. При этом загрязняющие вещества могут распространяться на большие расстояния.

Загрязнение почвы. Почва загрязняется в основной своей массе благодаря грязному воздуху и захоронению отходов. Продукты жизнедеятельности цивилизации стремительно увеличиваются в объеме. Различные удобрения, используемые в сельском хозяйстве, также наносят не меньший вред почве, не говоря уже о специальных ядохимикатах.

Загрязнение воды. Промышленные отходы вредят рекам, озерам и подземным водам. Во многих районах планеты вода непригодна для питья. Каждый год в мировой океан поступает более 26 млн.т. нефтепродуктов, огромное количество неразлагающихся веществ, продуктов химической и военной промышленности. Зачастую, не проводится очистка сточных вод (т.е. предприятия ведут себя недобросовестным образом, экономя на экологических мероприятиях).

Разрушение озонового слоя. Примерно в 30 километрах от Земли находится тонкий озоновый слой, поглощающий ультрафиолетовые лучи. Это дает планете защиту. Озоновый слой разрушают фреоны (используется в аэрозолях, холодильниках), двигатели космических кораблей и самолетов. Дальнейшее разрушение этого слоя атмосферы способно кардинально изменить климат Земли.

Не будет преувеличением сказать, что планета – наша мать. Она нас кормит, поит, одевает, дает уют и комфорт. Но пользуясь всеми этими благами человек не только не заботится о своем главном сокровище, но и нещадно губит его. Человек рубит сук, на котором сидит.

В тоже время, каждый человек в миниатюре является экосистемой. Я абсолютно согласна с утверждением, что надо формировать отношение к собственной жизни по принципу гармонии внутреннего и внешнего мира, а также соответствии с законами природы.

Обеспечить себе нормальные условия в современной жизни очень непросто. Особенно это касается жителей больших городов, которые используют далекий от природных параметров воздух, воду, пищу — важнейшие составляющие здоровья человека. До какой-то степени человеческий организм может восстанавливаться и самоочищаться. Но, когда загрязняющих факторов становится слишком много, эта функция может нарушиться.

У жителей больших городов нарушается видеоэкология, поскольку они изо дня в день созерцают только антропогенные ландшафты (высотные дома, автомагистрали, бетонные конструкции), а человеку необходимо ежедневно смотреть на прекрасный природный мир, бывать на природе, слушать пение птиц, любоваться пейзажами, находиться в тишине. Психическое здоровье в последнее время считается чуть ли не самым важным в поддержании нормального гомеостаза организма. Очень часто психика жителей мегаполиса угнетена, это выражается в повышенной нервной возбудимости, агрессии, спешке, сезонных депрессиях. Современный человек испытывает большое количество психоэмоциональных перегрузок, даже просто перемещаясь по Москве на общественном транспорте – везде царит суета, повышенный шум. Островки природы, сохранившиеся в городе не всегда находятся в хорошем состоянии и не способны дать человеку отдых, восстановить видеоэкологию и утраченный баланс.

Что делать? Человеку обязательно нужно это понимать, оставлять время на общение с природой (это прогулки, спорт на свежем воздухе, посещение паков и лесных массивов, ежедневная прогулка в магазин пешком) и на восстановление духовных сил. Но здоровье планеты начинается со здоровья каждой страны, а здоровье страны зависит от состояния каждого живущего в ней человека, т.е. от каждого из нас. Россия начинается с нас с вами!

А чтобы природа могла нам помочь, мы должны помочь ей! Помочь ей восстановиться, сохраниться в условиях быстрого и стремительного наступления на нее, особенно в Подмосковье.

Основной бич нашей страны – тотальная экологическая безграмотность. Человек по-прежнему ведет себя так, будто он царь природы, а не гость планеты Земля. А он именно гость, а царь – сама природа. Во многом, экологическая безграмотность является следствием отсутствия предмета экологии в системе дошкольного и школьного образования. Если этому не учат с детства, то надеяться, что человек к этому придет самостоятельно во взрослом возрасте – по меньшей мере, нерационально.

Теперь давайте подумаем, как же это все рассказать и показать детям? Как заставить их задуматься об экологии, о важности природы и сохранении ее баланса? Каким способом это лучше сделать? Встает вопрос о необходимости дополнительного экологического образования школьников.

В настоящее время изменился заказ государства по подготовке выпускников. Необходимо, чтобы они умели ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, самостоятельно приобретать необходимые знания, быть способными творчески мыслить, самостоятельно повышать культурный уровень, уметь грамотно работать с информацией. Таким образом, главная цель образования 21 века - сформировать разносторонне развитую личность, умеющую мыслить и способную реализовать свой творческий потенциал и заботиться об окружающей природной среде.

При традиционном подходе к образованию эту задачу решить трудно. А дополнительное экологическое образование, в частности научно-исследовательская проектная деятельность как раз формирует способность к универсальным учебным действиям - организационным (регулятивным), интеллектуальным (познавательным), оценочным (личностным), коммуникативным. Такая работа развивает творческое мышление, инициативность и самостоятельность в принятии решений. Актуальность и востребованность экологической, научно-исследовательской проектной работы в школе подтверждается тем, что помимо всего перечисленного, дети на практике открывают для себя свою личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в будущем. Это достигается путем решения проблемы взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребёнка, вдохновляющей его, заряжающей энергией и мотивирующей на изменения.

А неотъемлемой частью проектной деятельности являются экологические акции, о которых мы далее поговорим подробно. Я предлагаю рассматривать экологические акции как составную часть проектной работы, как эксперимент на практике, «в поле».

Поле для применения экологических акций в системе дополнительного образования школьников великое множество. Это могут быть такие интересные направления, как:

  1. Повышение экологического сознания и культуры школьников (создание социальной рекламы – плакатов и роликов с последующим их тиражированием; написание сатирических историй, стихов, эко комиксов; деловые игры с моделированием реальной экологической проблемы и поиском путей ее решения; проведение субботников; посадок леса; раздельного сбора отходов.
  2. Создание кейса по зеленым технологиям: озеленению города; очистке выбросов предприятий; ресурсосберегающим технологиям - солнечной энергии, ветровой, приливной, геотермальной.
  3. Проведение экологического волонтерства.
  4. Привлечение бизнеса к социально-экологическим проектам (спонсорство экологических акций, фандрайзинг).

Отмечу, что взращивая культуру правильного экологического поведения, мы делаем большой вклад в будущее страны! Мы формируем правильное мировоззрение последующих поколений! Помимо долгосрочной пользы мы делаем шаг к экологическому просвещению населения. Поскольку школьники могут рассказать о проведенных экологических акциях своим друзьям и семье. И тем самым будет расширяться круг благополучателей.

Остановлюсь более подробно на двух экологических акциях, которые я провела в МБОУ Опалиховская СОШ.

Эта акция была проведена в 2017 году. Я как человек неравнодушный к состоянию окружающей среды и давно внедривший у себя дома РСО (раздельный сбор отходов) решила провести в школе акцию по сбору макулатуры. Для этого я придумала красивое и яркое название для акции, четко обозначила пользу для природы от приема бумаги, разработала положение и мотивирующий плакат. Дальше объявила соревнование между классами на сдачу наибольшего объема бумажного вторсырья. И работа закипела: ребята стали искать бумагу повсюду – на даче, у родственников, соседей… Нам удалось собрать 1,5 тонны макулатуры, в акции приняло участие 25 классов школы - порядка 800 учеников. Это отличный результат. По результатам акции была сформирована группа лидеров, состоящая из 5 человек. В нее вошли ученики, принесшие более 40 кг макулатуры. Также были подведены итоги по классам. Победу одержал мой 5Б класс, сдавший бумаги больше всех – 146 кг! Победители были награждены почетными грамотами (рис.3) и призами – авторскими экосумками, которые являются отличной альтернативой одноразовым пластиковым пакетам.

На вырученные от сдачи макулатуры деньги было обновлен кабинет географии - закуплены наглядные пособия: комплект настенных карт, атласов для 5 – 11 классов и глобус.

От проведенной экологической акции осталось очень приятное впечатление и чувство глубочайшей удовлетворенности. С тех пор в нашей школе регулярно собирают макулатуру.

Вторая акция называлась «мусор – наш общий враг» и была реализована в октябре 2018 года.

Одной из проблем Подмосковной экологии является повсеместное загрязнение бытовым мусором загородных территорий и водоемов вблизи крупных городов. На территории нашего микрорайона Опалиха систематически появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители в ближайший лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия, что приводит к обострению экологической ситуации. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Но все поправимо.

Нам не нравится мусор на месте отдыха на природе, мы готовы прикладывать усилия, чтобы менять мир к лучшему, делать простые действия, проявлять активную позицию и не упускать возможность сделать малую Родину чище, а отдых культурнее!

Актуальность данной акции заключалась в пропаганде правильного поведения туриста и простого жителя на природе и в местах общественного пользования.

Я предложила школьникам обратить внимание на проблему стихийных свалок в лесах, зеленых зонах, на улицах нашего микрорайона и найти нестандартное творческое решение наболевшей проблемы мусора. Ученикам предлагалось создать свой собственный антимусорный плакат, который был бы уникальным на 100% (т.е. созданным учеником); выполненным на плотной офисной бумаге формата А4 в черно-белой или цветной гамме и содержать четкий, крупный и понятный рисунок, а также краткий антимусорный слоган-призыв. Главное условие: плакат должен побуждать выкидывать мусор в урну, а не засорять природу и улицы Опалихи; быть симпатичным и аккуратно выполненным плакатом. В акции принял участие 31 человек, из них 10 учеников 6 «А» класса (1 победитель и 5 призеров), 10 учеников 6 «Б» класса (2 призера) и 11 учеников 6 «В» класса (2 призера). Победитель акции стал абсолютным лидером (рис.4).

Наиболее удачные работы были отобраны для дальнейшей демонстрации и пропаганды правильного поведения на природе, опубликованы на сайте образовательной организации, на инфостендах школы, а также на досках микрорайона Опалиха и в лесу (после согласования с администрацией городского округа). Надеюсь на большой «чистый» результат для нашего общего дома – Опалихи!

В заключение хочу отметить, что каждый ученик смог внести свой личный вклад в акцию и получить опыт групповой работы. Такие экологические акции с одной стороны доступны для выполнения, а с другой стороны имеют высокую социальную значимость, решают конкретные цели и задачи, развивают у школьников смелость, творческий подход к решению проблем, формирует личность активного гражданина будущего, в полной мере отвечает новым стандартам образования (ФГОС)! И конечно же, способствуют экологическому просвещению населения нашей страны.

Список используемых источников

  1. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков : Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 64 с.
  2. Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении / Н.Д. Зверев. - М. : «Академия», 2003. - 193 с.
  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
  4. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. – Москва : Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с. : ил.

16.01.2019 23:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!