СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УДК 50.504
ОТ ОСОЗНАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ К ПРОБЛЕМ – К ИХ РЕШЕНИЮ
Козлова Т.А.
МБОУ Опалиховская СОШ
Россия, Московская область, г.Красногорск
E-mail:
Аннотация. Человек принялся губить природу с самых первых дней своего существования, он рубит сук, на котором сидит. Основной бич страны – тотальная экологическая безграмотность. Во многом, это следствие отсутствия предмета экологии в системе дошкольного и школьного образования. Взращивая культуру правильного экологического поведения, мы делаем большой вклад в будущее страны, формируя правильное мировоззрение детей и делаем шаг к экологическому просвещению взрослого населения.
Abstract. Mankind began to ruin nature a great while ago. The mаin problem of our country is total ecological
Ключевые слова: экологические акции; мусор; макулатура; Опалиха
Keywords:
Человек принялся губить природу с самых первых дней своего существования. По мере того, как усложнялась человеческая цивилизация, так же стремительно ухудшалось и состояние экологии и сейчас человек дошел до такого уровня своего развития, что способен полностью убить жизнь на планете! Но проблема заключается в том, что не каждый индивидуум это осознает. Давайте разберем основные направления, по которым мы оцениваем происходящие изменения.
Стремительно ухудшается генофонд. Количество видов растений и животных с большой скоростью сокращается. Исходя из своих нужд и потребностей, человек продолжает разрушать естественную среду обитания живых организмов, вырубая леса, сокращая количество водоемов, меняя естественные русла рек и так далее.
Вырубка леса. Уничтожение лесных массивов происходит по всей планете и затрагивает даже парки и заповедники, которые являются главным поставщиком кислорода на планете.
Загрязнение атмосферы. Промышленные предприятия и транспорт производят отравляющие воздух выбросы. Зачастую, не проводится очистка выбросов (т.е. предприятия очень хорошо экономят на экологических мероприятиях). Немалый вред доставляют и кислотные дожди, причиной которых являются металлургические и химические производства. В процессе своей деятельности они загрязняют атмосферу оксидами серы и азота. При этом загрязняющие вещества могут распространяться на большие расстояния.
Загрязнение почвы. Почва загрязняется в основной своей массе благодаря грязному воздуху и захоронению отходов. Продукты жизнедеятельности цивилизации стремительно увеличиваются в объеме. Различные удобрения, используемые в сельском хозяйстве, также наносят не меньший вред почве, не говоря уже о специальных ядохимикатах.
Загрязнение воды. Промышленные отходы вредят рекам, озерам и подземным водам. Во многих районах планеты вода непригодна для питья. Каждый год в мировой океан поступает более 26 млн.т. нефтепродуктов, огромное количество неразлагающихся веществ, продуктов химической и военной промышленности. Зачастую, не проводится очистка сточных вод (т.е. предприятия ведут себя недобросовестным образом, экономя на экологических мероприятиях).
Разрушение озонового слоя. Примерно в 30 километрах от Земли находится тонкий озоновый слой, поглощающий ультрафиолетовые лучи. Это дает планете защиту. Озоновый слой разрушают фреоны (используется в аэрозолях, холодильниках), двигатели космических кораблей и самолетов. Дальнейшее разрушение этого слоя атмосферы способно кардинально изменить климат Земли.
Не будет преувеличением сказать, что планета – наша мать. Она нас кормит, поит, одевает, дает уют и комфорт. Но пользуясь всеми этими благами человек не только не заботится о своем главном сокровище, но и нещадно губит его. Человек рубит сук, на котором сидит.
В тоже время, каждый человек в миниатюре является экосистемой. Я абсолютно согласна с утверждением, что надо формировать отношение к собственной жизни по принципу гармонии внутреннего и внешнего мира, а также соответствии с законами природы.
Обеспечить себе нормальные условия в современной жизни очень непросто. Особенно это касается жителей больших городов, которые используют далекий от природных параметров воздух, воду, пищу — важнейшие составляющие здоровья человека. До какой-то степени человеческий организм может восстанавливаться и самоочищаться. Но, когда загрязняющих факторов становится слишком много, эта функция может нарушиться.
У жителей больших городов нарушается видеоэкология, поскольку они изо дня в день созерцают только антропогенные ландшафты (высотные дома, автомагистрали, бетонные конструкции), а человеку необходимо ежедневно смотреть на прекрасный природный мир, бывать на природе, слушать пение птиц, любоваться пейзажами, находиться в тишине. Психическое здоровье в последнее время считается чуть ли не самым важным в поддержании нормального гомеостаза организма. Очень часто психика жителей мегаполиса угнетена, это выражается в повышенной нервной возбудимости, агрессии, спешке, сезонных депрессиях. Современный человек испытывает большое количество психоэмоциональных перегрузок, даже просто перемещаясь по Москве на общественном транспорте – везде царит суета, повышенный шум. Островки природы, сохранившиеся в городе не всегда находятся в хорошем состоянии и не способны дать человеку отдых, восстановить видеоэкологию и утраченный баланс.
Что делать? Человеку обязательно нужно это понимать, оставлять время на общение с природой (это прогулки, спорт на свежем воздухе, посещение паков и лесных массивов, ежедневная прогулка в магазин пешком) и на восстановление духовных сил. Но здоровье планеты начинается со здоровья каждой страны, а здоровье страны зависит от состояния каждого живущего в ней человека, т.е. от каждого из нас. Россия начинается с нас с вами!
А чтобы природа могла нам помочь, мы должны помочь ей! Помочь ей восстановиться, сохраниться в условиях быстрого и стремительного наступления на нее, особенно в Подмосковье.
Основной бич нашей страны – тотальная экологическая безграмотность. Человек по-прежнему ведет себя так, будто он царь природы, а не гость планеты Земля. А он именно гость, а царь – сама природа. Во многом, экологическая безграмотность является следствием отсутствия предмета экологии в системе дошкольного и школьного образования. Если этому не учат с детства, то надеяться, что человек к этому придет самостоятельно во взрослом возрасте – по меньшей мере, нерационально.
Теперь давайте подумаем, как же это все рассказать и показать детям? Как заставить их задуматься об экологии, о важности природы и сохранении ее баланса? Каким способом это лучше сделать? Встает вопрос о необходимости дополнительного экологического образования школьников.
В настоящее время изменился заказ государства по подготовке выпускников. Необходимо, чтобы они умели ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, самостоятельно приобретать необходимые знания, быть способными творчески мыслить, самостоятельно повышать культурный уровень, уметь грамотно работать с информацией. Таким образом, главная цель образования 21 века - сформировать разносторонне развитую личность, умеющую мыслить и способную реализовать свой творческий потенциал и заботиться об окружающей природной среде.
При традиционном подходе к образованию эту задачу решить трудно. А дополнительное экологическое образование, в частности научно-исследовательская проектная деятельность как раз формирует способность к универсальным учебным действиям - организационным (регулятивным), интеллектуальным (познавательным), оценочным (личностным), коммуникативным. Такая работа развивает творческое мышление, инициативность и самостоятельность в принятии решений. Актуальность и востребованность экологической, научно-исследовательской проектной работы в школе подтверждается тем, что помимо всего перечисленного, дети на практике открывают для себя свою личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в будущем. Это достигается путем решения проблемы взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребёнка, вдохновляющей его, заряжающей энергией и мотивирующей на изменения.
А неотъемлемой частью проектной деятельности являются экологические акции, о которых мы далее поговорим подробно. Я предлагаю рассматривать экологические акции как составную часть проектной работы, как эксперимент на практике, «в поле».
Поле для применения экологических акций в системе дополнительного образования школьников великое множество. Это могут быть такие интересные направления, как:
Отмечу, что взращивая культуру правильного экологического поведения, мы делаем большой вклад в будущее страны! Мы формируем правильное мировоззрение последующих поколений! Помимо долгосрочной пользы мы делаем шаг к экологическому просвещению населения. Поскольку школьники могут рассказать о проведенных экологических акциях своим друзьям и семье. И тем самым будет расширяться круг благополучателей.
Остановлюсь более подробно на двух экологических акциях, которые я провела в МБОУ Опалиховская СОШ.
Эта акция была проведена в 2017 году. Я как человек неравнодушный к состоянию окружающей среды и давно внедривший у себя дома РСО (раздельный сбор отходов) решила провести в школе акцию по сбору макулатуры. Для этого я придумала красивое и яркое название для акции, четко обозначила пользу для природы от приема бумаги, разработала положение и мотивирующий плакат. Дальше объявила соревнование между классами на сдачу наибольшего объема бумажного вторсырья. И работа закипела: ребята стали искать бумагу повсюду – на даче, у родственников, соседей… Нам удалось собрать 1,5 тонны макулатуры, в акции приняло участие 25 классов школы - порядка 800 учеников. Это отличный результат. По результатам акции была сформирована группа лидеров, состоящая из 5 человек. В нее вошли ученики, принесшие более 40 кг макулатуры. Также были подведены итоги по классам. Победу одержал мой 5Б класс, сдавший бумаги больше всех – 146 кг! Победители были награждены почетными грамотами (рис.3) и призами – авторскими экосумками, которые являются отличной альтернативой одноразовым пластиковым пакетам.
На вырученные от сдачи макулатуры деньги было обновлен кабинет географии - закуплены наглядные пособия: комплект настенных карт, атласов для 5 – 11 классов и глобус.
От проведенной экологической акции осталось очень приятное впечатление и чувство глубочайшей удовлетворенности. С тех пор в нашей школе регулярно собирают макулатуру.
Вторая акция называлась «мусор – наш общий враг» и была реализована в октябре 2018 года.
Одной из проблем Подмосковной экологии является повсеместное загрязнение бытовым мусором загородных территорий и водоемов вблизи крупных городов. На территории нашего микрорайона Опалиха систематически появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители в ближайший лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия, что приводит к обострению экологической ситуации. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Но все поправимо.
Нам не нравится мусор на месте отдыха на природе, мы готовы прикладывать усилия, чтобы менять мир к лучшему, делать простые действия, проявлять активную позицию и не упускать возможность сделать малую Родину чище, а отдых культурнее!
Актуальность данной акции заключалась в пропаганде правильного поведения туриста и простого жителя на природе и в местах общественного пользования.
Я предложила школьникам обратить внимание на проблему стихийных свалок в лесах, зеленых зонах, на улицах нашего микрорайона и найти нестандартное творческое решение наболевшей проблемы мусора. Ученикам предлагалось создать свой собственный антимусорный плакат, который был бы уникальным на 100% (т.е. созданным учеником); выполненным на плотной офисной бумаге формата А4 в черно-белой или цветной гамме и содержать четкий, крупный и понятный рисунок, а также краткий антимусорный слоган-призыв. Главное условие: плакат должен побуждать выкидывать мусор в урну, а не засорять природу и улицы Опалихи; быть симпатичным и аккуратно выполненным плакатом. В акции принял участие 31 человек, из них 10 учеников 6 «А» класса (1 победитель и 5 призеров), 10 учеников 6 «Б» класса (2 призера) и 11 учеников 6 «В» класса (2 призера). Победитель акции стал абсолютным лидером (рис.4).
Наиболее удачные работы были отобраны для дальнейшей демонстрации и пропаганды правильного поведения на природе, опубликованы на сайте образовательной организации, на инфостендах школы, а также на досках микрорайона Опалиха и в лесу (после согласования с администрацией городского округа). Надеюсь на большой «чистый» результат для нашего общего дома – Опалихи!
В заключение хочу отметить, что каждый ученик смог внести свой личный вклад в акцию и получить опыт групповой работы. Такие экологические акции с одной стороны доступны для выполнения, а с другой стороны имеют высокую социальную значимость, решают конкретные цели и задачи, развивают у школьников смелость, творческий подход к решению проблем, формирует личность активного гражданина будущего, в полной мере отвечает новым стандартам образования (ФГОС)! И конечно же, способствуют экологическому просвещению населения нашей страны.
Список используемых источников
© 2019, Козлова Татьяна Анатольевна 306