СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по самообразованию Тема : «Использование технологии разноуровневого обучения при формировании лексико- грамматических навыков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт по самообразованию

Тема : «Использование технологии разноуровневого обучения при формировании лексико- грамматических навыков»

Главная цель моей работы - обеспечивать учащихся прочными знаниями и умениями; учить детей применять их в практической деятельности; создание в процессе обучения условий, способствующих сохранению психического здоровья детей; создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся посредством лексико-грамматических знаний английского языка; расширение кругозора детей, посредством получения социо- культурных знаний о странах изучаемого языка.

Задачи:

1. Использование различных методических приемов, повышающих интерес к английскому языку, для роста качества знаний учащихся;

2. Сочетание различных форм занятий с целью развития творческих способностей учащихся;

3. Сохранение здоровья детей путем снятия эмоциональной напряженности и создание ситуаций успеха при изучении предмета.

4. Использование грамматических знаний для решения различных коммуникативных задач.

Основные методы и методические приемы обучения английскому языку:

1. Работа со словарем с целью усвоения основных ЛЕ (лексических единиц);

2. Использование дидактических карточек при изучении английского языка;

3. Основные требования к составлению опорных схем и конспектов (например, при изучении видо-временных форм );

4. Использование таблиц, наглядности;

5. Формы активизации познавательной деятельности учащихся при работе с дополнительной литературой;( например подготовка к научно-практическим конференциям)

6. Внеурочная работа по английскому языку –олимпиады, декады.

7. Использование элементов ИКТ и ТСО на уроках английского языка.

Актуальность данной темы очевидна, т.к. без хороших лексико- грамматических знаний ученик не в состоянии правильно оформить своё высказывание, начинает испытывать серьёзные комплексы и также этот блок целиком выделен на ЕГЭ, что и служит серьёзным мотивом для работы с этой стороной английской речи. Кроме того учащиеся испытывают трудности, сталкиваясь с грамматическими структурами английского языка, т.к. пытаются найти аналогию с родным языком, что не всегда приводит к хорошим результатам

Для того чтобы на практике осуществить свои знания,надо эти знания почерпнуть из теории. Я бы хотела взять на вооружение некоторые теоретические изыскания и поделиться ими.

Согласно одному источнику технология разноуровневого обучения базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

  1. всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
  2. взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
  3. неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Ещё одно определение гласит: Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося

Согласно ещё одному источнику мы узнаём, что в существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе и достичь абсолютной однородности группы по составу невозможно. Решению этой задачи может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи – на диагностику способностей общения и деятельности учащихся.

Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации базируется не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

1) разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

2) предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

психолго-педагогическая диагностика учащегося;

сетевое планирование;

разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.

Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:

1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.

2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.

3 шаг – ознакомление с информацией.

4 шаг – освоение информации, которое может происходить через:

- проработку текста;

- взаимообучение.

5 шаг – контроль освоения информации.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.

5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

6) Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, право на собственное мнение и ошибку.

Изучая разные методические источники и анализируя различные методические комплекты можно убедиться в том, что обучение лексико-грамматической стороне речи построено на разноуровневой технологии: от простого к сложному.

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Я использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, использую дидактические карточки повышенной сложности. Например при изучении косвенная речь или изучение видо-временных форм активного и пассивного залогов.

Мне очень нравится так называемая «Своя Игра»- я проводила Мастер-класс. При помощи этой формы повторения можно за один урок вспомнить материал годичного курса. Я например повторила так курс 9 класса- задания здесь были построены разноуровневые- не трудные, повышенной сложности и вопросы которые надо было поискать в лингво-страноведческом справочнике или в книге для чтения( с которой как известно нам не хватает времени работать).

При подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам используются вне программные материалы, которые содержат материал повышенной трудности.

Я попыталась осветить интересный и важный вопрос о технологии разноуровневого обучения, которая имеет большое значение для формирования личности ребёнка, создаёт ситуацию успеха для всех учащихся, предоставляет выбор и необходимый уровень обучения.

Список литературы

1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В.

Дифференциация обучения: Педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка. //

Педагогика, 1992, №9-10.

2. Рогановский И. Дифференцированное обучение – как его осуществить?

// Народное образование, 1991, №3.

3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М.;

Педагогика, 1990.

4. Шахмараев Н.М. Дифференциация обучения в средней

общеобразовательной школе. // Дидактика средней школы – М.; 1982.

5.http://ru.wikipedia.org/wiki/Разноуровневое_обучение

Категория: Всем учителям
02.02.2016 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!