СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытая социально-педагогическая система.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно проявится у взрослого человека.

                                                             Томас Манн

 

В начале 90-х годов общество стало стремительно меняться. В общественных отношениях все чаще стали обращать внимание на демократичность и открытость. Такие стремительные перемены коснулись и образовательной сферы, в первую очередь общеобразовательной школы. Именно идеи общественно-ориентированного образования позволили по-новому посмотреть на общественное участие в развитии образования и возродить многие позитивные традиции школы.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и в юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Развитие - это происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе, оно в большей мере зависит от наследственности. Формирование - изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием определенных факторов. Формировать значит организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество.

Возникнув в условиях кризиса 90-х, модель общественно-активной школы (ОАШ) стала полем активного взаимодействия государства и общества, что позволило реализовать не только заказ государства, но и родителей. Продуктивная деятельность, присущая ОАШ, способствовала преобразованию местного населения в местное сообщество. Переосмысление школой своей образовательной задачи, роли и статуса в микрорайоне, развитие технологий по взаимодействию с сообществом  позволило ей выйти на новый уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества и, тем самым, минимизировать последствия кризиса в местных сообществах.

Модель ОАШ позволяет общеобразовательной школе стать общественно-активной без ущерба для ее основных функций в качестве муниципального образовательного учреждения. Общественно-активная школа  – это школа, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом.

В деятельности ОАШ четко просматриваются две взаимосвязанные составляющие: социальная и образовательная. ОАШ позволяют одинаково успешно и в неразрывном единстве эффективно решать социальные и образовательные проблемы. Образовательная составляющая ОАШ позволяет приблизить образование к повседневной жизни ребенка, сделать его более действенным и результативным.

Образование является уникальной сферой общественной жизни, в которой пересекаются интересы всех ее субъектов, начиная от государства и заканчивая каждым отдельным человеком, которая обеспечивает преемственность и стабильность социального бытия, одновременно создавая предпосылки для его изменения и динамичного  развития. Тем, какой будет Россия завтра, какие люди будут ее населять, как они будут работать и взаимодействовать, во многом зависит от того, каким будет образование, к какой жизни оно будет готовить человека, какие идеалы будут действительно реализовывать в своей педагогической практике учителя сегодня, к какой модели общественной жизни мы будем стремиться.

Образование призвано привести человека к принятым в обществе нормам деятельности и общения. Эти нормы определяют модели (правила) поведения человека, который принимает на себя социальные роли мужчины, женщины, ребенка, старика, сына, дочери, мужа, отца, матери, гражданина, учащегося, работника, члена различных этнических и конфессиональных групп, сообществ по интересам, профессиональных и политических объединений и т.п. В истории человечества эти нормы освящались традициями и религиозными заповедями, подкреплялись законами и рациональными обоснованиями, аргументировались ссылками на благо воспитанников и интересы общества.

Современное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования. Поиски новых форм в обучении и воспитании обучающихся связаны сегодня с процессом модернизации содержания образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации ребенка, гуманизации среды его обитания и жизнедеятельности. В  школе учитель, как правило, не просто руководит деятельностью ученика по освоению культуры, накопленной предшествующими поколениями, не просто управляет его развитием. Он организует пространство его жизни таким образом, чтобы иметь возможность постоянно контролировать каждый его шаг, направлять и корректировать его поведение.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определяют новые требования к российской системе образования.

Учебное заведение, работающее в реальном мире, заинтересованное в партнерстве с окружающим местным сообществом -  это школа, не замкнутая в периметре своих стен, стремящаяся решать проблемы «всем миром», дающая при этом необходимый социальный опыт ученикам, которые выходят за ее пределы вполне подготовленными к жизни. Модель общественно-активной школы предоставляет школе и местному сообществу возможность стать участниками гражданского образования населения, способствовать становлению и развитию российского гражданского общества, основанного на конкретных делах в интересах людей. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых установок личности.

Реализация проекта «Общественно-активная школа - школа XXI века» позволит общеобразовательной школе стать общественно-активной. Общественно-активная школа (ОАШ) - это школа, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья, школа и общество с ее постоянным и естественным характером воздействия  призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение  воспитательной функции как основной имеет общественный смысл. Поэтому так сильна потребность в объединении усилий школы, семьи и общества для развития детей.

Общественно-активная школа  – это:

  1. школа–музей, открывающая подрастающим поколениям доступ ко всему богатству человеческой культуры;
  2. школа–лаборатория, включающая детей и подростков в исследовательскую деятельность, направленную на открытие истины, на созидание знания;
  3. школа-сообщество, представляющая целостный социальный организм, функционирующий и развивающейся по законам демократии;
  4. школа–социальный центр, активно включенная в жизнь местного сообщества;
  5. школа–центр социального воспитания, стремящаяся быть как центром образования, так и центром социального воспитания подрастающих поколений, учитывающего и соотносящего огромное множество социализирующих их потоков.

Деятельность общественно-активной школы направлено не только на то, чтобы образовать ребенка в традиционном понимании, обеспечив усвоение ими учебных программ и успешное прохождение аттестационных испытаний (ЕГЭ и т.п.). Она систематически и последовательно стремится расширять социальный горизонт учащихся, приобщать их к социально-историческому образу жизни общества, формировать у детей правовое сознание и гражданскую ответственность, развивать у них инициативность и самостоятельность, ответственность и толерантность, адаптивные возможности на будущем рынке труда. Общественно-активная школа создает социально приемлемое и культурно насыщенное пространство, поддерживающее природную активность ребенка, его самореализацию, физическое, душевное и духовное становление, интеллектуально-практическое, эмоционально-ценностное и нравственно-волевое развитие.

 

РОЛЬ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в  становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка. 

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

 Понятие «воспитание» имеет два основных значения: широкое (социальное) и узкое (педагогическое). В широком социальном смысле воспитание понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего социального устройства общества: семьи, детского сада, школы, средств массовой информации, церкви и т. д. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

ФОРМЫ СВЯЗИ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ

 Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни. Воспитание ребенка - это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.  Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов или в роли организаторов мероприятия. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.

В  настоящее время все чаще и чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть клубы по интересам, кружки, посещение семей на дому, конференции, "круглые столы", семинары, спортивные соревнования, КВН  и др. Возможно использование письменных форм работы с родителями: записки на стендах, бюллетени, анкеты, опросники для родителей для выявления их потребностей и мнений о работе школы. В последнее время получила распространение такая форма работы: мамы или папы, бабушки или дедушки, используя свой жизненный опыт или профессиональные навыки, проводят встречу с детьми (группой или классом) или с другими родителями. Иногда родители берутся за проведение занятий с детьми или взрослыми, обучая их вязанию, изготовлению поделок из бумаги, игрушек и др. Особого внимания заслуживает проведение тренингов для родителей и совместных тренингов родителей и детей, главная задача которых - помочь родителям осознать свой собственный опыт.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытой школы: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость школы, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать школе  "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе школьного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания. Доверие  родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Итак, основная цель всех форм и видов взаимодействия школы  с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги же в свою очень серьезно работают над собой, готовят себя к грамотному общению с родителями посредством практикумов, тренингов, ролевых игр, творческих заданий и др. Дискуссии помогают педагогам увидеть разные точки зрения, высказать свое мнение, прийти к некому общему знаменателю. Важно отметить, что успех взаимодействия педагога и родителей напрямую связан с активной позицией самого педагога, с его желанием научится, измениться. Верно говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам. Решение воспитательных задач в процессе социального формирования личности осуществляется под воздействием многочисленных факторов стихийного характера и социальных институтов общества. Базисной основой первичной социализации личности является семья как ячейка общества, необходимая для сохранения и воспроизводства, существующих в обществе структур и отношений, являясь в то же время главным условием реализации задатков и способностей человека.

Современная школа все чаще использует в своей деятельности социальную работу, которая решает такие важные социальные задачи, как : содействие в создании нормальных условий для жизни человека и общества; выявление предотвращение, устранение и смягчение общественных и личных конфликтов, развитие способности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости; поиск и освоение источников помощи; выявление и раскрытие возможностей для получения образования.

Для решения этих задач школа меняет формы и содержание своей работы с семьей, в ней начинает утверждаться понимание того, что основное воспитание ребенка происходит как в школе, так и в семье. И необходимо все усилия направлять на психолого-педагогическую поддержку стабильного состояния семьи, на установление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей. Изменение структуры школы, как показал наш опыт, вносит коррективы во взаимоотношения школы и семьи.

Современная школа объединяет семью, внешкольные спортивные, творческие и другие учреждения, дворовые объединения, родительские и другие социальные институты в микрорайонах, направляя их на решение основной задачи - социального воспитания.

На сегодняшний день наша школа МКОУ «Лицей №1» г.п. Нарткала, сохранив лучшие традиции воспитания, ведет активный поиск его нового содержания и средств работы с детьми. В 2013-2014   учебном году наша школа включилась в движение общественно-активных школ России. Выбор развития школы по модели общественно-активной школы (ОАШ) позволит нам стать не только воспитательным, но и социокультурным центром. Образование и воспитание учащихся в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения к самому себе, окружающим людям и природе, обладающего ключевыми компетенциями, способного свободно и позитивно воспринимать жизнь. Реализация программ общественно-активной школы ставит своей целью не просто представление образовательных услуг ученикам, но и привлечение родителей и сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед лицеем, так и перед сообществом. В основе модели общественно-активной школы (ОАШ) лежит убеждение в том, что лицей  не может существовать отдельно от нужд и потребностей окружающего её сообщества.

 Лицей   функционирует в условиях определённой внешней среды. К внешней среде относятся  экономические, социальные, технические факторы, которые влияют на деятельность ОУ и на социализацию учащихся.    Важнейшим  направлением  деятельности учреждения является  постоянная связь с ветеранами педагогического труда, ранее работавшими в нашей школе. Педагоги приглашаются на Вечера встречи. Учитывая то, что 64 педагога  школы – это бывшие выпускники данной школы, эти встречи способствуют поддержанию школьных традиций, а также преемственности педагогического опыта и созданию атмосферы взаимопонимания.  О становлении нашей школы, начиная с 40-х годов  и ее хороших традициях, издана книга «Самая первая» и функционирует школьный  музей. Школьный танцевальный ансамбль «Синдика»   принимает активное участие во всех мероприятиях как школы,  так и за  ее пределами.

С внедрением в ОУ профильного обучения наш лицей разработал программу, которая предполагает прохождение практики учащимися химико-биологического профиля в Урванской районной больнице. За время практики лицеисты учатся оказывать первую доврачебную помощь пациентам, делать различные процедуры. Одним словом, они «примеряют» профессию врача и делают вывод «Смогут ли они работать врачом».

Говоря о милосердии, хочется отметить, что учащиеся нашего ОУ оказывают шефскую помощь детскому территориальному центру. Регулярно проводятся акции «Помоги ребенку», предполагающие не только материальную помощь, но и концертно-развлекательные программы в центре; «Уважай старость», предполагающие посещение пожилых людей, ветеранов войны и труда, шефскую помощь.

Список литературы

  1. Емузова Нина Гузеровна, директор ИПК и ПРО КБГУ, профессор, доктор педагогических  наук, руководитель СДО КБР, руководитель проекта «Общественно-активная школа как фактор формирования гражданского общества в условиях Северного Кавказа»
  2. Мизова Марина Хабаловна, зав. каф. управления образованием ИПК и ПРО КБГУ,кандидат педагогических наук, координатор проекта «Общественно-активная школа как фактор формирования гражданского общества в условиях Северного Кавказа»
  3. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: Восхождение к общественно-активной школе. М., 2009.
  4. Анцыферова А. Г. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. Психологические исследования социального развития личности. - М.: Институт психологии, 1991,123с.;
  5. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании.-М.,1985,59 с.;
  6. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. - М, 1910, 207 с.;
  7. Васильева Э.В. Семья и учебные успехи школьников. Социологические проблемы образования и воспитания. - М., Педагогика, 1973, 112с.;
  8. Гуров В.Н. и др. Социальные службы и семья. - Ставрополь, 1995,164с.;
  9. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991,264 с.;
  10. Майдиков И.М. Основы социологии. - М., 1999,268с.;
  11. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. - В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Просвещение, 1982,139с.;
  12. Спутник классного руководителя. Под ред. Бочаровой В.Г.-М. Педагогический поиск.,1997,156 с.;
  13. Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России. - М., Педагогика, №6. 1993;
  14. Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. - М., 1983,174с.;
24.01.2015 15:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!