СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по теме "Дымковская игрушка. Лепка из пластин и полос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» городского округа город Мантурово» Город Мантурово 2019 г.

Открытое занятие по теме «Дымковская игрушка.» Конструктивный способ Лепка из пластин и полос (печка, лодка, стол и т. д.) Павлючкова Елена Викторовна педагого дополнительного образования. Объединение декоративно- прикладного искусства «Нериаж» (лепка)

Форма проведения: практическая работа.

Вид занятия: изучение нового материала.

Цель: расширить знания обучающихся о способах изготовлении дымковской игрушки, понятия о стилизации, передачи в лепных изделиях объёмной формы, её пропорций, соотношений. Дать начальные сведения изготовления дымковской игрушки используя технику сборки из полос или пластин.

Задачи: освоения техники выкраивания и сборки изделия из плоских деталей (метод аппликации); получение пластины методом раскатывания из пласта и примазанных между собой жгутов; использование данного метода и применение развёртки в лепке фигурки по мотивам вятского промысла; стилизация взятого предмета.

Обучающие: закрепление навыков работы техникой пластин; создание изделия дымковского образца; закрепить приём создания глиняного изделия, в конструкции которого использованы пластины.

Развивающие: развивать познавательную активность; творческое мышление; мелкую моторику рук; творческие способности учащихся и реализовывать индивидуальные интересы учащихся.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, уважение к чужому труду, бережное отношение к инструментам и материалам, своим и чужим работам.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический; репродуктивный; элементы исследования; фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование занятия: образцы изделий, выполненные в технике пластин и полос и декорированные разными способами; комплект материалов и инструментов для работы (глина, тряпки, тарелки в качестве болванок, стеки, петельки, полиэтилен для прокладки); подставки.

Время выполнения: 40 мин.

План занятия.

I. Организационная часть. II. Постановка художественной задачи. III. Работа в материале. IV. Итог занятия.

I. Организационный момент (2 мин.) Проверка посещения учащихся и подготовки к занятию, размещение учащихся за рабочими местами и готовность рабочего места.

II. Сообщение задачи и учебного материала (5 мин.) На сегодняшнем занятии мы познакомимся с изготовлением глиняных игрушек, сконструированных из отдельных пластин или полос. Данная техника используется при производстве плоскостных вещей, как то дымковская печь, лодка и др Таким способом могут создаваться широкие или узкие, любой формы глиняные пластины, из которых в дальнейшем склеиваются отдельные части глиняной поделки и конструируется сама игрушка. Отдельные жгутики плотно укладываются на поверхность подставки, скрепляются между собой, в результате чего получается глиняная полоса или любой формы аппликация. В другом случае из одной массы раскатывается пластина, которая и служит нам отдельной деталью в сборке игрушки. лепили. На сегодняшнем занятии наша задача- лепка изделия дымковского промысла плоскостной формы формы из нескольких деталей. Работа, как всегда, начинается с выбора понравившегося вам изделия. На данный момент предлагается на обсуждение и выбор дымковские столик, стул либо другой вид придуманной вами мебели, печь или же лодка (плавсредство) Обсуждение эскизов коллективно или индивидуально. Уточнив и утвердив эскизы у каждого из учащихся, преподаватель кратко рассказывает о приёмах и последовательности ведения работы:

III. Работа в материале (30 мин.) Получение пластины жгутовым способом. В качестве исходного материала раскатывается несколько жгутов различного диаметра: валик большего диаметра используется как основа глиняной аппликации, колбаски же меньшего диаметра берутся для сцепления основных жгутов способом распределения и перегонки их на большие колбаски. Как вариант крепления больших валиков между собой можно отщипнуть просто небольшие кучки глины и распределить их между основными жгутами. В обоих случаях нужно зафиксировать внимание на том, чтобы взятые большие жгутики как можно прочнее примыкали друг к другу, для чего с двух сторон взятых нами колбасок нужно поместить пальцы левой руки, примазывание же производить большим пальцем правой руки. Два пальца левой руки создают своего рода барьер для излишнего распределения глины в какую- либо сторону, что может привести к уменьшению толщины пластины или полосы и сохраняют боковую сторону более менее ровной. Не забывать укладывание и сцепление жгутов производить на увлажнённой поверхности подставки, в противном случае снятие пластины с неё может сопровождаться деформацией полученной полосы, трещинами или порывом. Заглаживание производить смоченной поверхностью подушечки пальца. Получение пластины методом раскатывания из целого пласта. При втором способе получения нужной детали игрушки берётся отдельный пласт и раскатывается на подставке скалкой либо другим предметом цилиндрической формы соответствующей длины. В данном случае для сохранения требуемой толщины пластины будем использовать бруски, либо то, что может их заменить. Бруски располагаются с двух сторон пласта и ограничивают излишнее перемещение глины при надавливании скалки. Толщина пластины зависит от задуманного изделия. • При первом и втором варианте желательно повысить плотность раскатываемой глины, для чего периодически торцом внутренней поверхностью ладоней рук нужно сжимать собираемую пластину, направляя руки навстречу друг другу. Данное действие совершать с двух противоположных сторон аппликации. Наибольшая плотность полученного листа не позволит ей порваться при дальнейшей сборке конечного изделия, когда возможен и изгиб полученной полосы в зависимости от внешнего вида игрушки.

Раскатываем жгутов желательно производить пальцами, которые должны постоянно перемещаться по всей длине рабочего валика. Работа пальцев рук на одном месте приведёт к образованию выемки или так называемой колее на жгуте, и, как следствие на пластине.

• Жгутики желательно не просто укладывать, а плотно соединять и буквально втискивать друг в друга для удаления воздуха. Присоединение и укладка очередного валика происходит только после соединения предыдущих. При этом на начальной стадии заполнения желательно удерживать получившийся из них жгутов пласт (используя пальцы левой руки) при примазывании к нему очередной «колбаски», так как при давлении примазываемого жгута к частично сформированной пластине она от давления на неё маленького жгута будут отодвигаться и «убегать», а пальцы левой руки выступают в данном случае ограждением перемещения слепливаемого пласта. • Выравнивание внутренней поверхности желательно производить подушечкой большого пальца правой руки, так как именно он из всех пяти пальцев имеет самую большую «рабочую» поверхность и обладает наибольшей силой давления (не забываем смачивать рабочую поверхность пальца по мере прилипания к гему кусочков глины и не ранее). Заглаживание и обработку пластины производить с обоих сторон, поверхность изделия должна быть гладкой, при присутствии горок следует произвести «ямочный ремонт» и замазать все впадины глиной. .

Подходим к соединению вылепленных глиняных частей изделия. Ничего нового не изобретаем, использум, как всегда, насечки в местах стыковки соединяемых пластин и нанесения на стыкуемую поверхность шликера. Зазоры на наружней поверхности в месте соединения замазываем. Мы даже для страховки предварительно углубляем наружнюю линию соединяемых частей: углубляем длину на несколько миллиметров и заполняем полученную борозду жгутом, так будет крепче. Внутреннюю часть соединяемых деталей объединяем жгутом, который и распределяем равномерно в месте соединяемых плоскостей. Для донышка, если оно необходимо (печка, лодка), можно сделать дополнительный глиняный лист, выбрав понравившийся способ. Крепление к боковым частям происходит по вышеописанному способу. Подошло время вылепить для верхней части выбранной стороны лодки голову в виде животного или птицы (именно так выглядели плавучие средства в старину до принятия христианства). Отметив нужное место, вырезаем отверстие и примазываем созданную часть к самой лодке жгутом, не забыв показать шею. При желании на боковую части, вдоль всей длины бортов, процарапываем стекой полосы для имитации брёвен стекой (смочим её для лучшего скольжения). •. К данному тулову можно присоединить ещё детали какого-либо животного.

Материалом для ножки (основания, если это стол) должна послужить более плотная глина, так как именно на неё приходится весь вес пластины, и именно ножка может в первую очередь деформироваться от давления веса почти всего изделия. Вылепленный цилиндр может послужить основанием. Во избежание провисания краёв стола и для удержания равновесия (как временные ножки) под нижнюю часть пластины подкладывается дополнительная опора, по мере высыхания убранная (высота его должна равняться высоте основания-ножки), которая и будет удерживать на себе вес нашей «конструкции», позволяя ей благополучно засыхать и сохранять вылепленную нами форму. • Часть ножки желательно углубить на несколько миллиметров в обратную сторону столешницы. (для лучшей стыковки), насечки и примазываемый жгут (смахивающий на сварочный шов) не отменяются. Оставшееся время пускаем на сервировку стола, предварительно накрыв его скатертью. Ею будет служить расплющенный и собранный в виде оборки жгутик.

IV. Подведение итогов. (3 мин.) Работы расставляются на столе, рассматриваются и обсуждаются коллективно. Отметки выставляются по желанию.

Категория: Прочее
07.10.2019 19:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!